Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты стиля Ар-Деко..................................................4
1.1. История зарождения и особенности развития стиля Ар-Деко.....................4
1.2. Основные аспекты стиля Ар-Деко..................................................................6
1.3. Воплощение стиля Ар-Деко в разных сферах искусства.............................9
Глава 2. Развитие стиля Ар-Деко в Советском искусстве.................................16
2.1. Советская версия Ар-деко как один из стилей эпохи 1930-х годов.........16
2.2. Стиль Ар-Деко в советской архитектуре и дизайне....................................18
Заключение.............................................................................................................27
Список литературы................................................................................................29
Приложения
Читать дальше
Французский термин art deco означает "декоративное искусство". Течение сформировалось в Европе 1920-х годов как ответ на бедствия Первой мировой войны и проявилось в архитектуре, скульптуре, дизайне интерьера, мебели, одежде, живописи.
Но заметнее всего стилистика арт-деко заявила о себе в общественном масштабе: лучшие рестораны, дорогие отели, многоэтажные круизные лайнеры поражали современников великолепным внешним обликом и богатым внутренним убранством.
Свою роль в продвижении сыграли археологические открытия древних памятников Египта и Америки, давшие множество новых орнаментов и предметов декора. Первые здания эпохи Ар-Деко сочетают обтекаемость, свойственную модерну, и симметрию неоклассики, утонченную красоту и буржуазный блеск.
Арт-деко – жизнеукрашающий стиль, призванный удовлетворить человеческое тщеславие эффектной демонстрацией вложенных средств.
Стиль объединил стремление дизайнеров, архитекторов, художников создать иллюзию "роскошной жизни" и благополучия во времена духовной растерянности, пустоты первых послевоенных лет.
В ход шли находки экспрессионистов, живописцев-постимпрессионистов, элементы Ампира, архаика египетского искусства, находки русских декораторов балетных сезонов в Париже, сюрреалистов с их идеями воплощения восточного и примитивного африканского искусства.
Соединив традиции прошлого и современные достижения науки, стиль арт-деко стал "последним из художественных стилей", который подобно эклектике и фьюжн связал между собой, порой, несоединимое.
В США главным символом стиля стали небоскребы. В числе самых узнаваемых – Крайслер-билдинг в Нью-Йорке (работа архитектора Уильяма ван Аллена, 1930 год). Среди особенностей: 38-метровый стальной шпиль, семисводная крыша, фасадные скульптуры в виде эмблемы автогиганта, горгульи-орлы по периметру и треугольные окна наподобие расходящихся солнечных лучей.
Два стиля – неоклассика и ар-деко – сформировали художественный диапазон 1920-30-х по всему миру, они главенствовали в международной архитектурной практике. Такова была стилистика выставок в Париже 1925-1937 годов, застройка 1930-х в Нью-Йорке и Вашингтоне, Риме, Ленинграде и Москве. И именно она позволяла советским архитекторам достичь и превзойти свершения дореволюционной и зарубежной архитектуры их же средствами – стилевыми приемами неоклассики и ар-деко.
В Советском Союзе архитектурные проекты арт-деко в чистом виде не получили особого распространения, ассоциируясь с капиталистическими излишествами. Но стиль сильно повлиял на сталинскую архитектуру. В этом ключе выполнены, к примеру, станции метрополитена в Москве: "Маяковская" (проект Алексея Душкина) и "Аэропорт" (работа Бориса Виленского и Всеволода Ершова).
Закат направления пришелся на Вторую мировую войну, а возрождение – на 1980-е годы, когда к стилю обратился графический дизайн.
Возникнув изначально как декоративное искусство, art deco полноценно вошел в частную архитектуру и интерьерное пространство. Сегодня в домах арт деко органично соединяются элементы ар нуво, кубизма, неоклассики, египетские и африканские сюжеты.
Читать дальше
1.Стерноу С.А. Арт-деко: полеты художественной фантазии / С.А. Стерноу. – Минск: [б. и.], 1997. – 63 с.
2. Олтаржевский Г. Стильные мира сего: как европейский ар-деко пробрался в советское искусство / Г. Олтаржевский // Известия. – 2019. –№80. – С.6-7.
3. Локтев В.И. Стиль-притворщик, стиль-полиглот: опят теоретического осмысления выразительности ар-деко / В.И. Локтев, отв. ред. Т.Г. Малинина. – Москва: Пинакотека, 2009. – 320с.
4. Локтев В.И. Искусство эпохи модернизма. Стиль ар-деко. 1910-1940: сборник статей по материалам научной конференции НИИ РАХ / В.И. Локтев. – Москва: Пинакотека, 2009.
5. Габричевский А.Г. Пространство и масса в архитектуре / А.Г. Габричевский. – Москва: [б. и.], 1923. – 21 с.
6. Онлайн-энциклопедия Русского авангарда: официальный сайт. – Москва. – URL: http://rusavangard.ru/online/history/ar-deko/ (дата обращения: 200.08.2022).
7. Михайловский С.И. Московский метрополитен: Метро / С.И. Михайловский, А.Ю. Тарханов. – Москва: Интеррос, 2005. – 264 с.
8. Делаем как должно: официальный сайт. – Москва. – URL: http://www.dkd.ru/design/book/724/ (дата обращения: 20.08.2022).
9. Интерьер Сталинский: официальный сайт. – Москва. – URL: https://imerica.ru/interery/stalinskij-ampir-interer2.html (дата обращения: 12.01.2022).
10. Боков, А. В. Про Ар-деко / А. В. Боков // Проект Россия, 2001. – № 1(19). – С. 89-96. 11. Малинина, Т.Г. Формула стиля. Ар-деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции / Т.Г. Малинина. – Москава: Пинакотека, 2005. – 302 с.
12. Старостенко Ю.Д. Ар-Деко московского метро 1930-1940-х годов: сборник статей НИИ Теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств / Ю.Д. Старостенко. – Москва: Пинакотека, 2005.
13. Азизян И.А. Инобытие ар-деко в отечественной архитектуре. Архитектура сталинской эпохи: Опыт исторического осмысления / И.А. Азизян. – Москва: КомКнига, 2010.
14. Зуева П.П. Небоскребы Нью-Йорка 1900- 1920 годов. // Архитектура и строительство РААСН, 2006. – № 4.
15. Морозов А.И., Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов / А.И. Морозов. – Москва: Галарт, 1995.
16. Хайт В.Л. «Ар-деко: генезис и традиция». Об архитектуре, её истории и проблемах: сборник научных статей / В.Л. Хайт, предисл. А.П. Кудрявцева. – Москва: Едиториал УРСС, 2003
Читать дальше