Рассчитайте сколько стоит реферат на заказ в Сургуте с помощью нашего онлайн-калькулятора.
Без такого процесса, как внимание, нет осознанного отношения человека к тому, что он делает. Внимание имеет большое значение при выполнении любой деятельности (внешней или внутренней). Особенно это важно для образования. Внимательного человека отличает наблюдательность, он полнее и точнее воспринимает окружающее. Такой человек становится более успешным, чего нельзя сказать о невнимательности. Внимательный человек быстрее усваивает информацию и успешнее применяет ее на практике. Проблема внимания волновала многих ученых и ее изучением занимались: М.Н.Шардаков, Н.Ф.Добрынин, Б.Г.Ананьев, И.В.Страхов и другие. Особенно большая заслуга принадлежит И.П.Павлову, А.А.Ухтомскому, И.М.Сеченову, которые разработали вопрос физиологичной основы внимания. Следует отметить и таких психологов как Ф.М.Гоноблин, М. В. Гомезо, Я.Л.Колминский, В.С.Мухина, П. Я. Гальперин Г.О.Люблинская и других. Изучение этого процесса и условий его развития становится все более актуальным в наши дни. Что связано прежде всего с высоким темпом жизни, в условиях которой психофизиологическое здоровье детей имеет огромное значение. Для этого создаются максимально благоприятные условий жизни и обучения и воспитания. Работники образовательных учреждений все чаще сталкиваются с проблемой невнимательности детей, их неумения долго концентрироваться и сохранять внимание при решении учебных задач. Увеличивается число детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым расстройством внимания, которое обычно связано с гиперреактивностью. Высокая осведомленность людей через СМИ привела к проявлениям клипового сознания. Если вам не нужно анализировать информацию, сосредоточьте свое внимание, все уже проверено, просто запомните. Очень вреден, влияет на развитие психических функций ребенка. От избытка разнообразной, яркой, занимательной информации рассеивается внимание. Такое отношение к информации становится привычкой. В результате многим на занятиях трудно сосредоточиться на предмете и выразить собственное мнение. С проблемой внимания тесно связана проблема воли, поскольку в основе произвольного внимания лежат волевые процессы, требующие сохранения устойчивости внимания, когда оно уже не интересно. При работе с младшими школьниками проблема развития внимания наиболее актуальна, так как в этом возрасте преобладает непроизвольное внимание. Младший школьник имеет набор потребностей, типичных для дошкольника. У него по-прежнему есть острая потребность в игровой деятельности. Младший ученик продолжает играть в школе, с учителем. Но теперь ему приходится играть, писать, решать, читать, рисовать, петь часами, что становится затруднительно без способности удерживать внимание длительное время. Дети перенапрягаются, теряют активность и, как следствие, интерес к познавательной деятельности. Это необходимо учитывать в процессе обучения. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегодня каждому учителю, работающему в сфере начального образования, приходится сталкиваться с проблемой внимания в практическом плане. Многие нарушения обучаемости связаны с неспособностью или неспособностью ребенка сосредоточиться на воспринимаемой информации или на задаче, которую необходимо выполнить. Учителя обнаруживают, что никогда еще не было так много детей, которые либо вообще не учат программу, либо усваивают ее с большим трудом. Очень часто это является следствием недостаточного внимания, преимущественно добровольного, ведущего в учебной деятельности школьников. Цель исследования: изучить проблему развития произвольного внимания младших школьников. Объект нашего исследования: личность младшего школьника. Предмет исследования: влияние специально организованных коррекционно-развивающих занятий на формирование и развитие произвольного внимания младших школьников. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие произвольного внимания младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих условий: • систематическом и целенаправленном формировании произвольного внимания в интересной для младшего школьника деятельности • целенаправленной работе по развитию произвольного внимания как в процессе обучения, так и во вне учебной деятельности. Цель и гипотеза определяют задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме развития произвольного внимания и на основе её анализа подобрать надежные тесты для осуществления диагностических мероприятий; 2. Диагностическим путем выявить уровень развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста; 3. Подобрать, изучить и апробировать коррекционные развивающие упражнения по развитию произвольного внимания; 4. Проанализировать полученные результаты. Методологической основой курсовой работы являются основополагающие подходы, теории, концепции, разработанные и обоснованные ведущими учеными, такими как: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Н.Ф. Добрынин, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. База исследования: Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нижнедобринская СШ» Камышинского муниципального района Волгоградской области. В исследование принимали участие ученики 3-го класса. Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии понятия «внимание», в определении особенностей произвольного внимания и его развития у младших школьников, в выделении способов развития произвольного внимания младших школьников. Практическая значимость исследования в том, что результаты исследования могут быть полезны педагогам и родителям, работающим с детьми младшего школьного возраста Структура: Курсовая работа состоит из следующих частей: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список литературы и приложения.