Собираетесь заказать дипломную работу по предприятию, но не знаете где? Обращайтесь в Work5! Мы выполним дипломную работу по всем вашим требованиям.
. Для решения этих вопросов недостаточно политических и экономических решений. Корни проблемы лежат в глубине психики человека. Следует с раннего возраста формировать толерантность, учить детей эффективно и мирно взаимодействовать при решении тех сложных вопросов, которые ставит перед ними современная жизнь. Формирование толерантности должно стать задачей школы как института воспитания. Причем начинаться эта воспитательная работа должна с первых классов. Многие дети именно в школе впервые становятся членами относительно стабильного коллектива сверстников. Если на этом этапе взрослые не помогут детям развить такое качество, как толерантность, не сформируют у них навыки толерантного взаимодействия, у детей может стихийно сформироваться интолерантное мировоззрение, изменить которое в дальнейшем будет непросто [26]. На сегодняшний день у Российских школьников, в условиях поликультурности, постановка проблемы развития у них толерантности является актуальной направленностью, имеющую как социокультурную, так и политическую значимость. В постоянно меняющемся современном мире может активно жить и работать только человек, умеющий разумно разрешать возникающие конфликты. Практическая подготовленность школьника содержит в себе элементы приобретения навыков и умений своевременного реагирования на различные социальные влияния, в выработке потребности в нравственном поведении, убежденности в своих силах и возможностях. Толерантные качества в ребенке необходимо развивать уже с самого раннего детства, учитывая, что он копирует поведение близких людей, а в первую очередь, поведение родителей. Об особенности подрастающего ребенка впитывать модель поведения родителей отмечается для того, чтобы вторые смогли проанализировать и осознать свое собственное отношение к толерантности как к одному из положительных качеств Семья – первостепенный источник закладывания таких свойств, как личностная толерантность. В школах, при этом может осуществляться социально-педагогическая деятельность по ее формированию [58]. Одним из самых актуальных педагогических условий является создание в школе социальной среды, которая будет развивать у ребенка толерантный склада ума. Условия воспитания мы видим не только в качестве совокупности Факторов и обстоятельств, напрямую от которых обуславливается эффективность процесса разрешения консервативной ситуации или конфликта, но и в качестве среды, совокупности стимулов, привлекательных средств данной среды, в которой протекает процесс формирования толерантности. Так, обсуждение толерантности и ее понятие становятся неотъемлемой частью межнационального взаимодействия, что касается как Россию, так и глобальное общество. Главный принцип и бесспорная гарантия стабильности всех сфер страны – это стремление к толерантности в условиях разнообразия и взаимодействия культур, этнических общностей и полиэтничности. Истоки нетерпимости берут свое начало из страха и невежества перед неизвестным – чужими народами, культурами, традициями, представления о которых формируются в обществе. В связи с этим в поликультурном пространстве толерантности личности проблема толерантного образования становится приоритетной. И центральная роль в решении проблемы, конечно, возложена на общеобразовательные учреждения. Развивать ребенка в толерантном направлении тяжкий, требующий огромных затрат процесс, но с помощью общих усилий двух самых значимых на начальном этапе младшего школьника звеньев, семьи и школы успешные результаты можно наблюдать очень скоро. Дети младшего школьного возраста еще не способны до конца осознавать свои и чувства других людей. Поэтому возникает трудность в правильном восприятии окружающих. Неправильная оценка мимики, жестов, характеризующих определенные чувства, часто приводят к неадекватной ситуации реакции. Уже в процессе взаимодействия со сверстниками, учителями в школе, младший школьник учится распознавать чувства и эмоциональные состояния других людей, а также контролировать свои. Актуальность формирования толерантности детей младшего школьного возраста к своим сверстникам с ООП вызвано также социальными потребностями школы с инклюзивным образованием и обществом в целом. Дети с начальных классов должны научиться общаться со своими «особыми» сверстниками, не бояться с ними взаимодействовать, быть терпеливыми и уважать личность каждого. Включенность учащихся с особыми нуждами в образовательный процесс с нормально развитыми детьми дает им опыт общения, повышает коммуникативный навык, учит брать на себя разные социальные роли и помогает лучше адаптироваться в социуме. Следовательно, можно сказать, что внедрение инклюзивного образования положительно влияет на обе категорий этих детей. Но нельзя сказать, что все цели будут достигнуты очень легко. Необходимо предвидеть возможные барьеры, такие, как неготовность младших школьников общению с детьми с ОВЗ. Вышеупомянутая актуальность и выявленные противоречия послужили основой для выбора темы исследования: «Формирование толерантности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности». Объект исследования: процесс формирования толерантности у младших школьников к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Предмет исследования: педагогические условия, формирующие толерантность у младших школьников к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий, способствующих формированию толерантности младших школьников к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Гипотеза нашего исследования выражена в следующем положении – формирование толерантности у младших школьников к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья будет эффективным, если: разработать и внедрить программу внеурочной деятельности, способствующую формированию толерантности младших школьников; использовать на занятиях активные формы, методы и средства, направленные на повышение когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов толерантности; учитывать индивидуально-личностные способности каждого учащегося. Задачи были поставлены в соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой исследования: 1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования толерантности и условия ее формирования у младших школьников; 2) рассмотреть специфику проявления толерантности в младшем школьном возрасте и выявить их уровни; 3) разработать и внедрить программу, способствующую формированию толерантности у детей младшего школьного возраста к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья; 4) провести диагностику сформированности толерантности у младших школьников к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и выявить ее эффективность. Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; формулировка выводов; эмпирические: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий этап, формирующий этап, контрольный этап); проведение диагностики уровня сформированности толерантности: «анкета самооценки навыков толерантного поведения младших школьников» (автор: Я.А. Батрак), тест «Проявляешь ли ты толерантность?» (автор: О.Е. Кузнецова), методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (автор: И.Б. Дерманова), методика «Конвейер» (автор: Г.Ф. Гаврилычева), «Методика оценки поведения в конфликте» (автор: К. Томас). Новизна исследования состоит в разработанной рабочей программе, направленной на формирование толерантности у младших школьников, с применением игр. Теоретическая значимость: в ходе анализа научной литературы был систематизирован и обобщен материал по формированию у младших школьников толерантного отношения к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, создавший основу для эмпирического исследования Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанной программой внеурочной деятельности могут пользоваться учителя начальных классов с целью формирования толерантности у младших школьников к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. База исследования: Экспериментальная работа осуществлялась на базе СОШ среди учащихся 3-х классов. Возраст испытуемых 9-10 лет. Всего исследовании приняло участие 40 человек Структура исследования: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Общий объем работы составляет 98 страниц. В работе использованы 8 рисунков и 10 таблиц.