Введение 3 Глава 1. Теоретические основы самооценки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 5 1.1. Понятие самооценка в психолого–педагогической литературе 5 1.2. Факторы формирования самооценки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 7 1.3. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 10 Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 18 2.1. Организация исследования 18 2.2. Результаты эмпирического исследования 22 Заключение 27 Список литературы 29

исследование самооценки обучающихся с ОВЗ

курсовая работа
Психология
30 страниц
59% уникальность
2022 год
31 просмотров
.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы самооценки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 5 1.1. Понятие самооценка в психолого–педагогической литературе 5 1.2. Факторы формирования самооценки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 7 1.3. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 10 Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 18 2.1. Организация исследования 18 2.2. Результаты эмпирического исследования 22 Заключение 27 Список литературы 29
Читать дальше
Актуальность. Определяющим фактором развития личности ребенка является его самосознание – понимание себя как личности, своих качеств, отношения к себе окружающих и причин такого отношения. Самосознание непосредственно проявляется в самооценке, т.е. в том, как ребенок оценивает свои возможности и недостатки, свои достижения и неудачи. Самооценка личности ребенка, являясь регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведенческие реакции, взаимоотношения в коллективе. Неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам.


Поможем сделать курсовой проект на заказ , оформите заявку на сайте.


Особую актуальность проблема самооценки приобретает, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей самооценка определяет успешность их социальной интеграции, поэтому изучение особенностей ее формирования и коррекции имеет особое значение. В связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов у учащихся с ОВЗ самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей, зависима от мнения окружающих его людей. Согласно исследованиям ученых, формирование самооценки учащихся с ОВЗ сильно отстает от нормы, отличается нерасчлененностью, упрощенностью, противоречивостью, неустойчивостью. Объект исследования: самооценка обучающихся с ОВЗ. Предмет исследования: исследование самооценки обучающихся с ОВЗ Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически провести исследование самооценки обучающихся с ОВЗ. Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие и факторы формирования самооценки в психолого-педагогической литературе. 2. Раскрыть психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 3.Провести эмпирическое исследование особенностей самооценки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Теоретической основой исследования явились труды Н.П. Вайзман, Л.С. Выготский, И.И. Мамайчук, С.Я Рубенштейн, Е.И. Холостова и др. они внесли огромный вклад в решение этой проблемы, определение принципов практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Вопросы развития самооценки, структуры, функции, раскрываются в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Э. Эрикосона, К. Роджерса и др. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были рассмотрены О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, В.А. Горбачевой, А.В. Захаровой, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Е.И. Савонькой и др. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, тестирование, количественный и качественный анализ данных. Методика «Самооценка» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, адаптация А.М. Прихожан). Эмпирическая база и контингент исследовании: базой нашего исследования стала общеобразовательная школа №73, где осуществляется интегрированное обучение детей с ОВЗ. В эмпирическом исследовании принимали участие 68 обучающихся в возрасте 10–13 лет. Из них 36 девочек и 32 мальчика Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Таким образом, многочисленные исследования самооценки позволяют утверждать, что сегодня не существует четкого определения данного понятия, хотя данный феномен освещается в литературе довольно подробно. В психологической литературе понятие «самооценка» в общих чертах обозначает сложную систему, которая включает общую и частные самооценки, определяющие характер самоотношения личности. Общая самооценка отражает целостное восприятие себя (принятие или непринятие), определяя уровень самоуважения. Частные самооценки определяют отношение личности к отдельным ее сторонам или проявлениям (физическим, социальным, поведенческим, психологическим). Самооценка выступает компонентом самосознания личности, включающим наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. К особенностям самооценки подростков следует отнести ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте. Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором её поведения и деятельности. Самооценка у обучающихся с ОВЗ формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя. Особое значение дети с ОВЗ придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнана. У успешных учеников формируется высокая, часто завышенная самооценка, а у слабых – низкая, преимущественно заниженная. Раскрыто содержание понятий: «дети с ограниченными возможностями здоровья», «социально-педагогическое сопровождение». Изучив литературу по проблеме исследования, можно сказать о том, что дети с ОВЗ – это дети, которые имеют высокие отклонения от нормального психического и физического развития, что вызвано серьезными врожденными или приобретенными дефектами. В связи с этим они нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. Вследствие таких проблем, как: заниженная самооценка; самоотношение; проблема социальной адаптации; низкий уровень интеллекта; взаимоотношения с окружающими и повышенная утомляемость, у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе). В процессе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были получены результаты, свидетельствующие о низком уровне развития адекватной самооценки обучающихся с ОВЗ. Дети с заниженной самооценкой склонны уходить в себя, искать слабости, которые у них есть, они слишком самокритичны и неуверенны в себе. Им сложно высказывать своё мнение, так как они ждут только неудачи. Дети слишком ранимы, у них повышенная тревожность, чувство страха вообще не покидает их никогда. Они не просят о помощи, стесняются задать вопрос и вообще не хотят, чтобы на них обращали внимание лишний раз. Часто у детей данной группы развита сутулость, таким образом, они пытаются, как бы укрыться от окружающих. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2013. – 288 с. 2. Александрова, Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы / Е.А. Александрова. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2013. – 200 с. 3. Багаева, Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – Москва: ВЛАДОС, 2015. – 451 с. 4. Большакова, Ю.В. Психолого-педагогические особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве / Ю.В. Большакова. – Москва: Педагогика, 2012. – 349 с. 5. Бернс, Р. Развитие Я–концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 2012. – 307 с. 6. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. – 2011. – Вып. № 1. – С. 4 – 46. 7. Волков, Б.С. Психология подросткового возраста: учебник / Б.С. Волков. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2016. – 266 с. 8. Галкина, Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т.В. Галкина. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2014. – 312 с. 9. Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии / Л.Г. Григорьева. – Москва: Академкнига, 2012. – 213 с. 10. Джемс, У. Психология / У. Джеймс. – М.: Педагогика, 2014. – 368 с. 11. Деркач, А.А. Самооценка, как структурообразующая процесса акмеологического развития / А.А. Деркач // Мир психологии. 2018. С. 2–54. 12. Данилова, Е.А. Взаимосвязь конфликта самооценки и поведения младших подростков: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Е.А. Данилова. – Ярославль, 2016. – 192 c. 13. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева. – Москва: Академкнига, 2016. – 247 с. 14. Зинько, Е.В. Соотношение самооценки и уровня притязаний по параметрам устойчивости и адекватности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук./ Е.В. Зинько. М.: Наука, 2017. – 185 с. 15. Зволейко, Е.В. Сопровождение как основная стратегия деятельности специального психолога и педагога / Е.В. Зволейко // Гуманитарный вектор. – 2018. – №2 (22). – С. 6–65. 16. Зайцев, Д.В. Основы коррекционной педагогики: учебно-методическое пособие / Д.В. Зайцев, Н.В. Зайцева. – Саратов: Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, 2017. − 110 с. 17. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова. – Балашов: Николаев, 2012. – 80 с. 18. Екжанова, Е.А. Социально - педагогическая работа в проблемных семьях с разными типами внутрисемейного взаимодействия / Е.А. Екжанова // Школа здоровья. –Т.5. – № 3–4. –2018. – С.9–23. 19. Ертанова, О. Н. Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски / О.Н. Ертанова // Институт педагогических инноваций РАО. – М., 2015. – 56 с. 20. Идрисов, А.Е. Индивидуально–возрастные и психологические особенности младших подростков / А.Е.Идрисов. М.: Просвещение, 2015. – 90 с. 21. Ильичев, Д. В. Социальные мероприятия отделения социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / Д.В. Ильичев // Работник социальной службы. 2019. № 1. – С. 5–55 22. Коротаева, Е.В. Педагогика взаимодействия в современном образовательном процессе: дисс. …докт. пед. наук / Е.В.Коротаева. Екатеринбург: УГПУ, 2018. – 320с. 23. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е. И. Казакова. Москва: Генезис, 2017 – 174 с. 24. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. – Москва: УРАО, 1999. – 176 с. 25. Кон, И. С. Открытие Я / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 2008. – 367 с. 26. Карпов, А.В. Психология менеджмента / А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 2015. – 584 с. 27. Куперсмит, С. Предпосылки самооценки / С. Куперсмит. – Москва: Просвещение, 2009. – 129 с. 28. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2006. – 608 с. 29. Липкина, А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. Москва, 2020. – 130 с. 30. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: учебное пособие для студентов педагогических вузов. / Н.Н. Малофеев М. : Просвещение, 2019. – 130 с. 31. Макаров, А.О. Модель социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья / А.О. Макаров // Вестник ЧГПУ. 2019. №5. С. 12 –38. 32. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика / Л. В. Мардахаев. М. : Гардирики, 2017. – 129 с. 33. Никулина, И.Н. Развитие самооценки школьников с нарушениями зрения: Учебно-методическое пособие / И.Н. Никулина. СПб., 2018. – 201 с. 34. Прихожан, А.М. Подросток в учебнике и в жизни / А.М. Прихожан. – М.: Знание, 2014. – 80 с. 35. Посысоев, Н. Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Посысоев- Ярославль:ГОАУ ЯО ИРО, 2014. – 76 с. 36. Сидоров, К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников / К.Р. Сидоров //Вопросы психологии. 2017. №3. С.6–39. 37. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – Москва: 2017. – 180 с. 38. Садхана, А. Социально-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями в Англии, России, Иордании: автореф. дис. … канд. пед. наук. / А. Садхана. Санкт-Петербург, 2017. – 127 с. 39. Умарова, А.С. Половая специфика самооценки личности в подростковом возрасте/ А.С. Умарова, О.А. Белобрыкина // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 6. – С. 1–43. 40. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – Москва : Педагогика, 2019. – 148 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Справочно-правовая система для автомобилистов
Количество страниц:
87
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Программирование
дипломная работа
Разработка модуля управления робота-помощника
Количество страниц:
70
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Программирование
курсовая работа
Правовое регулирование рынка ценных бумаг в коммерческом праве России
Количество страниц:
28
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image