Введение………………………………………………………….…………2
1. Уровни и кризисные этапы в развитии зрелости 4
1.1. Понятие «зрелости» 4
1.2. Значимость кризисов в развитии личности 7
2. Особенности кризисов на различных этапах развития личности 14
2.1. Ранняя зрелость 14
2.2. Кризис «смысла жизни» 17
2.3. Средняя зрелость…………………………………………….……..18
2.4. Кризис середины жизни……………………………………………21
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………….26
Читать дальше
Проблема развития индивида, становление его как личности — кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Вместе с тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция – все это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте.
За свою жизнь человек проходит через ряд стадий своего развития - младенчество, детство, отрочество, переходный возраст, взросление, зрелость, пожилой возраст, и наконец, старость и угасание. На каждом этапе возникают свои задачи и приоритеты, жизненные проблемы и связанные с ними переживания. Каждый возрастной период насыщен уникальными, характерными только для этого периода психологическими и поведенческими особенностями, которые за пределами этого возраста не повторяются.
Переход от одного качественного состояния к новому качественному состоянию невозможен без прохождения и преодоления возрастных кризисов. Во время стабильных периодов человек накапливает различные умения и знания. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. До тех пор, пока не наступает момент, когда накопленные знания начинают противоречить имеющемуся пониманию того, что есть что. Наступает кризис, который находит свое отражение в поведении. Во время кризиса происходит разрушение представлений человека по многим позициям.
В ситуации проживания кризиса, человек не только повышает уровень своего психологического развития, но также качество жизни и зрелость своей личности. Он обретает внутреннюю уверенность, способность решать проблемы. Появляются новые компетенции для повышения уровня жизни. Происходит наработка новых ресурсов, новых форм реагирования в ситуации, приводя к более высокому уровню развития личности, ее психологического состояния.
Преодоление кризиса будет достаточно легким, если у человека большой внутренний ресурс и сила кризиса при этом незначительная. В этом случае человек без помощи специалиста может выйти на уровень психологического развития, развить новые формы реагирования.
Если внутреннего ресурса недостаточно для преодоления кризиса, то человек получит более сложные переживания и в этом случае ему понадобится помощь психологов, специалистов. Получив такую помощь, человек может достаточно эффективно справиться с этой ситуацией.
Поэтому, очень важно для человека пройти все этапы зрелости и пережить все кризисные эпизоды. Именно они помогут ему стать сильнее, развить в себе новые духовные и социальные качества и разрешить свои внутренние конфликту.
Читать дальше
1. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 170 с.
2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / М. Просвещение, 2018. – 567с.
3. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Б. А. Сосновский [и др.]; под редакцией Б. А. Сосновского. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 359 с.
4. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.
5. Геронтопсихология: учебное пособие: для студентов вуза, обучающихся по специальности 37.05.01 «Клиническая психология» / О. И. Дорогина, Ю. В. Лебедева, Л. В. Токарская, Е. В. Хлыстова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2020. – 131 с.
6. Ермолаева М.В. «Психология развития». — М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2019. - 4с.
7. Мандель, Б. Р. Возрастная психология: учебное пособие / Б.Р. Мандель. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 350 с.
8. Матяш, Н. В. Возрастная психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 268 с.
9. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
10. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 275 с.
11. Психология молодежи / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко, В. И. Бондин [и др.]. – Москва: РУСАЙНС, 2020. – 404 с.
12. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.]; под общей редакцией Л. А. Головей. – 2-е изд., испр. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 413 с.
13. Фельдштейн Д.И. «Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности». — М.: МПСИ: Флинта., 2018. – 278с.
14. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 457 с.
Читать дальше