Введение...............................................................................................................3 Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме предупреждения нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.............................................................................................7 1.1 Характеристика общего недоразвития речи у дошкольников...................7 1.2 Психофизиологический аспект формирования письма..............................11 1.3 Методы и приемы предупреждения нарушений письма...........................20 Выводы по главе 1.............................................................................................24 Глава 2. Экспериментальное исследование предпосылок формирования письма у детей дошкольного возраста с ОНР...................................................25 2.1 Организация и проведения исследования...................................................25 2.2 Методика констатирующего эксперимента................................................25 2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента................................31 Вывод по главе 2................................................................................................41 Глава 3. Направления коррекционной логопедической работы по предупреждению нарушение письма у дошкольников с ОНР........................42 3.1 Теоретическое обоснование формирования эксперимента.......................42 3.2 Методика работы по предупреждению нарушений письма........................44 3.3 Организация контрольного эксперимента и анализ полученных результатов...........................................................................................................51 Вывод по главе 3...............................................................................................58 Заключение..........................................................................................................59 Список литературы............................................................................................61

«Логопедическая работа по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников шести семи лет с общим недоразвитием речи»

дипломная работа
Педагогика
60 страниц
87% уникальность
2022 год
28 просмотров
Николаева В.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение...............................................................................................................3 Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме предупреждения нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.............................................................................................7 1.1 Характеристика общего недоразвития речи у дошкольников...................7 1.2 Психофизиологический аспект формирования письма..............................11 1.3 Методы и приемы предупреждения нарушений письма...........................20 Выводы по главе 1.............................................................................................24 Глава 2. Экспериментальное исследование предпосылок формирования письма у детей дошкольного возраста с ОНР...................................................25 2.1 Организация и проведения исследования...................................................25 2.2 Методика констатирующего эксперимента................................................25 2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента................................31 Вывод по главе 2................................................................................................41 Глава 3. Направления коррекционной логопедической работы по предупреждению нарушение письма у дошкольников с ОНР........................42 3.1 Теоретическое обоснование формирования эксперимента.......................42 3.2 Методика работы по предупреждению нарушений письма........................44 3.3 Организация контрольного эксперимента и анализ полученных результатов...........................................................................................................51 Вывод по главе 3...............................................................................................58 Заключение..........................................................................................................59 Список литературы............................................................................................61
Читать дальше
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими навыками письма. Важно формировать этот навык заранее, то есть в дошкольный период, чтобы ребенок был более адаптированным и подготовленным к образовательному процессу. Имеет значение не только формировать, но и предупреждать какие-либо нарушения письма, тем более у дошкольников с общим недоразвитием речи, так как такие обучающиеся имеют особенности формирования речевых и неречевых функций и процессов, связанных с овладением письмом. Обучающийся старшего дошкольного возраста может совершать ошибки, например, графические, грамматические и др. В основе изучения нарушений письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи лежат положения, Т.Б. Филичевой, А.


Собираетесь заказать дипломную работу в Тюмени ? Work5 поможет вам в этом.


.Н. Корнева, Л.Г. Парамоновой об организации коррекционной работы с обучающимися дошкольного возраста с нарушениями речи. Изучение основных аспектов указанной темы основывалось также на теориях и материалах А.Е. Алексеевой, Р.Е. Левиной, Е Ф. Поповой. Теоретическую основу исследования также составили А.Р. Лурия и Л.С. Цветкова, по мнению которых, успешное обучение дошкольников во многом будет зависеть от овладения ими письмом, представляющее собой сложный многофункциональный психофизиологический процесс. Логопедическая работа со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи включает в себя несколько направлений. Это предупреждение возможных вторичных нарушений речи, профилактика речевых нарушений до их возникновения, преодоление уже имеющихся нарушений речи и письма у обучающихся старшего дошкольного возраста, совершенствование речи и письма при отсутствии нарушений и др. Логопедическая работа иногда воспринимается как конкретные действия, которые направлены на устранение неправильного произношения или устранение дефектов письма. Но, таким образом, рассматривается лишь часть работы логопеда. Необходимо формировать навыки письменной речи своевременно и предвидеть появление нарушений письма у обучающихся старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, так как наличие нарушений является препятствием в овладении грамотой на начальном этапе обучения, а позднее – в усвоении грамматики родного языка. Письменная речь фиксирует устную и способствует коммуникации людей, когда общение посредством звучащей речи невозможно, именно поэтому возникает необходимость овладения письменной речью. Проблематика: определение логопедической работы по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать приемы, методы предупреждения нарушений письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В основу работы положена гипотеза: от уровня развития устной речи зависит овладение письменной речью. В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи: 1. Проанализировать литературу по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи; 2. Исследовать мелкую моторику, моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух и восприятие, лексико-грамматическую сторону речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи; 3. Разработать содержание логопедической работы по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и проанализировать результаты формирующего эксперимента; 4. Провести контрольный эксперимент. Объект исследования – готовность к освоению навыка письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Предмет исследования – логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у дошкольников с общим недоразвитием речи. В рамках теоретического исследования использованы анализ научной литературы и констатирующий эксперимент. С целью обследования моторики органов артикуляционного аппарата и мелкой моторики применялись методики Г.В. Бабиной, Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой. Лексико-грамматическая сторона речи обследовалась по методикам Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук, С.Н. Семихватской, О.Б. Иншаковой. Обследование фонематического слуха и восприятия было осуществлено благодаря методике Н.И. Дьяковой. Проанализировав методики предупреждения нарушения письма, была разработана методика, включающая следующие направления логопедической работы: развитие мелкой и артикуляционной моторики; развитие фонематического слуха и восприятия; развитие лексико-грамматической стороны речи; формирование и поддержание положительного эмоционального отношения к занятиям, к окружающим и самому себе. Практическая значимость исследования заключается в том, что:  подготовленные упражнения и задания можно включать в занятия по предупреждению нарушений письма у обучающихся с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста;  данное содержание логопедической работы возможно для применения специалистами дошкольных организаций в своей профессиональной деятельности и студентами высших учебных заведений в практической деятельности для более эффективного формирования различных сфер, качеств и сторон, необходимых для предупреждения нарушений процесса письма у обучающихся с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Данная работа состоит из введения, трех глав (в первой и второй главах по четыре параграфа, в третьей – три параграфа), заключения, списка источников и литературы, приложения. Во введении обоснована актуальность выбранной нами темы, определены цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования, кроме того, представлены теоретико – методологическая основа, методики и практическая значимость исследования. В первой главе раскрыты основные понятия исследования, рассмотрены особенности процесса письма, психолого – педагогическая характеристика обучающихся с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Во второй главе описаны методики констатирующего эксперимента. Также проведен количественный и качественный анализ результатов исследования. В третьей главе представлено теоретическое обоснование формирующего эксперимента, описаны методики предупреждения нарушений письма у обучающихся с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста, включающих развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха и восприятия, развитие лексикограмматической стороны речи, формирование и поддержание положительного эмоционального отношения к занятиям, к окружающим и самому себе. Также проведено контрольное исследование и сопоставление результатов, полученных в ходе формирующего эксперимента между контрольной и экспериментальной группами. В заключении сформулированы основные выводы по результатам проведенного исследования по предупреждению нарушений письма у обучающихся с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на основе теоретического анализа изученной литературы и экспериментальной части работы

Читать дальше
Нарушение письменной речи у обучающихся старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем логопедии, ведь овладение письмом – это одно из наиболее сложных видов учебной деятельности. На начальных этапах формирования навыка письма отмечается большое напряжение сил ребенка, особенно, если это обучающийся с ОНР, у которого наблюдаются нарушения всех компонентов речевой системы. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму и предупреждение нежелательных последствий, а не обучение ему. Проведенное нами исследование позволило выявить нарушения мелкой моторики, артикуляционной моторики, фонетического слуха и восприятия, лексико-грамматической стороны речи. Отсутствие моторной координации, точности движений, напряженность служат препятствием в формировании навыка письма. Это приводит к ослаблению внимания и появлению ошибок в правильном начертании букв. Непонимание значений слов, из каких звуков состоят слова, чем отличаются те или иные звуки, плохая дифференциация фонем – это все приводит к плохому запоминанию букв, так как каждый раз ребенок соотносит букву с разными звуками. Отсюда и затруднения в делении слова на части. На письме эти все нарушения выражаются в заменах, пропусках, смешении букв, неправильном формировании словосочетаний, далее предложений. С целью практического обследования вышеизложенных направлений был проведен констатирующий эксперимент. В результате проведенного обследования была установлена закономерность нарушений моторики, фонематического слуха, восприятия, лексико-грамматической стороны речи с нарушениями письма. На основе данных проанализированных источников и констатирующего эксперимента была разработана и применена на практике, с целью выявления практической пригодности, методика предупреждения нарушений письма у старших дошкольников с ОНР. По окончании формирующего эксперимента было проведено контрольное исследование. Данные контрольного эксперимента показали, что предложенная методика предупреждения нарушения письма является эффективной, так как у обследуемых обучающихся старшего дошкольного возраста с ОНР наблюдается улучшение результатов в области мелкой и артикуляционной моторики, фонематического слуха и восприятия, лексикограмматической стороны речи. Проведенное исследование подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что овладение письменной речью зависит от уровня развития устной речи.
Читать дальше
1. Айзман Р. И. Медико-биологические основы дефектологии. –М.: Юрайт, 2020. –225 с. 2. Аксенова Л. И. Абилитационная педагогика: учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. И. Аксенова. –М.: Юрайт, 2018. –377 с. 3. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для СПО / Е. А. Медведева [и др.]; под ред. Е. А. Медведевой. –2-е изд., испр. и доп. –М.: Юрайт, 2017. –274 с. 4. Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное пособие. –М.: Мозаика-Синтез, 2015. –256 с. 5. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. –3-е изд., испр. и доп. –М.: Юрайт, 2019. –157 с. 6. Бегидова Т. П. Основы адаптивной физической культуры: учеб. пособие для вузов / Т. П. Бегидова. –2-е изд., испр. и доп. –М.: Юрайт, 2017. –191 с. 7. Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. –2-е изд. –М.: Юрайт, 2019. –291 с. 8. Ворошнина Л. В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. –2-е изд. –М.: Юрайт, 2017. –158 с. 9. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. –2-е изд. –М.: Юрайт, 2019. –158 с. 10. Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. –М.: Юрайт, 2019. –179 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Источники пополнения лексики английского языка на современном этапе
Количество страниц:
35
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Лингвистика
дипломная работа
Источники права социального обеспечения
Количество страниц:
50
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Банковское дело
курсовая работа
Исследование организационной культуры как объекта стратегических изменений
Количество страниц:
25
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Стратегический менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image