Введение 2 Глава 1. Теоретические основы развития произвольного поведения младших школьников 7 1.1. Понятие произвольного поведения в психолого-педагогической литературе 7 1.2 Особенности развития произвольного поведения у младших школьников. 9 Глава 2. Пути развития произвольного поведения у младших школьников 15 2.1 Способы развития произвольного поведения младших школьников. 15 2.2 Анализ опыта работы учителя начальных классов по формированию произвольного поведения младшего школьника 22 Заключение 27 Список использованной литературы 29

Особенности формирования произвольного поведения младших школьников

курсовая работа
Психология
25 страниц
73% уникальность
2022 год
17 просмотров
Паратова В.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава 1. Теоретические основы развития произвольного поведения младших школьников 7 1.1. Понятие произвольного поведения в психолого-педагогической литературе 7 1.2 Особенности развития произвольного поведения у младших школьников. 9 Глава 2. Пути развития произвольного поведения у младших школьников 15 2.1 Способы развития произвольного поведения младших школьников. 15 2.2 Анализ опыта работы учителя начальных классов по формированию произвольного поведения младшего школьника 22 Заключение 27 Список использованной литературы 29
Читать дальше
В течение жизни человека происходит его становление и развитие, появляется уровень умственных способностей. Расширяются возможности познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления. Развитие личности тесно связано с ее психической деятельностью, такая психологическая черта, которая производит характерные для каждого индивидуальные достижения, определяет пригодность человека к определенному виду деятельности. Развитие умственных способностей, в том числе внимания, обеспечивается единством внешних и внутренних условий в их постоянном взаимодействии. На развитие черт внимания оказывает влияние все, что окружает человека с момента его рождения, — это люди, прямо или косвенно связанные с определенной личностью, среда, в которой находится человек, его генетические и физиологические особенности, организация коммуникативно-воспитательного процесса и своевременное реагирование на различные изменения в окружающей среде и собственном организме. Без внимания, как и умения активно сосредотачиваться на чем-то одном, имеющем значение в данный момент, отбрасывать все случайное, ненужное - жизнь невозможна. Внимание завершает психические процессы, позволяя реально видеть, слышать и воспринимать окружающее.


Рассчитайте сколько стоит реферат на заказ в Сургуте с помощью нашего онлайн-калькулятора.


Без такого процесса, как внимание, нет осознанного отношения человека к тому, что он делает. Внимание имеет большое значение при выполнении любой деятельности (внешней или внутренней). Особенно это важно для образования. Внимательного человека отличает наблюдательность, он полнее и точнее воспринимает окружающее. Такой человек становится более успешным, чего нельзя сказать о невнимательности. Внимательный человек быстрее усваивает информацию и успешнее применяет ее на практике. Проблема внимания волновала многих ученых и ее изучением занимались: М.Н.Шардаков, Н.Ф.Добрынин, Б.Г.Ананьев, И.В.Страхов и другие. Особенно большая заслуга принадлежит И.П.Павлову, А.А.Ухтомскому, И.М.Сеченову, которые разработали вопрос физиологичной основы внимания. Следует отметить и таких психологов как Ф.М.Гоноблин, М. В. Гомезо, Я.Л.Колминский, В.С.Мухина, П. Я. Гальперин Г.О.Люблинская и других. Изучение этого процесса и условий его развития становится все более актуальным в наши дни. Что связано прежде всего с высоким темпом жизни, в условиях которой психофизиологическое здоровье детей имеет огромное значение. Для этого создаются максимально благоприятные условий жизни и обучения и воспитания. Работники образовательных учреждений все чаще сталкиваются с проблемой невнимательности детей, их неумения долго концентрироваться и сохранять внимание при решении учебных задач. Увеличивается число детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым расстройством внимания, которое обычно связано с гиперреактивностью. Высокая осведомленность людей через СМИ привела к проявлениям клипового сознания. Если вам не нужно анализировать информацию, сосредоточьте свое внимание, все уже проверено, просто запомните. Очень вреден, влияет на развитие психических функций ребенка. От избытка разнообразной, яркой, занимательной информации рассеивается внимание. Такое отношение к информации становится привычкой. В результате многим на занятиях трудно сосредоточиться на предмете и выразить собственное мнение. С проблемой внимания тесно связана проблема воли, поскольку в основе произвольного внимания лежат волевые процессы, требующие сохранения устойчивости внимания, когда оно уже не интересно. При работе с младшими школьниками проблема развития внимания наиболее актуальна, так как в этом возрасте преобладает непроизвольное внимание. Младший школьник имеет набор потребностей, типичных для дошкольника. У него по-прежнему есть острая потребность в игровой деятельности. Младший ученик продолжает играть в школе, с учителем. Но теперь ему приходится играть, писать, решать, читать, рисовать, петь часами, что становится затруднительно без способности удерживать внимание длительное время. Дети перенапрягаются, теряют активность и, как следствие, интерес к познавательной деятельности. Это необходимо учитывать в процессе обучения. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегодня каждому учителю, работающему в сфере начального образования, приходится сталкиваться с проблемой внимания в практическом плане. Многие нарушения обучаемости связаны с неспособностью или неспособностью ребенка сосредоточиться на воспринимаемой информации или на задаче, которую необходимо выполнить. Учителя обнаруживают, что никогда еще не было так много детей, которые либо вообще не учат программу, либо усваивают ее с большим трудом. Очень часто это является следствием недостаточного внимания, преимущественно добровольного, ведущего в учебной деятельности школьников. Цель исследования: изучить проблему развития произвольного внимания младших школьников. Объект нашего исследования: личность младшего школьника. Предмет исследования: влияние специально организованных коррекционно-развивающих занятий на формирование и развитие произвольного внимания младших школьников. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие произвольного внимания младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих условий: • систематическом и целенаправленном формировании произвольного внимания в интересной для младшего школьника деятельности • целенаправленной работе по развитию произвольного внимания как в процессе обучения, так и во вне учебной деятельности. Цель и гипотеза определяют задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме развития произвольного внимания и на основе её анализа подобрать надежные тесты для осуществления диагностических мероприятий; 2. Диагностическим путем выявить уровень развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста; 3. Подобрать, изучить и апробировать коррекционные развивающие упражнения по развитию произвольного внимания; 4. Проанализировать полученные результаты. Методологической основой курсовой работы являются основополагающие подходы, теории, концепции, разработанные и обоснованные ведущими учеными, такими как: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Н.Ф. Добрынин, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. База исследования: Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нижнедобринская СШ» Камышинского муниципального района Волгоградской области. В исследование принимали участие ученики 3-го класса. Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии понятия «внимание», в определении особенностей произвольного внимания и его развития у младших школьников, в выделении способов развития произвольного внимания младших школьников. Практическая значимость исследования в том, что результаты исследования могут быть полезны педагогам и родителям, работающим с детьми младшего школьного возраста Структура: Курсовая работа состоит из следующих частей: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список литературы и приложения.

Читать дальше
Формирование произвольного внимания в младшем школьном возрасте является одной из главных задач обучения в начальной школе. Внимание младшего школьника приобретает произвольный характер, находясь в связи с развитием психики ребенка и его личности. При анализе научной психологической литературы мы дали характеристику младшего школьного возраста; изучили внимание как психическую функцию и описали произвольное внимание в частности; выделили условия, соблюдение которых будет способствовать более эффективному формированию произвольного внимания у младших школьников. Младший школьный возраст входит в границы 7-11 лет. Социальной ситуацией развития является ситуация обучения, поскольку ребенок в этом возрасте начинает обучение в школе. Вхождение ребенка в эту ситуацию знаменуется важными для него изменениями в системе отношений ребенка с окружающим миром: они поднимаются на новую ступень, носят теперь социальный характер. Ведущая деятельность младшего школьника — учебная. В ходе обучения ребенок знакомится с новыми видами деятельности, овладевает незнакомыми ему приемами действий, тренирует навыки, которые необходимы ему для того, чтобы наименее сложно и наиболее успешно овладеть учебным материалом и осуществить учебную деятельность. Важнейшими новообразованиями в психике младшего школьника являются внутренний план действий, самоконтроль и произвольность психических процессов. В данном исследовании для нас представляет наибольший интерес произвольность внимания. Помимо произвольного внимания, психологами выделены такие виды внимания, как непроизвольное и после произвольное. Также были выявлены следующие свойства внимания: устойчивость, распределение, концентрация, переключение, отвлекаемость, объем. Произвольное внимание управляется в соответствии с осознанной целью и требует от индивида волевого усилия для установления и сохранения концентрации сознания на определенном объекте. Формирование произвольного внимания подразумевает под собой определенные трудности, но выполнение условий, приведенных в исследовании, будет способствовать наиболее успешному развитию произвольности внимания. Стимулирование ориентации ребенка на конечную цель деятельности. Воздействие на волевую сферу личности младшего школьника. Обучающийся должен быть включен в умственную деятельность. Деятельность ребенка должна направляться взрослым на изучение свойств явлений и предметов. Наличие в обучении ситуаций, в которых ребенок борется с воздействием отвлекающих факторов. Соблюдение такого дидактического принципа, как доступность изучаемого материала для восприятия учеником. Объект или явление, на котором сосредоточено внимание, должен вызывать эмоциональный отклик или сильные переживания. Использование комплексной деятельности.
Читать дальше
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. / Ш.А. Амонашвиили - М., 1996. С. 432 2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. С. 563 3. Байкова, Л. А. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления: учебное пособие для вузов / Л. А. Байкова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 122 с. Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475915 (дата обращения 20.04.2022г.) 4. Веселкова О. А. Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. / О.А. Веселкова – Омск, 2020. – 178 с. 5. Выготский Л.С. Педагогическая психология.-М.: Педагогика, 1991., 432 с. 6. Горбунова Т.Н. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы. [Электронный ресурс]. – URL: http://festival.1september.ru/(дата обращения 25.11.2021). 7. Дубровина И.В.Психология: Учебник. / И.В. Дубровина - М.: Академия, 1999. С.321 8. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования [Текст]: учебное пособие / В.П. Давдов, П.И. Образцов, А.И. Уман. – М.: Логос, 2006. – 128 с. 9. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа. 2008.№11. с.22-34 10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. / И.А. Зимняя - М.: МПСИ, 2010. С. 423 11. Казанская В. С. Психология и педагогика: краткий курс. / В.С, Казанская - СПб.: Питер, 2018. С. 243 12. Клюева Н. В., учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Клюева Н.В, Касаткина Ю. В. - Ярославль. Академия развития. 2016. 240 с. 13. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы. / О. А. Карабанова. Управление начальной школой. 2015. №12. с.34-43 14. Коротаева, Е. В. Теория и практика педагогических взаимодействий: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Коротаева. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 242 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/430022 (дата обращения 20.04.2022г.). 15. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах //Начальная школа. 2018. №7. С.12-32 16. Медведева Н. В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании [Текст] /Н. В. Медведева //Начальная школа плюс До и После. 2014. №1. с. 13-14 17. Мостова О.Н., Агафонова И. Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников //Сб.: Служба практической психологии в системе образования. №. 9. - СПб., 2005.с.23 18. Программа формирования универсальных учебных действий //Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2019. С.324 19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. Санкт-Петербург: Питер, 1999. — 720 с. 20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. 21. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Вопросы психологии. 1990. №2. с.45-48 22. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. / Д.Б. Эльконин - М., 1989.с.352 23. Эльконин Д.Б. Система развивающего обучения. / Д.Б. Эльконин, Давыдов В.В. - М., 1999. С.563 24. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. / О.А. Яшнова - М.: Академический проект, 2013.с. 178
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Взаимосвязь социально-психологического климата с успешной деятельностью студентов
Количество страниц:
80
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image