Если вы хотите узнать стоимость чертежей , получите расчет их стоимости на сайте Work5, заполнив форму заказа.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование фонематического восприятия. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. Пробелы в фонематическом строе речи ребенка дизартрией служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Фонематическое восприятие начинает формироваться у детей в период от 1 года до 4–х лет при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом. Проговаривание слов– важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для дальнейшего развития фонематического восприятия важно сознательное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков. Механизм фонематического восприятия при овладении чтением и письмом существенно перестраивается в процессе разложения слов на составляющие их речевые звуки, соотношения звуков с буквами и формирования новых звукобуквенных образов слов. Актуальность исследования обусловлена тем, что все больше специалистов акцентируют свое внимание на том, что именно дошкольный возраст является тем периодом, когда закладываются основные качества, необходимые ребенку для дальнейшего развития, в частности фонематическое восприятие. И на сегодняшний день, несмотря на то что проблема нарушения фонематического восприятия у детей достаточно глубоко изучена в психолого-педагогических и лингвистических аспектах, она не теряет своей актуальности в связи с распространённостью данного расстройства. Актуальность данной проблемы позволили определить тему исследования: «Развитие фонематического восприятия дошкольников с дизартрией». Изучая проблему развития фонематического восприятия у детей с дизартрией, мы обращались к работам известных педагогов и психолингвистов Гвоздева А.И., Левиной Р.Е., Швачкина Н.Х., Седова К.Ф., Хватцева М.Е., Каше Г.А., Токаревой О.А., Спировой Л.Ф., Ястребовой А.В., Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В. и др. специалистов. Как выяснилось, проблема обучения детей с ОНР, имеющими нарушения фонематического восприятия, рассматривается исследователями с разных позиций. Объект исследования: фонематическое восприятие у дошкольников с дизартрией. Предмет исследования: методы и приемы, направленные на развитие фонематического восприятия дошкольников с дизартрией. Цель исследования: изучить развитие фонематического восприятия дошкольников с дизартрией. Задачи исследования: – рассмотреть развитие фонематического восприятия в онтогенезе; – выявить особенности фонематического восприятия дошкольников с дизартрией; – провести эмпирическое исследование развития фонематического восприятия дошкольников с дизартрией. Гипотеза исследования: развитие фонематического восприятия дошкольников с дизартрией имеет свои особенности: которое проявятся в ошибках узнавания фонем; трудностях дифференциации на слух слогов и слов, различающихся одной фонемой; трудностях воспроизведения слов и слогов с оппозиционными звуками, которые будут сопровождаться заменами, искажениями и смешениями. Теоретическую и методологическую основу исследования составили: – положения о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (М. М. Кольцова); – современные научные знания о закономерностях развития фонетической и фонематической сторон речи (А. Н. Гвоздев, В.К.Орфинская, С. Н. Цейтлин, Н. Х. Швачкин); – положения о формировании правильного звукопроизношения у детей с дизартрией (Л. B. Лопатина, Р. И. Мартынова, Е. М. Мастюкова). Методы исследования: – теоретические методы: анализ логопедической и специальной литературы по проблеме исследования; – эмпирические методы: наблюдение, беседа, эксперимент. Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.