Онлайн-калькулятор поможет рассчитать стоимость выполнения чертежей в спб для вашей студенческой работы.
Им требуются обоснованные психологически методические советы и рекомендации. Актуальность указанной проблемы увеличивается по причине формирования в армии в настоящее время совершенно новых видов деятельности, которые требуют при включении военнослужащих в эту деятельность качественных изменений личности. Психологическое изучение проблем адаптации военнослужащих позволяет в итоге постепенно перейти к разработке различных педагогических технологий, способных обеспечить вполне направленное изменение черт личности индивида, способствующих формированию положительного адаптационного эффекта. Психолого-педагогическое сопровождение – система профессиональной деятельности педагога - психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития человека в ситуациях взаимодействия с иной средой. Актуальность исследования обусловлена все возрастающей необходимостью подготовки офицерских кадров, способных в кратчайшие сроки приступить к эффективному применению своих специальных знаний, использованию профессиональных умений и навыков в интересах укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости личного состава подчиненного подразделения. Эффективность обучения и воспитания военнослужащих зависит от профессиональной компетентности их командиров и начальников. Однако процесс вхождения в новую должность этих групп офицеров и выполнение ими своих профессиональных обязанностей оказываются на деле достаточно сложными, а порой и малоэффективными вследствие влияния психологических трудностей, вызванных объективными и субъективными обстоятельствами. Практическая помощь по преодолению возникающих психологических трудностей не всегда опирается на научно обоснованное представление о динамике, критериях и условиях профессионального становления (профессионализации) применительно к специфике функционирования вооруженных сил. Недостаточная теоретическая разработанность проблемы и ее практическая значимость в преодолении психологических трудностей адаптации в процессе профессионального становления офицеров, непосредственно отвечающих за обучение и воспитание личного состава, обусловили выбор темы и определили замысел исследования. Объект исследования - профессиональное становление офицеров и их адаптация на начальном этапе военной службы. Предмет исследования - психологические особенности профессионального становления и адаптации офицеров на начальном этапе военной службы. Цель исследования - на основе изучения динамики профессионального становления в должности выявить характерные для этого процесса психологические трудности адаптации офицера, обосновать условия их преодоления в процессе становления на начальном этапе военной службы. Гипотеза исследования заключается в выявлении совокупности психологических особенностей адаптации и изучении их влияния на профессиональное становление офицеров в рядах Вооруженных Сил России. Задачи исследования: 1. Проанализировать сущность и содержание феномена адаптации; 2. Выявить особенности адаптации офицеров к условиям военной части; 3. Теоретически обосновать модель психолого-педагогического сопровождения адаптации офицеров к условиям военной части; 4. Разработать этапы, подобрать методы и методики исследования; 5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования; 6. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения адаптации офицеров к условиям военной части; 7. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования; 8. Разобрать методы и методики адаптации офицеров. Разработать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации процесса адаптации офицеров к условиям военной части. Методологическая основа исследования состоит в синтезе различных компонентов субъектно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн), положений субъектности личности и группы (А.Л. Журавлев, А.В. Брушлинский, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев), положения теории адаптации (А.А. Налчаджян, Ю.А. Александровский, В.И. Медведев); теоретические представления ряда ученых о психологическом сопровождении (Р.В. Овчарова, М.Р. Битянова); концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности (С.Г. Никифоров). Для достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы: 1. Общенаучные методы (теоретические): анализ психологопедагогической литературы по проблеме, обобщение, сравнение, систематизация экспериментальных и теоретических данных; моделирование. 2. Эмпирический метод: 1) Тестирование: - опросник «Самочувствие, активность, настроение» (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников), назначение которого заключается в выявлении особенностей функционального состояния испытуемых; - опросник социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд), целью применения которого является определение степени адаптированности личности к социальной сфере; - многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин), назначение которой заключается в изучении адаптивных возможностей испытуемых; 2) метод психолого-педагогического эксперимента; 3. Методы математической статистики: непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Теоретическая значимость исследования заключается в изучении, анализе и обобщении теоретических и методических литературных источников, посвященных феномену адаптации офицеров к условиям военной части, разработке и реализации модели психолого-педагогического сопровождения адаптации офицеров к условиям военной части. Практическая значимость данного исследования определяется в разработке и апробации программы психолого-педагогического сопровождения адаптации офицеров к условиям военной части, которая может быть использована психологами военной части. Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Объем работы 44 листа. База исследования: Дивизия в/ч 86274 Челябинской области. Категория военнослужащих, привлеченных к исследованию, - 40 солдат срочной службы в возрасте 18 лет, призванные в ряды Вооруженных сил, среди которых были выделены экспериментальная и контрольная группы (по 20 человек в каждой).