Первоначально понятие культуры участия (англ. «participatory culture») относилось к политологическим наукам и обозначало такой тип политической культуры, при котором предполагается активное и сознательное участие всех граждан в политический жизни общества. Впоследствии оно стало использоваться для обозначения культуры нового типа, которая по своей сути противоположна культуре потребления (англ. «consumer culture»). Культура потребления подразумевает активную роль производителей товаров или услуг, которые с помощью разных каналов и инструментов коммуникации воздействуют на пассивных потребителей, побуждая их к совершению целевого действия. Культура участия, в свою очередь, разрушает эту иерархию и делает ранее пассивного потребителя активным участником информационного обмена. Теперь он не просто потребитель, но и создатель своего собственного продукта (будь то видео-, фото- или текстовые материалы), который верит, что его работа имеет определенное значение для общества. Сегодня культура участия - это еще и описание нового типа взаимоотношений музея и аудитории.
Одним из ключевых инструментов развития культуры участия стал Интернет. Развитие социальных сетей подарило обыкновенным пользователям возможность создавать свой контент, обмениваться мнениями и вступать в активный диалог с производителями товаров и услуг, побуждая их прислушиваться к мнению аудитории. Д. Агапова отметила, что, по распространенному мнению, именно развитие информационных технологий стало причиной зарождения культуры участия: благодаря им стал возможен быстрый обмен информацией и появилось разные способы ее передачи (через тексты, видео-, аудио- и фотоматериалы). Однако, по мнению известного медиаисследователя Г. Дженкинса, автора книги «Confronting the challenges of participatory culture» культура участия не сводится лишь к интерактивному взаимодействию в интернет-среде; наблюдается глобальный культурный сдвиг от авторитетного руководства учреждений культуры и социальных институтов к совместной работе по сохранению и обогащению культурного наследия.
Под коммуникацией понимают информационную связь отправителя и получателя информации. При отсутствии у субъектов коммуникации прямого контакта, коммуникация может осуществляться при помощи текста или другого информационного носителя. Главным признаком коммуникации является наличие возможности понимания субъектом получаемой информации. Готовность посетителей слышать и понимать «язык» экспонатов – важное условие взаимодействия.
Музейная коммуникация — это процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой реальные вещи.
Эволюция исследований музейной коммуникации началась с определения аудитории и экспоната как ключевых объектов музейной коммуникации, в которой один является получателем сообщения с заданным значением от другого и при этом вкладывает в него свой смысл. В дальнейшем, по мере изучения музейного пространства, была отмечена важность присутствия при этом взаимодействии музейных работников, наличия сопутствующих материалов, изучения мнения аудиторий. В конце двадцатого века фокус внимания исследователей переместился с музея как особой коммуникационной площадки на посетителей как активного его элемента, способного изменить его организацию.
Кроме того, за последние десятилетия подход, согласно которому музей выступает в роли эксперта в своей области и предоставляет необходимую информацию аудитории, изменился. Концепция «пост-музея» (автор - Элейн Хупер-Гринхилл), который предлагает, а не навязывает свою точку зрения посетителям, имеющим свое мнение, стала основой для выделения нового типа культуры потребления товаров и услуг - культуры участия, изучением которой долгое время занимался медиа исследователь Генри Дженкинс. Для музеев это означает изменение подхода к взаимодействию с посетителями: вместо пассивного восприятия экспонатов в музее они предлагают возможность интерактивного взаимодействия с ними через участие в мероприятиях, организованных музеем, в том числе развлекательного характера (квесты, викторины и т.д.) Таким образом им предоставляется возможность самостоятельно изучать предоставленную музеем информацию, не принимая его точку зрения как единственно важную, и заодно удовлетворять свои потребности в социализации, общении и получении новых знаний.
При изучении каналов продвижения музея, как и формирования концепции культуры участия, нельзя не отметить большую роль новых медиа. Сегодня это не только один из основных каналов продвижения, но и способ активного взаимодействия с аудиторией, большую часть которой составляют молодые люди. Многообразие онлайн-площадок и форм контента предоставляет организациям практически безграничные возможности для создания привлекательного имиджа. В случае литературных музеев сегодня используются социальные сети как источник информационного контента и платформа Google для организации онлайн-чтений - самый популярный онлайн-проект как с точки зрения экспертов (сотрудников литературных музеев), так и молодой аудитории. Хотя этот проект обеспечивает высокую вовлеченность Интернет-пользователей и привлекает внимание и к литературному произведению, и к музею - организатору проекта, литературные музеи пользуются наименьшей популярностью у молодежи.
В рамках нового подхода к коммуникации посетителя стали считать полноправным участником процесса коммуникации, партнёром музея и собеседником.
Интерес к официальным сайтам и онлайн-страницам музеев также невысок. В связи с этим необходимо отметить, что для продвижения музея в Интернете необходима организация информационного партнерства с тему культурными онлайн-ресурсами, которым отдает предпочтение молодежь.
Другие направления исследований были посвящены каналам продвижения музея. Благодаря работе маркетолога Филипа Котлера, появились понятие музейного маркетинга и особая интерпретация комплексов 4Р и 5Р, что фактически подчеркнуло необходимость для музеев использовать маркетинговые инструменты для своего продвижения.
В то время как Интернет с точки зрения экспертов из выполняет и будет выполнять преимущественно информативную функцию, респонденты рассматривают его как перспективную площадку для создания проектов развлекательного характера.
Напрямую цифровые технологии нельзя отнести к носителям виртуального бытия, однако с их помощью пользователь испытывает ощущение нереальности, уводящей в иной смысловой мир, а сама виртуальность предстает продолжением настоящей жизни человека, нередко выступая её заместителем. Несмотря на то, что виртуальный музей (как и цифровая культура в целом) исторически зародился на западе, в России уже есть достаточно интересные примеры создания виртуальных экспозиций мирового уровня. Взять, к примеру, Эрмитаж. Доступность этого хранилища мировых шедевров осуществляется, в том числе, за счет виртуальных форм музейных экспозиций, которые предлагают погрузиться в океан информации. Технологическая модернизация коснулась и региональных музеев. В качестве примеров назовем такие музеи, как Кировский музей авиации и космонавтики К.Э. Циолковского, Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс, Музей-заповедник М.Ю. Лермонтова «Тарханы», Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи и др. Все они содержат если не систему способов и форм виртуальности, то ее элементы (гиперссылки, социальные платформы для коммуникации, интерактивные карты, 3Э-экскурсии и др.).
Появляясь и развиваясь в определенной социокультурной среде, виртуальный музей испытывает ее влияние. При этом он оказывает обратное воздействие, эффективность которого зависит от наличия выраженной позиции и программы деятельности музея, его репрезентации и степени интенсивности контактов в Интернете. Позволив музеям выйти в новую виртуальную реальность, цифровые компьютерные технологии во многом обусловили формирование ситуации, требующей систематизации основополагающих положений виртуального музея как феномена культуры, а также переосмысления самого содержания музейной деятельности в эпоху цифровой культуры. Сказанное определило актуальность диссертационного исследования, посвященного междисциплинарному изучению виртуального музея в контексте цифровой культуры.
В настоящее время вследствие развития информационных технологий появился термин «виртуальная коммуникация», по определению Пичкуровой И.А. это «совокупность коммуникативных актов, совершаемых собеседниками в единой информационной среде Интернета и локальных сетей».
Современные музеи в процессе своей коммуникативной деятельности развивают музейное пространство в Интернете, повышая его привлекательность и информационную насыщенность для посетителей. Появились новые формы взаимодействия с посетителями. Музеи стараются сделать всё возможное, чтобы учесть потребности и предпочтения посетителей.
Новые культурные формы музейной коммуникации – это использование мультимедийных гидов, виртуальных музеев, создание страниц и блогов в социальных сетях, а также проведение флешмобов, квестов и селфи-акций, размещение интерактивных аудиогидов на интернет-платформе «izi.TRAVEL». Поскольку посетителям в XXI веке необходимы новые впечатления и интерактивность, музеи всё чаще применяют мультимедийные средства передачи информации. Растёт роль виртуального общения.
Большое значение имеет присутствие музеев в социальных сетях, где они создают аккаунты и блоги, социальные сети служат площадкой для продвижения и рекламы музеев.
Современному музею приходится участвовать в решении проблем региона, включаться в динамику развития города.
Таким образом, задачей коммуникативной деятельности становится содействие популяризации музеев у школьников и в молодёжной среде, а также сохранению и передаче культурного наследия, формированию нового культурно-информационного образа города.
Работа в музее истории Омского ГАУ со времени его создания велась по следующим основным направлениям: сохранение истории и традиций самого университета, деятельность в сфере истории сельского хозяйства, сельскохозяйственной науки и истории АПК региона, поисковая краеведческая работа и воспитательная патриотическая деятельность.
Традиционными формами взаимодействия музея с посетителями были проведение выставок, экскурсий, лекций, консультаций, встреч с ветеранами вуза, исторических игр, работа клуба при музее, организация музейной практики студентов.
Специфика Омского ГАУ состоит в том, что на протяжении всего своего существования он оставался прежде всего сельскохозяйственным ВУЗом, и музей истории является в отличие от других музеев университетским и всегда был подчинён задачам ВУЗа, основными направлениями его работы были сбор и сохранение сведений об истории университета и истории сельскохозяйственной науки, музей оказывал помощь студентам и преподавателям ВУЗа в их учёбе и работе.
Сохранение и популяризация историко-культурного и научного наследия Омского ГАУ, особенно в молодёжной среде, активно реализуется с помощью проектной работы, проводимой музеем истории университета, в том числе и в Интернет-пространстве.
Возможность представительства музея в Интернет-пространстве – это новая форма музейной коммуникации, которая возникла благодаря развитию информационных технологий.
Музейная деятельность стала более информационно открытой, общественно доступной и ориентированной на разные социальные группы, у музея появилась дополнительная досугово-развлекательная функция.
В представлении Омского ГАУ в Интернет-пространстве можно выделить несколько категорий: мультимедийные гиды, видео проекты и работа в социальных сетях.
В 2020 году был создан виртуальный аудиогид по страницам военной истории ОмГАУ (ОмСХИ), интерактивная экскурсия в виртуальном пространстве и видео-презентация о трудовом и учебном подвиге сотрудников и студентов Омского ГАУ.
Омский ГАУ представлен в социальных сетях «ВКонтакте» и «Телеграм» и на канале Youtube.
Наибольшую популярность имеет группа Омского ГАУ в сети «ВКонтакте» - 8743 подписчика, и в этой сети сразу несколько групп по музейным проектам таким, как «Жемчужина омских окраин», «Музейное телевидение», а также канал Университета на Youtube, на который подписаны 4130 человек.
В последнее время Омский ГАУ участвовал в следующих проектах и программах: «Музейное телевидение», акция «Ночь музеев», проект «Жемчужина омских окраин», тематическая квест-экскурсия «Тайны и легенды Омского Хогвартса» и акция «Экскурсионный флешмоб».
Музей истории Омского государственного аграрного университета имени П. А. Столыпина имеет значительный опыт работы в интернет-пространстве, на базе его платформы были осуществлены различные проекты. Полученный опыт интернет-коммуникации университетского музея можно использовать при реализации дальнейших проектов.
Под виртуальным музеем понимают «некую организацию, обладающую необходимой и достаточной программно-аппаратной платформой для сбора, хранения и представления общественности цифровых объектов - как реальных, так и их моделей» [32, с. 414]. Среди его главных признаков исследователи называют «присутствие музейной коллекции в Интернете в свободном доступе, когда её легко может увидеть онлайн «среднестатистический» пользователь, применяющий среднестатистические компьютерные средства» [68, с. 197]. Однако, опираясь на приведенные определения как рабочие, нельзя не заметить отсутствие в них инструментария, с помощью которого осуществляется тот самый свободный доступ и происходит трансформация реальных объектов (либо создание совершенно новых), что актуализирует тему исследования, задает контуры новой парадигмы, связанной с условиями функционирования музея в контексте цифровой культуры, при которых восприятие его экспозиционного мира возможно на любом цифровом носителе в любое время. Меняется миссия музея. В XXI в. благодаря цифровизации он становится доступнее и разнообразнее.