Оглавление 2 Введение 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПОНИМАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6 1.1. Понятие учебной деятельности в отечественной и зарубежной психологии 6 1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста 14 1.3. Гендерные особенности мотивации учебной деятельности у подростков 20 Выводы по первой главе 26 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 28 2.1. Организация и методы исследования 28 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 31 Выводы по второй главе 35 Заключение 36 Список использованной литературы 38 Приложения 41

Особенно

курсовая работа
Психология
40 страниц
89% уникальность
2022 год
19 просмотров
Шахурина А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Оглавление 2 Введение 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПОНИМАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6 1.1. Понятие учебной деятельности в отечественной и зарубежной психологии 6 1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста 14 1.3. Гендерные особенности мотивации учебной деятельности у подростков 20 Выводы по первой главе 26 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 28 2.1. Организация и методы исследования 28 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 31 Выводы по второй главе 35 Заключение 36 Список использованной литературы 38 Приложения 41
Читать дальше
Актуальность темы: в современном научном мире – в особенности это касается общественных наук – исследование феномена мотивации приобретает всё большую популярность. Актуальность исследования учебной мотивации отражается в обширном обмене опытом психологов и педагогов совершенно различных отраслей науки и разных стран. В изучении данного феномена сейчас заинтересованы как представители общего школьного образования, так и индивидуальные предприниматели, занимающиеся онлайн-образованием. Кроме того, все эти процессы, так или иначе, пересекаются с социологическими и психологическими сведениями. По мнению Ю.


Студенты спрашивают: где лучше всего заказать написание контрольной работы по алгебре? Мы знаем ответ на этот вопрос. Заказывайте контрольные работы в Work5! 100% оригинальность, кратчайшие сроки и высочайшее качество работ - это наши стандарты!


В. Клепач и Т. В. Рубцовой, несмотря на большое количество трудов по учебной мотивации, педагоги все еще сталкиваются с проблемой несформированности у школьников потребности в знаниях и отсутствием интереса к учению. Особенно острой эта проблема является для учащихся подросткового возраста [10]. Изучением мотивационных аспектов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, занимались такие исследователи, как А.К. Маркова, М.А. Даурова, М.В. Матюхина, Т.А. Саблина, Г. Н. Жулина, В.И. Махновская, В.С. Юркевич, В. Хеннинг и другие. В условиях постоянного усовершенствования учебных программ с появлением в них все большего количества информации, феномен учебной мотивации становится всё более актуальным. Для успешного процесса обучения необходима внутренняя мотивация обучающегося. Однако, формирование учебной мотивации, зарождающееся в младшем школьном возрасте, может быть нарушено различными способами. Недостаток внимания со стороны значимых личностей, социальное давление, сильные эмоциональные потрясения, проявление множества различных интересов – всё это и многое другое является факторами риска по отношению к мотивации учебной деятельности и наиболее всего проявляется в подростковом периоде развития личности. Опасность заключается в том, что, чем чаще и сильнее подросток отвлекается от учебного процесса, тем меньше становится для него ценность учебного процесса в целом и тем сложнее это исправить. Подобное снижение мотивации к обучению приводит к сниженному уровню образования, а иногда и к дисциплинарным нарушениям, вследствие чего имеет место быть повышение преступлений, совершенных подростками. Помимо прочего, низкий уровень образования сказывается и на межличностных отношениях, приводя к низкому социальному уровню жизни и различным конфликтам. Несмотря на различные и множественные исследования мотивации в учебной деятельности в разные возрастные периоды, в том числе в подростковый, наша тема все еще является актуальной. Это связано с тем, что в аспекте полоролевых различий данный феномен исследован не был. Таким образом, в связи с возможными последствиями, описанными ранее, и качественной новизной темы изучение особенностей учебной мотивации у мальчиков и девочек в подростковом возрасте является важной и актуальной проблемой. Объект исследования: подростки женского и мужского пола. Предмет исследования: особенности учебной мотивации. Гипотеза исследования: у мальчиков подросткового возраста уровень учебной мотивации ниже, чем у девочек подросткового возраста. Цель исследования: теоретическое и практическое изучение особенностей учебной мотивации у девочек и мальчиков в подростковом возрасте. Задачи исследования: 1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2. Осуществить подбор и апробацию методов исследования учебной мотивации; 3. Проведение эмпирического исследования; 4. Анализ и интерпретация эмпирического исследования. Методический аппарат: 1. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (основан на опроснике Ч. Д. Спилбергера, модификация А.Д. Андреевой) 2. Методика мотивации к успеху (Т. Элерс); 3. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса; Так же в работе использованы методы тестирования, анкетирования, тематические опросники ,аналитические методы подсчета результатов. Данное исследование предполагает два последовательных этапа, а именно теоретическую обработку и анализ информации; практическую часть, заключающуюся в организации и проведении эмпирического исследования по проблеме особенностей учебной мотивации у девочек и мальчиков в подростковом возрасте, а также анализе результатов исследования с последующей их интерпретацией. База исследования МБОУ СОШ № 35 г. Брянска. Эмпирическая база исследования проводилась на базе МБОУ СОШ № 35 г. Брянска. В исследовании приняли участие подростки в возрасте от 10 до 15 лет в количестве 60 человек. Структура работы включает в себя введение, две главы, выводов по ним, списка литературы, приложений. Курсовая изложена на 49 листах и включает 21 источник литературы.

Читать дальше
В результате работы был произведен основательный анализ крупных монографий отечественных и зарубежных авторов, а также последних статьей авторитетных отечественных научных журналов, посвященных феномену учебной мотивации. Анализ показал, что, хотя существует большое количество наработок по интересующей нас проблеме, на данный момент проблема особенностей учебной мотивации у девочек и мальчиков подросткового возраста, недостаточно изучена. В основном, все исследования в данном контексте строятся на анализе связи особенностей учебной мотивации с гендерными различиями. Была проведена работа с большим количеством подростков, с целью выявить главные особенности их учебной мотивации, посмотреть и проанализировать, какие компоненты мотивации у них развиты в большей степени и будут ли они различаться у двух групп, сформированных по половому признаку. И хотя анализ данной проблемы не показал достоверных статистически значимых различий между исследуемыми группами испытуемых, нам всё же удалось в ходе исследования выявить небольшие различия, а также снижение уровня общей учебной мотивации. Мы связываем полученные результаты с временным периодом проведения данного исследования (конец учебного года) и вероятной общей усталостью объектов исследования в лице учащихся. Тем не менее, благодаря полученным в ходе проведенного нами исследования особенностей учебной деятельности у подростков разного пола результатам, в настоящее время мы обладаем основаниями для организации и проведения в будущем дальнейших, более углубленных в контекст проблемы, исследований, которые будут направлены на выявление дополнительных факторов, оказывающих влияние на респондентов. Помимо всего прочего, мы видим определенную важность, в контексте проблемы особенностей учебной мотивации у девочек и мальчиков подросткового возраста, дальнейшее изучение и проведение исследования, которое бы имело своей целью определение конкретных причин отсутствия влияния подросткового возраста на учебную мотивацию учащихся, если оно, в свою очередь, подтвердится на более крупной выборке. Исходя из представленной выше информации, цель исследования была выполнена, нами было проведено теоретическое и практическое изучение особенностей учебной мотивации у девочек и мальчиков в подростковом возрасте. Также были выполнены необходимые задачи, а именно: проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; осуществлен подбор и апробация методов исследования учебной мотивации; проведено эмпирическое исследование, а также анализ и интерпретация полученных результатов. Таким образом, подводя итоги проведенной работы, мы можем утверждать, что данная исследовательская работа носит значительную практическую важность по той причине, что с большой долей вероятности может служить базой для дальнейшего, более углубленного изучения исследуемой нами проблемы учебной адаптации в контексте полоролевых различий подростков в будущем.
Читать дальше
1. Беличева С.А. Сложный мир подростка. - Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. – 129 с. 2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды /Под ред. Д. И. Фельдштейна; Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. – 3-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 352 с. (Серия «Психологи Отечества»). 3. Даурова М.А., Ногерова М.Т. Исследование уровня развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. №44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-urovnya-razvitiya-uchebnoy-motivatsii-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (Дата обращения: 10.05.2022) 4. Дэкерс Л. Мотивация: теория и практика: расширенный курс. — М., 2007. – 640 с. 5. Еникеев М.И. Юридическая психология. — М., 2004. – 70 с. 6. Жулина Г. Н. Особенности мотива достижения учащихся средних и старших классов в зависимости от их гендерного типа // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. 2011. №24. 7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. – 480 с. 8. Зимняя И. А. Учебная деятельность специфический вид деятельности1 // Эксперимент и инновации в школе. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-deyatelnost-spetsificheskiy-vid-deyatelnosti1-1 (Дата обращения: 10.05.2022) 9. Касвинов С. Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков [Текст] / С. Г. Касвинов. – Харьков: Райдер, 2013. – 460 с. 10. Клепач Ю. В., Рубцова Т. В. Особенности мотивации учебной деятельности подростков // Ped.Rev.. 2019. №6 (28). 11. Котряхов Н. В. Деятельностный подход к педагогическому процессу в общеобразовательной школе Западной Европы и России в конце XIX – начале XX веков // Концепт. 2013. №6 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnostnyy-podhod-k-pedagogicheskomu-protsessu-v-obscheobrazovatelnoy-shkole-zapadnoy-evropy-i-rossii-v-kontse-xix-nachale-xx-vekov (Дата обращения: 10.05.2022) 12. Кравцова Т. Г. Структура и динамика развития мотивации достижения успехов в юношеском возрасте. Дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск: КГПУ, 2003. – 126 с. 13. Kypaeв Г. A., Пoжapcкaя E. Н. Вoзpacтнaя пcихoлoгия: Kypc лeкций. - Pocтoв-нa-Дoнy: УНИИ вaлeoлoгии PГУ, 2002. - 146 c. 14. Литвинова Г. В. Мотив достижения успеха как фактор развития личности: На примере младших школьников и младших подростков. Дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск: КГПУ, 2003. – 157 с. 15. Маркова А.К., Maтис T.A., Орлов А.Б, Формирование мотивации учения. М, 1990. – 192 с. 16. Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. – 64 с. 17. Фрейджер Роберт, Фейдимен Джеймс, Муравьев Н., Миронов Н. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2006. — 704 c. 18. Шаповаленко И. В., Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. – 349 с. 19. Шаяхметова В. К., Минх Г. Р. Уровень самооценки младших подростков в период адаптации при переходе из младшего школьного звена в среднее // Концепт. 2015. №S1. 20. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 224 с. 21. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 416 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Разработка программного продукта для решения прикладных задач
Количество страниц:
20
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Программирование
курсовая работа
Преимущества и недостатки использования смарт-контрактов в предпринимательской деятельности.
Количество страниц:
21
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
исследование нормативного обеспечения деятельности органонов муниципальной власти по управлению земельными ресурсами в муниципальном образовании.
Количество страниц:
35
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Конституционное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image