ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………. 3 ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА ……………………………………………………….……….. 8 1.1. Общенаучное понимание адаптации ………………………….. 8 1.2. Адаптация и функциональные состояния ……………………. 14 Вывод по первой главе ……………………………………………... 19 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ОФИЦЕРОВ ……………………………………………………………….. 21 2.1. Методы и методики исследования адаптации молодых офицеров ………………………………………………………………………………. 21 2.2. Анализ и интерпретация результатов ………………………... 26 Вывод по второй главе …………………………………………….. 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….. 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………. 36 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………….. 42 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………………………………….. 44

Индивидуально-психологические особенности адаптации молодых офицеров

курсовая работа
Психология
40 страниц
85% уникальность
2022 год
3 просмотров
спирина а.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………. 3 ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА ……………………………………………………….……….. 8 1.1. Общенаучное понимание адаптации ………………………….. 8 1.2. Адаптация и функциональные состояния ……………………. 14 Вывод по первой главе ……………………………………………... 19 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ОФИЦЕРОВ ……………………………………………………………….. 21 2.1. Методы и методики исследования адаптации молодых офицеров ………………………………………………………………………………. 21 2.2. Анализ и интерпретация результатов ………………………... 26 Вывод по второй главе …………………………………………….. 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….. 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………. 36 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………….. 42 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………………………………….. 44
Читать дальше
Под профессиональной адаптацией мы понимаем процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой и деятельностью. На современном этапе фундаментального реформирования всей сферы военной деятельности российского общества, когда коренному переустройству подвергается не только кадровая политика, но и вся система снабжения Вооруженных Сил квалифицированными специалистами, когда количественные показатели подготовки молодых офицеров уступают качественным в условиях сильного сокращения численности Вооруженных Сил, особое значение приобретают вопросы максимально быстрой и полной адаптации молодого офицерского пополнения. От того, насколько успешно пройдет период адаптации, будет во многом зависеть дальнейшее протекание службы. Особым моментом в этот период является то, как молодой офицер выстраивает взаимоотношения с окружающими, ведет себя в конфликтных ситуациях, отстаивает свое достоинство, свое «Я», какие механизмы психологической защиты самооценки использует. Непосредственное, прямое участие в этом процессе отведено заместителю командира роты и батальона по воспитательной работе, который должен хорошо знать офицера, видеть какие механизмы психологической защиты в основе своих действий применяет тот или иной молодой лейтенант, следить, чтобы не возникало конфликтных ситуаций, направлять их на мирное решение возникших проблем. Поэтому выбранную тему можно считать достаточно актуальной. Компетентность офицеров, командиров воспитательных структур в психологии адаптации увеличивает возможности направленного и эффективного влияния на деятельность молодых солдат в сложный период их профессионального становления. Знание и осуществление правильного учета психологических особенностей адаптации солдат в итоге ведет к повышению их служебной, учебной, общественной активности, укреплению воинской дисциплины, прогнозированию деятельности и поведения, сплочению и развитию коллективов в войсковых подразделениях. Но при этом психологические особенности адаптации военнослужащих срочной службы к служебной, учебной, общественной деятельности учитывают не все командиры и офицеры воспитательных структур, иногда они не обладают требуемыми психологическими знаниями.


Онлайн-калькулятор поможет рассчитать стоимость выполнения чертежей в спб для вашей студенческой работы.


Им требуются обоснованные психологически методические советы и рекомендации. Актуальность указанной проблемы увеличивается по причине формирования в армии в настоящее время совершенно новых видов деятельности, которые требуют при включении военнослужащих в эту деятельность качественных изменений личности. Психологическое изучение проблем адаптации военнослужащих позволяет в итоге постепенно перейти к разработке различных педагогических технологий, способных обеспечить вполне направленное изменение черт личности индивида, способствующих формированию положительного адаптационного эффекта. Психолого-педагогическое сопровождение – система профессиональной деятельности педагога - психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития человека в ситуациях взаимодействия с иной средой. Актуальность исследования обусловлена все возрастающей необходимостью подготовки офицерских кадров, способных в кратчайшие сроки приступить к эффективному применению своих специальных знаний, использованию профессиональных умений и навыков в интересах укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости личного состава подчиненного подразделения. Эффективность обучения и воспитания военнослужащих зависит от профессиональной компетентности их командиров и начальников. Однако процесс вхождения в новую должность этих групп офицеров и выполнение ими своих профессиональных обязанностей оказываются на деле достаточно сложными, а порой и малоэффективными вследствие влияния психологических трудностей, вызванных объективными и субъективными обстоятельствами. Практическая помощь по преодолению возникающих психологических трудностей не всегда опирается на научно обоснованное представление о динамике, критериях и условиях профессионального становления (профессионализации) применительно к специфике функционирования вооруженных сил. Недостаточная теоретическая разработанность проблемы и ее практическая значимость в преодолении психологических трудностей адаптации в процессе профессионального становления офицеров, непосредственно отвечающих за обучение и воспитание личного состава, обусловили выбор темы и определили замысел исследования. Объект исследования - профессиональное становление офицеров и их адаптация на начальном этапе военной службы. Предмет исследования - психологические особенности профессионального становления и адаптации офицеров на начальном этапе военной службы. Цель исследования - на основе изучения динамики профессионального становления в должности выявить характерные для этого процесса психологические трудности адаптации офицера, обосновать условия их преодоления в процессе становления на начальном этапе военной службы. Гипотеза исследования заключается в выявлении совокупности психологических особенностей адаптации и изучении их влияния на профессиональное становление офицеров в рядах Вооруженных Сил России. Задачи исследования: 1. Проанализировать сущность и содержание феномена адаптации; 2. Выявить особенности адаптации офицеров к условиям военной части; 3. Теоретически обосновать модель психолого-педагогического сопровождения адаптации офицеров к условиям военной части; 4. Разработать этапы, подобрать методы и методики исследования; 5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования; 6. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения адаптации офицеров к условиям военной части; 7. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования; 8. Разобрать методы и методики адаптации офицеров. Разработать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации процесса адаптации офицеров к условиям военной части. Методологическая основа исследования состоит в синтезе различных компонентов субъектно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн), положений субъектности личности и группы (А.Л. Журавлев, А.В. Брушлинский, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев), положения теории адаптации (А.А. Налчаджян, Ю.А. Александровский, В.И. Медведев); теоретические представления ряда ученых о психологическом сопровождении (Р.В. Овчарова, М.Р. Битянова); концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности (С.Г. Никифоров). Для достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы: 1. Общенаучные методы (теоретические): анализ психологопедагогической литературы по проблеме, обобщение, сравнение, систематизация экспериментальных и теоретических данных; моделирование. 2. Эмпирический метод: 1) Тестирование: - опросник «Самочувствие, активность, настроение» (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников), назначение которого заключается в выявлении особенностей функционального состояния испытуемых; - опросник социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд), целью применения которого является определение степени адаптированности личности к социальной сфере; - многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин), назначение которой заключается в изучении адаптивных возможностей испытуемых; 2) метод психолого-педагогического эксперимента; 3. Методы математической статистики: непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Теоретическая значимость исследования заключается в изучении, анализе и обобщении теоретических и методических литературных источников, посвященных феномену адаптации офицеров к условиям военной части, разработке и реализации модели психолого-педагогического сопровождения адаптации офицеров к условиям военной части. Практическая значимость данного исследования определяется в разработке и апробации программы психолого-педагогического сопровождения адаптации офицеров к условиям военной части, которая может быть использована психологами военной части. Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Объем работы 44 листа. База исследования: Дивизия в/ч 86274 Челябинской области. Категория военнослужащих, привлеченных к исследованию, - 40 солдат срочной службы в возрасте 18 лет, призванные в ряды Вооруженных сил, среди которых были выделены экспериментальная и контрольная группы (по 20 человек в каждой).

Читать дальше
Проведенное исследование процесса оптимизации адаптации офицеров к условиям военной части посредством реализации разработанной модели психолого-педагогического сопровождения позволяет сделать следующие выводы. 1) Адаптация представляет собой сложный, многоуровневый, динамичный процесс взаимодействия личности и окружающей среды, в результате которого происходит формирование новых качеств и форм поведения. Особенности процесса адаптации определяются функциональными резервами организма, а также психологическими свойствами человека, уровнем его личностного развития, характеризующегося совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности. Адаптация солдат к службе состоит в постепенной перестройке работы их функциональных систем и психики в полном соответствии с новыми для них условиями поведения и осуществляемой деятельности. Основными факторами данного вида адаптации являются следующие: необходимость точно соблюдать требования воинских уставов, субординация и дисциплина, распорядок дня, проживание в казарме, несение службы (караульной, гарнизонной, внутренней), невозможность часто общаться со своими родными и близкими, большие объемы служебных знаний, умений и навыков, которые необходимо освоить за короткое время. 2) Применение модели психологической адаптации офицеров к условиям военной части за счет включения в состав целостной системы мероприятий способствует достижению оптимальных показателей жизнедеятельности военнослужащих, повышает эффективность взаимодействия с социальным окружением и успешность служебно-боевой деятельности.
Читать дальше
Александровский Ю. А., Лобастов О. С., Спивак Л. И. Психогении в экстремальных условиях. [Текст] М., 2013. 243 с. 2. Асмолов А. Г. Психология личности : Принципы общепсихологического анализа. [Текст] М. : Смысл, 2002. 416 с. 3. Барабанщиков, А. В. Военная педагогика и психология : учебное пособие. [Текст] М. : Воениздат, 2016. 240 с. 4. Бахвалова А. А. Психологическое благополучие молодых людей: взаимосвязь с адаптивностью, гибкостью и ригидностью [Текст] // Психологическое исследование: теория, методология, практика. Сборник II Сибирского психологического форума. Томск : ТГУ, 2007. С. 620-623. 5. Баюкова Н. О. Педагогическая поддержка адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде : автореф. дисс. канд. пед. наук. [Текст] Магадан, 2007. 21 с. 6. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. [Текст] СПб., 2014. 228 с. 7. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. [Текст] М. : Педагогический поиск, 2004. 123 с. 8. Бочкарева З. В. Субъективное благополучие и оценка здоровья как показатель социально-психологической адаптивности человека [Текст] // Психологическое исследование: теория, методология, практика. Сборник II Сибирского психологического форума. Томск : ТГУ, 2007. С. 636 – 640. 9. Военная психология / под. ред. Маклакова А. Г. [Текст] СПб., 2014. 426 с. 10. Военная психология : учебное пособие / под ред. М. Ф. Феденко. [Текст] М.: ВПА, 2012. 334 с. 11. Гапко Т. А., Тулегенова С. Т., Даленов Е. Д. Возрастная периодизация и адаптация организма [Текст] // Предпринимательство, конкурентоспособность и качество жизни: проблемы и перспективы их обеспечения в современных условиях / Материалы Международной научно-практической конференции в 2 т. – Павлодар : Инновационный Евразийский Университет, 2002. Т. 2. С. 50-54. 12. Глемба Л. В. Методика работы заместителя командира по воспитательной работе по организации и обеспечению условий адаптации и социализации военнослужащих в подразделении: учебно-методическое пособие. [Текст] Новосибирск: НВВКУ, 2008. 98 с. 13. Громов Д. В. Психологические изменения, наблюдающиеся у солдат срочной службы и курсантов ввузов вследствие прохождения службы (обучения) [Текст] // Труды Института психологии им. Л.С. Выготского Российского Государственного Гуманитарного Университета. Выпуск 2. М., 2012. С. 54- 63. 14. Дарвин Ч., Экман П. О выраженности ощущений у человека и животных. [Текст] СПб. : Питер, 2013. 320 с. 15. Дедовщина в армии [Текст] // Сборник социологических материалов / под ред. Белановского С. А. М. : Воениздат, 2011. 137 с. 16. Долгова В.И. К проблеме формирования готовности психолога образования к сопровождению процессов управления инновационной деятельностью [Текст] / В.И. Долгова// Наука. Теория и практика (29.10.2012 - 31.10.2012 ) - Познание, 2012. - С. 55-63 17. Долгова В.И. Методические рекомендации по подготовке квалификационной работы на факультете психологии ЧГПУ / В.И.Долгова, Л.В. Иванова [Текст] //изд-2-е, переработанное и дополненное. - Челябинск: Изд-во: ЧГПУ, 2008. - 64 с. 18. Долгова В.И., Мельник Е.В. Моделирование процессов формирования профессиональной коммуникативной компетентности [Текст] // В сборнике: Forms of social communication in the dynamics of human society development Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. London, 2013. С. 66-69. 19. Дубицкая О. Б. Адаптация личности к условиям жизнедеятельности как фактор психического здоровья [Текст] // Предпринимательство, конкурентоспособность и качество жизни: проблемы и перспективы их обеспечения в современных условиях / Материалы Международной научнопрактической конференции в 2 т. Павлодар : Инновационный Евразийский Университет, 2002. Т. 2. С. 64-68. 20. Дьяченко М. И. Военная психология и педагогика. [Текст] Минск, 2015. 337 с. 21. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. [Текст] 176 с. 22. Егорова Л. Г. Факторы адаптации студентов к учебновоспитательному процессу технического вуза : автореф. дисс. канд. пед. наук. [Текст] СПб., 2013. 28 с. 23. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. [Текст] СПб. : Питер, 2005. С. 336-338. 24. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. [Текст] Новосибирск, 2000. 192 с. 25. Квасов С. Е., Кузнецов А. А. Социально-психологические аспекты адаптации молодого пополнения к военной службе. [Текст] Н. Новгород : Военномедицинский институт, 2015. 145 с. 26. Киряшов Н. И. Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию в воинском коллективе. [Текст] М.: ВПА им. В. И. Ленина, 2014. 141 с. 27. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в коллективе. [Текст] Минск, 2012. 278 с. 28. Константинов В. В. К вопросу о понятии "адаптация" [Электронный ресурс] // Проблемы cоциальной психологии личности. URL: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30306_full.shtml. (20.10.2022). 29. Корель Л. В. Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики. [Текст] Новосибирск : Наука, 2005. 423 с. 30. Корытков В. А. Педагогическое обеспечение профессиональной адаптации военнослужащих по призыву в частях противовоздушной обороны Вооруженных сил России : дисс. канд. пед. наук. [Текст] Новосибирск, 2013. 178 с. 31. Кулакова М. В. Особенности использования методов психокоррекции с целью оптимизации процесса психологической адаптации военнослужащих, проходящих службу по призыву [Электронный ресурс] // Вестник Кемеровского государственного университета, 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-metodovpsihokorrektsii-s-tselyu-optimizatsii-protsessa-psihologicheskoy-adaptatsiivoennosluzhaschih. (20.10.2022). 32. Маклаков А. Г. Общая психология : Учебник для вузов. [Текст] СПб. : Питер, 2007. С. 438-456. 33. Маслова Ж. М. Психологические факторы адаптации и профессионального роста сотрудников ГИБДД : автореф. дисс. канд. психол. наук. [Текст] СПб. : СПбУ МВД РФ, 2010. 32 с. 34. Медин Р. Н., Огородник С. И. Психологическое обеспечение адаптации к службе военнослужащих по призыву [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск : Два комсомольца, 2015. С. 58-60. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/6623/. (20.10.2022). 35. Налгаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (Формы, механизм и стратегии). [Текст] Ереван, 2014. 312 с. 36. Неронова О. Э. Специфика адаптации военнослужащих к службе в армии [Электронный ресурс] // Вестник Воронежского государственного технического университета, 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-adaptatsii-voennosluzhaschih-k-sluzhbev-armii. (20.10.2022). 37. Никонов В. П., Козловский И. И. Психическая адаптация в боевой обстановке режима чрезвычайного положения [Текст] // Безопасность. Информационный сборник. 2015. № 7-8. С. 56-61. 38. Подоляк С. В. Практические вопросы военной психологии. [Текст] М. : Воениздат, 2012. 244 с. 39. Петровский В. А. К психологии активности личности. Вопросы психологии. М., 2015. 51 с. 40. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме : Теоретикометодологический аспект. [Текст] Новосибирск : Наука, 2002. 275 с. 41. Селье Г. Стресс без дистресса. [Текст] М. : Прогресс, 1982. 128 с. 42. Сенокосов Ж. Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к воинской службе : дисс. канд. психол. наук. [Текст] М. : ВПА, 2013. 264 с. 43. Скок А. С. Социальные технологии в системе управления военной организации. [Текст] М. : ВУ, 2015. 160 с. 44. Соколова Е. В. Хорошие «плохие» дети. Психологическое сопровождение детей с трудностями обучения и адаптации. [Текст] Новосибирск : Сова, 2004. С. 147-209. 45. Татьянченко Н. П. Адаптация военнослужащих по призыву к условиям службы [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета МВД России, 2012. №7. URL: ps://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-voennosluzhaschih-po-prizyvu-kusloviyam-sluzhby (20.10.2022). 46. Теория и практика воспитательной работы (краткий курс лекций) : Учебное пособие [Текст] / под ред. Черняевой Т. Н. Новосибирск : НВВКУ, 2014. Ч. 2. 176 с. 47. Тимаков В. Д. Медицина и научно-технический прогресс. [Текст] М. : Коламмиист, 2012. 100 с. 48. Утлик Э. П. Естественно-научные основы военной психологии. [Текст] М., 2010. 267 с. 59. Философские проблемы теории адаптации [Текст] / под ред. Царегородцева Г. И. М. : Наука, 2000. 322 с. 50. Чайка В. Г. Социально-психологическая адаптация офицеров, увольняющихся в запас, к трудовой деятельности : дисс. канд. психол. наук. [Текст] М., 2013. 212 с. 51. Шилова Т. А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков : Практическое пособие. [Текст] М. : Айрис-пресс, 2005. 112 с. 52. Штак С. В. Анализ проблемы социально-психологической адаптации в условиях трансформации Российского общества. [Текст] Кемерово : Кемеровский Государственный университет, 2014. 58 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Динамика ВВП и общественное благосостояние: оценка, тенденции, проблемы»
Количество страниц:
40
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Макроэкономика
реферат
«Магия и астрология как ненаучные формы познания»
Количество страниц:
14
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Философия
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image