ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ 7 1.1 Эмоциональное выгорание и психологические детерминанты его обуславливающие 7 1.2 Психологические детерминанты синдрома эмоционального выгорания: локус-контроль, психологические защиты и копинг-стратегии в деятельности врача 18 1.3 Самореализация врача как личностный ресурс преодоления эмоционального выгорания 24 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И КОПИНГ СТРАТЕГИЙ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ 30 2.1 Цель, задачи и гипотезы исследования 30 2.2 Организация и методики исследования 30 2.2 Анализ результатов первичной диагностики 31 2.3 Результаты исследования и их анализ 41 2.3.1 Анализ уровня субъективного контроля у медицинских работников 41 2.3.2 Анализ базисных копинг-стратегий поведения у медицинских работников 42 2.3.3 Анализ доминирующих защитных механизмов у медицинских работников 44 2.3.4 Уровень и выраженность симптомов эмоционального выгорания у медицинских работников 46 2.3.5 Анализ уровня и компонентов самореализации личности у медицинских работников 49 2.3.6 Корреляционный анализ 50 Выводы по второй главе 55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59 Приложения 64

«ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ С УРОВНЕМ ДЕПРЕССИИ»

дипломная работа
Психология
50 страниц
71% уникальность
2022 год
24 просмотров
Ризо А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ 7 1.1 Эмоциональное выгорание и психологические детерминанты его обуславливающие 7 1.2 Психологические детерминанты синдрома эмоционального выгорания: локус-контроль, психологические защиты и копинг-стратегии в деятельности врача 18 1.3 Самореализация врача как личностный ресурс преодоления эмоционального выгорания 24 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И КОПИНГ СТРАТЕГИЙ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ 30 2.1 Цель, задачи и гипотезы исследования 30 2.2 Организация и методики исследования 30 2.2 Анализ результатов первичной диагностики 31 2.3 Результаты исследования и их анализ 41 2.3.1 Анализ уровня субъективного контроля у медицинских работников 41 2.3.2 Анализ базисных копинг-стратегий поведения у медицинских работников 42 2.3.3 Анализ доминирующих защитных механизмов у медицинских работников 44 2.3.4 Уровень и выраженность симптомов эмоционального выгорания у медицинских работников 46 2.3.5 Анализ уровня и компонентов самореализации личности у медицинских работников 49 2.3.6 Корреляционный анализ 50 Выводы по второй главе 55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59 Приложения 64
Читать дальше
Актуальность работы. Данное исследование посвящено проблеме синдромы эмоционального выгорания (СЭВ) врачей. Изучение этого синдрома актуален в наше время, так как современный человек живет в окружении постоянного стресса. Одним из таких факторов, вызывающих стресс, является трудовая деятельность. Профессиональная деятельность человека играет важную роль в его жизни, она может как созидать и нести положительный характер, так и разрушать, и нести негативный характер. СЭВ снижает эффективность профессиональной деятельности человека и плохо сказывается на его личности и здоровье. В настоящее время накоплен большой научный материал в изучении компонентов выгорания, симптомов и факторов, способствующих его появлению.


Лучшее решение это - купить курсовую работу по искусству в Work5. Доверьте написание курсовой работы профессиональным авторам!


В теоретическом плане требует обоснования проблема взаимодействия факторов выгорания и ресурсов преодоления выгорания, поэтому необходимо определение и конкретизация личностных ресурсов преодоления синдрома профессионального выгорания, способных не допустить появления СЭВ. Совокупность физических, поведенческих и психологических негативных факторов [49] способствует появлению и развитию у врачей нарастающего чувства неудовлетворенности своей деятельностью, ухудшение его самочувствия и настроения, а также накоплению усталости. В результате СЭВ снижается эффективность профессиональной деятельности, и врачу становится сложно справляться со своими обязанностями, происходит потеря творческого настроя относительно предмета и продукта своего труда, деформация профессиональных отношении, ролей и коммуникации. В связи с этим проблемой исследования является необходимость знания симптомов выгорания врачей, а также профилактика данного синдрома для предотвращения необратимых последствий. Проблема профилактики СЭВ является одной из приоритетных и актуальных задач психологического пространства медицинского учреждения, и одним из главных факторов психологического сопровождения профессиональной деятельности врача. Проблема профессионального (эмоционального) выгорания рассматривалась в трудах зарубежных и отечественных ученых, таких как К. Маслач, Р. Шваб, В.В. Бойко , Т.В. Форманюк, Н.Е. Водопьяновой, Чутко Л. С. и других. Все вышеизложенное и определило актуальность данного исследования. Цель работы: выявление и изучение личностных ресурсов преодоления синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Задачи теоретического исследования: 1. Изучить синдрома эмоционального выгорания и психологических детерминант его обуславливающих; 2. Рассмотреть психологические детерминанты синдрома эмоционального выгорания: локус-контроль, психологические защиты и копинг-стратегии в деятельности врача; 3. Обосновать возможности самореализации врача как личностный ресурс преодоления эмоционального выгорания. Задачи эмпирического исследования: 1. Подбор психодиагностических методик; 2. Формирование выборки эмпирического исследования; 3. Проведение психодиагностики и составление сводной таблицы результатов психологического тестирования; 4. Качественный анализ полученных данных; 5. Формулировка выводов. Предмет: личностные ресурсы преодоления синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Объект: синдром эмоционального выгорания. Гипотеза исследования: у врачей, добровольно сменивших специализацию и работающих на себя или частных клиниках, низкий и отсутствующий уровень выгорания и депрессии и профессиональной тревожности, но общая тревожность должна встречаться в разных формах. Методологической и теоретической основой работы являются труды: Р.С. Лазаруса, С.К. Нартовой-Бочавер, П.И. Сидорова, С. Джексона, К. Маслач, С. Фолкмана, Г. Фреденберга, Э. Фромма, С. Хобфолла. Методы исследования: 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2. Эмпирические методы; 3. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов. Методики исследования: 1. Шкала депрессии Бека 2. Тест выгорания Маслач, MBI 3. Диагностика уровня эмоционального выгорания (автор – В.В. Бойко). 4. Методика диагностики риска синдрома эмоционального выгорания (автор – Б. Поттер). Достоверность полученных результатов исследования может быть выявлена посредством анализа совокупности теоретико-методологических оснований, избранной методологии исследования, его логики и практического подтверждения. Научной значимостью данного исследования является то, что при дальнейшей разработке данной проблематики, можно глубже проанализировать синдром эмоционального выгорания. Практическая значимость данной работы состоит в подборе диагностического инструментария для исследования синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников и личностных ресурсов, помогающих совладать с данным синдромом. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, насчитывающего 50 наименований и приложений

Читать дальше
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы, вслед за К. Маслач, определяем синдром эмоционального выгорания как сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение, возникающее вследствие продолжительной эмоциональной нагрузки. К признакам эмоционального выгорания можно отнести следующие: 1. чувство постоянной усталости; 2. потеря мотивации и профессиональных перспектив; 3. негативное восприятие своей профессиональной подготовки; 4. отрешенность и чувство одиночества; 5. снижение удовлетворения и чувства выполненного долга, душевные страдания; социальная самоизоляция; 6. перенос своих неурядиц на других и другие. Основной целью профилактики эмоционального выгорания у врачей является предупреждение появления у них данного синдрома. Существуют следующие показания к профилактической психологической работе по вопросам эмоционального выгорания врачей: неадекватно завышенный уровень притязаний в профессиональной деятельности, экстремально высокая субъективная значимость профессиональной деятельности, сниженная способность соблюдать дистанцию по отношению к работе. С целью изучения уровня риска возникновения эмоционального выгорания у педагогов нами было проведено экспериментальное исследование Выборка исследования представлена врачами-остеопатами в количестве 60 человек. В качестве диагностического инструментария мы использовали методики «Диагностика риска синдрома эмоционального выгорания» (автор – Б. Поттер), опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (автор – К. Маслач) и шкалу депрессии Бека По результатам первичной диагностики уровня риска возникновения синдрома эмоционального выгорания у врачей уровень СЭВ находится на довольно низком уровне. Проанализировав результаты первичной диагностики врачей, нами была составлена программа профилактики профессионального выгорания медицинских работников «Как «не сгореть» на работе» Таким образом, цель исследования достигнута и задачи решены. Нами были выявлены и изучены личностные ресурсы преодоления синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников.
Читать дальше
1. Андреева, Н. Ю. Особенности профессионального выгорания как нарушенной идентичности / Н. Ю. Андреева // Отдел кадров. [Текст] – 2009. – № 9. – С. 67-70. 2. Анциферова, Л. И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Л.И. Анциферова. [Текст] – Москва, 2000. – 202 с. 3. Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / О. И. Бабич. – Волгоград: Учитель, [Текст] – 2009. – 122 с. 4. Беляева, О. В. Формирование стрессоустойчивости у сотрудников социальной службы: (программа семинара-тренинга) / О. В. Беляева // Работник социальной службы. [Текст] – 2011. – № 7. – С. 104 -112. 5. Бодров, В. А. Проблема преодоления стресса. Ч. 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса / В. А. Бодров // Психологический журнал. [Текст] – 2006. – Т. 27. – № 2. – С. 113-122. 6. Бодров, В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / В. А. Бодров. – Москва, [Текст] – 2001. – 56 с. 7. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В. В. Бойко. – Москва: Информационно - издательский дом «Филинъ», [Текст] – 2006. – 264 с. 8. Бойко, О. В. Охрана психического здоровья / О. В. Бойко – Москва: Информационно - издательский дом «Филинъ», [Текст] – 2006. – 234 с. 9. Борисова, Е. М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности / Е. М. Борисова: под ред. Л. И. Анциферовой. –Москва: Наука, [Текст] – 2001. – 35с. 10. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. – Москва: Мысль, [Текст] – 2008. – 302 с. 11. Братусь, Б. С. Возможна ли нравственная психология / Б. С. Братусь. – Москва: Мысль, [Текст]. – 2008. – 59 с. 12. Водопьянова, Н. Е Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – Санкт-Петербург: Питер. [Текст]. – 2005. – 336 с. 13. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. Санкт-Петербург: Питер, [Текст]. – 2009. – 336 с. 14. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова. – Санкт-Петербург, [Текст]. – 2005. – 336 с. 15. Волобаев, В. М. О феномене «выгорания» с позиции синдромного метода исследования / В. М. Волобаев// Психотерапия. [Текст]. – 2008. – № 7. – С. 56-57. 16. Гориславская, И. Решение проблемы выгорания в организации / И. Гориславская // Отдел кадров. [Текст]. – 2006. – № 3. – С. 111-114. 17. Грабе, М. Синдром выгорания. Болезнь нашего времени / М. Грабе. – Москва, [Текст]. – 2009. – 98 с. 18. Густелева, А. Н. Позитивное самоотношение как фактор устойчивости к «выгоранию» / А.Н.Густелева // Психология обучения. [Текст] – 2011. – № 3. – С. 90-98. 19. Дубровина, И. В. Практическая психология образования: учебное пособие / И. В. Дубровина. – Санкт-Петербург: Питер, [Текст]. – 2004. – 592 с. 20. Ермакова, Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) / Е. В. Ермакова // Культурно-историческая психология. [Текст]. – 2010. – № 1. – С. 27 - 39. 21. Засыпкина, Н. Н. Плата за мастерство: эмоциональное выгорание работника / Н. Н. Засыпкина // Начальная школа плюс До и После. [Текст] – 2011. – № 7. – С. 70-72. 22. 2Зуева, О. В. Роль психолога учреждения медицинского обслуживания в формировании благоприятного психологического климата в трудовом коллективе: (предупреждение синдрома эмоционального выгорания) / О. В. Зуева // Работник социальной службы. [Текст]. – 2011. – № 8. – С. 89 - 127. 23. Иванова, Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности / Е. М. Иванова. – Москва. [Текст]. – 2002. – 45 с. 24. Исмагилова, Ф. С. Профессиональный специалист в организации и на рынке труда / Ф. С. Исмагилова. – Екатеринбург. [Текст]. – 2009. – 156 с. 25. Кабаченко, Т. С. Психология в управлении человеческими ресурсами: учебное пособие / Т. С. Кабаченко. – Санкт-Петербург: Питер, [Текст]. – 2003. – 45 с. 26. Каверин, С. Б. Мотивация труда / С. Б. Каверин. – Москва, [Текст]. – 2008. – 230 с. 27. Калашникова, М. Б. Копинг-стратегии / М. Б. Калашникова, Ю. С. Широкова // Педагогика. [Текст]. – 2011. – № 3. – С. 50-57. 28. Климов, Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях: учебное пособие / Е. А. Климов. [Текст]. – Москва , 2005. – 65 с. 29. Климов, Е. А. Психологическое содержание труда / Е. А. Климов. [Текст] – Москва, 2006. – 35 с. 30. Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. [Текст] – Москва, 2006. – 85 с. 31. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 84 с. 32. Климов, Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е. А. Климов. [Текст] – Москва, 2013. – 345 с. 33. Котик, М. А. Некоторые психологические механизмы возникновения интереса в труде / М. А. Котик // Вопросы психологии. [Текст] – 2009. – С.81-92. 34. Котова, Е. В. Социально-психологические факторы, обуславливающие синдром эмоционального выгорания / Е. В. Котова, С. В. Койвестонена // Психология обучения. [Текст]. – 2010. – № 3. – С. 13-27. 35. Куликов, Л. В. Психогигиена личности / Л. В. Куликов. [Текст] – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 464 с. 36. Мадди, С. Р. Смыслообразование в процессе принятия решений / С. Р. Мадди// Психологический журнал. [Текст]. – Москва, 2009. – С. 87-101. 37. Макарова, Г. А. Синдром эмоционального выгорания / Г. А. Макарова. [Текст] – Москва, 2006. – 424 с. 38. Моросанова, В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: структура и функции в произвольной активности человека / В. И. Моросанова. [Текст] – Москва,2008. – 39 с. 39. Никифоров, Г. С. Практикум по психологии здоровья / Г. С. Никифоров. [Текст]. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 351 с. 40. Пискова, Д. М. Закономерности формирования профессионального выгорания / Д. М. Пискова, И. В. Михалец // Вестник высшей школы. [Текст] - Москва. – 2012. – № 6. – С. 36 -41. 41. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д. Я. Райгородский. [Текст]. – Самара, 2001. – 672 с. 42. Сафаргалиева, С. Г. Программа профилактики эмоционального выгорания сотрудников центра социального обслуживания / С. Г. Сафаргалиева // Работник социальной службы [Текст]. – 2011. – № 10. – С. 93-106. 43. Сидоров, П. И. Синдром эмоционального выгорания (лекция) / П. И. Сидоров. [Текст]. – Москва, 2007. – 392 с. 44. Сорокумова, Г. В. Эмоциональное выгорание: определение, факторы, профилактика / Г. В. Сорокумова // Работник медицинской службы. [Текст] – 2012. – № 6. – С. 94-99. 45. Степанов, С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций / С. Ю. Степанов. [Текст]. – Москва, 2010. – 174 с. 46. Шадриков, В. Д. Психология личности в трудах отечественных психологов / В. Д. Шадриков. [Текст]. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 426 с. 47. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. [Текст]. – СПб.: Питер, 2009. – 453 с. 48. Лазарус Р. Стресс, оценка и копинг. [Текст]. − М.: Медицина, 1984. – 848 с. 49. Романова Е.С. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. [Текст] − Мытищи: Изд-во «Талант», 1990. – 356 с. 50. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс,2018,с. 156 51. Урсано Р. Депрессии и влияние различных факторов М., 2000с.465 52. Филимоненко Ю.И. Показатели успешности психической саморегуляции // Вестник ЛГК. Экономика. Философия. Право. Л., 2018. - № 23. С.58
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Схемы и оборудование тепловых пунктов, теплотехнический расчет рекуперативного теплообменника
Количество страниц:
30
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Строительство и архитектура
дипломная работа
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ»
Количество страниц:
60
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image