Собираетесь заказать дипломную работу в Тюмени ? Work5 поможет вам в этом.
.Н. Корнева, Л.Г. Парамоновой об организации коррекционной работы с обучающимися дошкольного возраста с нарушениями речи. Изучение основных аспектов указанной темы основывалось также на теориях и материалах А.Е. Алексеевой, Р.Е. Левиной, Е Ф. Поповой. Теоретическую основу исследования также составили А.Р. Лурия и Л.С. Цветкова, по мнению которых, успешное обучение дошкольников во многом будет зависеть от овладения ими письмом, представляющее собой сложный многофункциональный психофизиологический процесс. Логопедическая работа со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи включает в себя несколько направлений. Это предупреждение возможных вторичных нарушений речи, профилактика речевых нарушений до их возникновения, преодоление уже имеющихся нарушений речи и письма у обучающихся старшего дошкольного возраста, совершенствование речи и письма при отсутствии нарушений и др. Логопедическая работа иногда воспринимается как конкретные действия, которые направлены на устранение неправильного произношения или устранение дефектов письма. Но, таким образом, рассматривается лишь часть работы логопеда. Необходимо формировать навыки письменной речи своевременно и предвидеть появление нарушений письма у обучающихся старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, так как наличие нарушений является препятствием в овладении грамотой на начальном этапе обучения, а позднее – в усвоении грамматики родного языка. Письменная речь фиксирует устную и способствует коммуникации людей, когда общение посредством звучащей речи невозможно, именно поэтому возникает необходимость овладения письменной речью. Проблематика: определение логопедической работы по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать приемы, методы предупреждения нарушений письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В основу работы положена гипотеза: от уровня развития устной речи зависит овладение письменной речью. В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи: 1. Проанализировать литературу по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи; 2. Исследовать мелкую моторику, моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух и восприятие, лексико-грамматическую сторону речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи; 3. Разработать содержание логопедической работы по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и проанализировать результаты формирующего эксперимента; 4. Провести контрольный эксперимент. Объект исследования – готовность к освоению навыка письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Предмет исследования – логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у дошкольников с общим недоразвитием речи. В рамках теоретического исследования использованы анализ научной литературы и констатирующий эксперимент. С целью обследования моторики органов артикуляционного аппарата и мелкой моторики применялись методики Г.В. Бабиной, Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой. Лексико-грамматическая сторона речи обследовалась по методикам Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук, С.Н. Семихватской, О.Б. Иншаковой. Обследование фонематического слуха и восприятия было осуществлено благодаря методике Н.И. Дьяковой. Проанализировав методики предупреждения нарушения письма, была разработана методика, включающая следующие направления логопедической работы: развитие мелкой и артикуляционной моторики; развитие фонематического слуха и восприятия; развитие лексико-грамматической стороны речи; формирование и поддержание положительного эмоционального отношения к занятиям, к окружающим и самому себе. Практическая значимость исследования заключается в том, что: подготовленные упражнения и задания можно включать в занятия по предупреждению нарушений письма у обучающихся с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста; данное содержание логопедической работы возможно для применения специалистами дошкольных организаций в своей профессиональной деятельности и студентами высших учебных заведений в практической деятельности для более эффективного формирования различных сфер, качеств и сторон, необходимых для предупреждения нарушений процесса письма у обучающихся с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Данная работа состоит из введения, трех глав (в первой и второй главах по четыре параграфа, в третьей – три параграфа), заключения, списка источников и литературы, приложения. Во введении обоснована актуальность выбранной нами темы, определены цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования, кроме того, представлены теоретико – методологическая основа, методики и практическая значимость исследования. В первой главе раскрыты основные понятия исследования, рассмотрены особенности процесса письма, психолого – педагогическая характеристика обучающихся с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Во второй главе описаны методики констатирующего эксперимента. Также проведен количественный и качественный анализ результатов исследования. В третьей главе представлено теоретическое обоснование формирующего эксперимента, описаны методики предупреждения нарушений письма у обучающихся с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста, включающих развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха и восприятия, развитие лексикограмматической стороны речи, формирование и поддержание положительного эмоционального отношения к занятиям, к окружающим и самому себе. Также проведено контрольное исследование и сопоставление результатов, полученных в ходе формирующего эксперимента между контрольной и экспериментальной группами. В заключении сформулированы основные выводы по результатам проведенного исследования по предупреждению нарушений письма у обучающихся с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на основе теоретического анализа изученной литературы и экспериментальной части работы