Введение 3 Глава 1 Теоретические основы развития фонематического восприятия дошкольников с дизартрией 6 1.1.Развитие фонематического восприятия в онтогенезе 6 1.2. Особенности фонематического восприятия дошкольников с дизартрией 12 Глава 2. Эмпирическое исследование развития фонематического восприятия дошкольников с дизартрией 21 2.1.Организация, методы исследования 21 2.2. Анализ результатов исследования 25 Заключение 32 Список литературы 34

Развитие фонематического восприятия дошкольников с дизартрией

курсовая работа
Педагогика
34 страниц
55% уникальность
2022 год
14 просмотров
Ткачев М.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1 Теоретические основы развития фонематического восприятия дошкольников с дизартрией 6 1.1.Развитие фонематического восприятия в онтогенезе 6 1.2. Особенности фонематического восприятия дошкольников с дизартрией 12 Глава 2. Эмпирическое исследование развития фонематического восприятия дошкольников с дизартрией 21 2.1.Организация, методы исследования 21 2.2. Анализ результатов исследования 25 Заключение 32 Список литературы 34
Читать дальше
Актуальность. Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, иначе сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка, особенно если это дети с речевыми нарушениями.


Если вы хотите узнать стоимость чертежей , получите расчет их стоимости на сайте Work5, заполнив форму заказа.


К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование фонематического восприятия. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. Пробелы в фонематическом строе речи ребенка дизартрией служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Фонематическое восприятие начинает формироваться у детей в период от 1 года до 4–х лет при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом. Проговаривание слов– важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для дальнейшего развития фонематического восприятия важно сознательное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков. Механизм фонематического восприятия при овладении чтением и письмом существенно перестраивается в процессе разложения слов на составляющие их речевые звуки, соотношения звуков с буквами и формирования новых звукобуквенных образов слов. Актуальность исследования обусловлена тем, что все больше специалистов акцентируют свое внимание на том, что именно дошкольный возраст является тем периодом, когда закладываются основные качества, необходимые ребенку для дальнейшего развития, в частности фонематическое восприятие. И на сегодняшний день, несмотря на то что проблема нарушения фонематического восприятия у детей достаточно глубоко изучена в психолого-педагогических и лингвистических аспектах, она не теряет своей актуальности в связи с распространённостью данного расстройства. Актуальность данной проблемы позволили определить тему исследования: «Развитие фонематического восприятия дошкольников с дизартрией». Изучая проблему развития фонематического восприятия у детей с дизартрией, мы обращались к работам известных педагогов и психолингвистов Гвоздева А.И., Левиной Р.Е., Швачкина Н.Х., Седова К.Ф., Хватцева М.Е., Каше Г.А., Токаревой О.А., Спировой Л.Ф., Ястребовой А.В., Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В. и др. специалистов. Как выяснилось, проблема обучения детей с ОНР, имеющими нарушения фонематического восприятия, рассматривается исследователями с разных позиций. Объект исследования: фонематическое восприятие у дошкольников с дизартрией. Предмет исследования: методы и приемы, направленные на развитие фонематического восприятия дошкольников с дизартрией. Цель исследования: изучить развитие фонематического восприятия дошкольников с дизартрией. Задачи исследования: – рассмотреть развитие фонематического восприятия в онтогенезе; – выявить особенности фонематического восприятия дошкольников с дизартрией; – провести эмпирическое исследование развития фонематического восприятия дошкольников с дизартрией. Гипотеза исследования: развитие фонематического восприятия дошкольников с дизартрией имеет свои особенности: которое проявятся в ошибках узнавания фонем; трудностях дифференциации на слух слогов и слов, различающихся одной фонемой; трудностях воспроизведения слов и слогов с оппозиционными звуками, которые будут сопровождаться заменами, искажениями и смешениями. Теоретическую и методологическую основу исследования составили: – положения о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (М. М. Кольцова); – современные научные знания о закономерностях развития фонетической и фонематической сторон речи (А. Н. Гвоздев, В.К.Орфинская, С. Н. Цейтлин, Н. Х. Швачкин); – положения о формировании правильного звукопроизношения у детей с дизартрией (Л. B. Лопатина, Р. И. Мартынова, Е. М. Мастюкова). Методы исследования: – теоретические методы: анализ логопедической и специальной литературы по проблеме исследования; – эмпирические методы: наблюдение, беседа, эксперимент. Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Фонематическое восприятие – это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам – фонемам. Для того чтобы распознать фонему, необходимо знать ее отличные признаки от других звуковые. Так, согласные звуки можно дифференцировать по следующим пяти признакам: наличию или отсутствию вибрации голосовых складок; способу артикуляции; месту артикуляции; наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу; месту резонирования. При нарушении фонематического восприятия невозможно становление других фонематических процессов, формирующихся на его основе (фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза). Кроме того, у ребенка будет страдать освоение лексико–грамматических категорий языка и в свою очередь могут возникнуть затруднения в освоении навыка чтения и грубые нарушения письма (пропуски, перестановка, замена букв). Проанализировав литературу по данной теме, мы обнаружили особенности нарушений фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией: нарушения носят полиморфный характер и выражаются в антропофонических (искажения, пропуски) и фонологических (замена, смешение) дефектах; нарушения проявляются в зависимости от фонетических условий и носят в ряде случаев непостоянный характер. Характер произношения зависит от места звука в слове, от длины слова и от слоговой структуры слова, от расширения контекста. Отклонения при дизартрии зависят от характера и тяжести поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. Даже незначительные отклонения от нормы в расположении органов артикуляции приводят к дефектному произношению звуков речи. В ходе проведения констатирующего эксперимента мы пришли к следующим выводам. Дошкольникам с дизартрией особенно трудно дается выделение определённого звука из слова. Причиной этого является несформированность представлений о звуке. Иногда первым звуком дети называют тот, который является последним и ближе по времени к моменту определения, а последним звуком считают тот, который является первым и вследствие этого отстоит дальше во времени от момента его определения. В основном у большинства детей отмечается низкий уровень сформированности навыков звукового анализа и синтеза, большинство ошибок проявлялось в выделении последнего гласного звука в слове. Дети недостаточно были внимательны, анализ и синтез звуков вызывали большие сложности. Гипотеза исследования – подтвердилась, цель достигнута задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2015. – 140 с. 2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 2011. –242 с. 3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2014. – 340 с. 4. Белякова Л. И. Логопедия. Дизартрия. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 170 с. 5. Винарская Е. Н. Дизартрия. М.: АСТ: Астрель, 2016. –190 с. 6. Волкова Л. С. Логопедия. М.: Просвещение: 2016. –178 с. 7. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с. 8. Ковалёв В.В. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи. М.: Просвещение, 2014. –120 с. 9. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2017. –96 с. 10. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов. - М.: Школьная пресса, 2017. – 211 с. 11. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. – 2016.– №5.– С.10–73. 12. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб., 2014 – 150 с. 13. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М., 2015. 176 с. 14. Лепская Н. И. Основные направления онтогенеза речи. Проблемы изучения речи дошкольника. М.: РАО, 2014. –120 с. 15. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. М.: 2017. –140 с. 16. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. СПб.: Питер, 2014. –156 с. 17. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. –176 с. 18. Правдина О. В. Логопедия. М.: Просвещение, 2014. –176 с. 19. Пискунов, М.А. Анатомо-физиологические основы и терапия косноязычия. М.: Просвещение, 2014. – 160 с. 20. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 196 с. 21. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 6 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2015. – 148 с. 22. Филичева Т. Б. Основы логопедии. М., 2013. –176 с. 23. Федосова О.Ю. Логопедия. - Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 322 с. 24. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2010. – 240 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Векторные булевы функции в больших шифрах(кузнечик, AES)
Количество страниц:
5
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Высшая математика
курсовая работа
Понятие и формы правления
Количество страниц:
35
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Теория государства и права
реферат
-
Количество страниц:
20
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image