Сегодня как никогда остро стоит вопрос о гражданском воспитании как о необходимом факторе жизнеспособности нашего общества. Возникла настоятельная потребность в определении, что представляет собой данный фактор и каково его значение в современных условиях. Проблема развития гражданской направленности личности, таким образом, из проблемы традиционно воспитательной превращается в актуальную практическую проблему, от решения которой зависят содержание и темпы обновления всех сторон общественной жизни.
Исследование гражданской направленности личности курсанта проведено на основе обобщения юридического, социального, психологического, исторического и педагогического подходов и определяет ее как основное качество личности гражданина Российского государства. Оно отражает правовую и духовную принадлежность человека к конкретному государству, гарантированную правами и свободами, и обеспечивается взаимной ответственностью данных субъектов.
Юридические науки, рассматривая принадлежность человека к государству, автоматически приписывают ему наличие гражданских качеств, но их еще нужно воспитать, что значимо для всех категорий населения, и особенно для государственных служащих, в частности сотрудников ОВД. Период обучения в вузе МВД является наиболее важным, именно в это время осуществляется профессиональная подготовка, завершается выбор базовых жизненных ценностей и целей, развивается осознанное отношение к идеалам общественного развития.
В современных социокультурных условиях значение гражданского воспитания личности возрастает, что обусловлено необходимостью формирования правового государства и гражданского общества в России. Идет процесс ограничения государственного управления экономической и социальной жизнью общества, возрастает самостоятельность субъектов общественной жизни. Объединяющим началом общественной системы в этих условиях должно выступать внутреннее интегративное качество личности, а гражданская направленность и является таким качеством.
В социологических исследованиях гражданственность - сложное личностное образование, синтезированное социально-нравственное качество личности. Основой гражданской направленности личности выступают социально значимые качества, в первую очередь патриотизм. В нашем исследовании он включает любовь к своему народу, нации и государственность обеспечивающая их гармонию. Также важными качествами являются политическая, нравственная и правовая культура, выражающаяся во внутренней свободе личности, в осознании чувства долга и собственного достоинства; конструктивная активность личности и одновременно сознательное самоограничение, самодисциплина; уважение и доверие к другим гражданам и к институтам государственной власти.
Психологическая наука в структуре направленности личности выделяет: потребности, ценностные ориентации, мотивы, мировоззрение, установки, идеалы и жизненные цели.
На степень развития гражданской направленности личности влияет ее историческое мировоззрение. Оно помогает человеку осознать роль личности гражданина в истории, увидеть и понять собственные корни в традициях и культуре своей нации и человечества. Формирование исторического мировоззрения — непременное условие развития у человека чувства исторического единения с делами и идеями исторического пути своего народа. Поэтому проблема развития гражданской направленности личности в истории России сегодня остра как никогда. Происходит смена ориентиров молодого поколения в области основополагающих ценностей, обеспечивающих жизнеспособность общества, и если этот процесс будет происходить без нравственного, патриотического, правового, исторического и трудового (профессионального) воспитания, что на наш взгляд должно проявляться в гражданской направленности личности.
Таким образом, гражданская направленность личности курсанта — это интегративное свойство, внутреннюю основу которого составляют иерархия потребностей и ценностные ориентации. Они развиваются, в том числе и в учебно-воспитательном процессе вуза МВД, с целью выработки у курсантов стремления к постоянному совершенствованию социально-нравственных и профессиональных качеств, непрерывному личностному развитию, реализуемому в интересах своего государства и народа. Важным качеством является патриотизм включающий, любовь к своей нации, уважение к другим нациям и государственность, которая объединяет их в служении своему государству и нароДУ
Основными внутренними источниками гражданской направленности являются развиваемые духовные потребности: единение, созидание, творчество и социальная справедливость. Гуманистические ценностные ориентации, являясь элементом направленности, проявляются в социальных качествах и чувствах: отношение к себе — достоинство, честь, благородство, потребность самовоспитания; отношение к другим людям - нравственность, альтруизм, уважение, отзывчивость, доброта, верность, скромность; отношение к государству - мораль, совесть, патриотизм, честь, преданность, долг; отношение к деятельности -трудолюбие, инициатива, исполнительность, профессионализм; отношение к обучению - творчество, любознательность, потребность в самосовершенствовании; отношение к природе - рациональное, бережное отношение к окружающей среде, забота, ответственность.
Антиподом гражданской направленности личности курсанта вуза МВД определена продажность, как ядерное свойство. Ее характеризует преобладание в иерархии потребностей и ценностей гедонической направленности, которая проявляется в корысти, накопительстве, в стремлении достичь успеха и престижа без учета средств, эгоизме, индивидуализме, шовинизме, космополитизме. Она проявляется в безразличном отношении к людям, законности, социальной справедливости, следствием чего целью деятельности является служение не интересам государства, а отдельным лицам и группам, не имеющим выраженной социально-значимой и общественно-полезной направленности.
Основными факторами, определяющими развитие гражданской направленности личности, на современном этапе являются:
1. Идеология государства, социально-экономические условия в обществе.
2. Информационное воздействие СМИ.
3. Семья, микросреда.
4. Учебные заведения.
Решаемая в работе задача по развитию гражданской направленности личности курсанта является важным звеном в системе рассмотренных факторов, но полностью решить ее самостоятельно в образовательных учреждениях невозможно.
Концептуальными идеями, обеспечивающими развитие гражданской направленности личности курсанта, в работе были определены: общечеловеческие ценности - свобода, равенство, добро, социальная справедливость, красота и истина; государственность как нравственный авторитет власти и основы справедливости; православие как духовное и нравственное возрождение народа; русское национальное самосознание как системообразующая нация; общенациональная российская идея, аксиологическими основами которой являются духовность, государственность, соборность, державность, народность, патриотизм, общинность.
В модели системообразующими элементами гражданской направленности личности курсанта определены ценностные ориентации и иерархия потребностей. Видами гражданской направленности определены: нравственное, патриотическое, правовое, трудовое (профессиональное), историческое. Результатом развития гражданской направленности личности курсанта являются качества (трудолюбие, ответственность, альтруизм, коллективизм, честность, дисциплинированность, толерантность); чувства ( патриотизм, долг, совесть, достоинство, честь, благородство, верность).
Проектирование развития гражданской направленности личности курсанта осуществляется через выявленные цели и задачи, направления, закономерности, принципы, педагогические условия, методы, формы, критерии оценки эффективности, уровни развития качеств, диагностику и результат.
Основными закономерностями развития гражданской направленности личности курсанта в исследовании определены:
1. Цели, характер и содержание гражданского воспитания определяются интересами государства и воплощают объективные потребности общества с учетом современных социокультурных и историко-этнических норм и традиций.
2. Результаты развития гражданской направленности личности обусловлены согласованностью идеологических и педагогических воздействий, от государственной политики до содержания учебно-воспитательного процесса с учетом влияния объективных и субъективных факторов.
3. Позитивная реакция обучаемого на педагогические воздействия по развитию гражданской направленности личности курсанта обусловлена учетом оптимального соотношения потребностей личности и государства, их интересов и возможностей, уважительным и требовательным отношением, созданием оптимистических перспектив личностного развития, которое определяет и реализует педагог.
4. Эффективность воспитания детерминирована степенью собственной активности личности, содержанием и способом организации деятельности, в которую она включена, мотивами участия в деятельности, характером педагогического руководства.
Для развития гражданской направленности личности курсанта в основных компонентах педагогической системы реализуются следующие условия. В целевом - определение развития гражданской направленности личности как одной из основных целей воспитательной работы в вузе МВД. В содержательном — обеспечение решения задач развития гуманистических ценностных ориентаций и духовных потребностей в процессе профессиональной подготовки. В дидактическом - внедрение личностно-ориентированного, деятельностного и профессионального подходов. В коммуникативном - реализация субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и курсанта. В организационном — проведение целенаправленного педагогического воздействия как в учебное, так и во внеучебное время.
Оценка степени развития гражданской направленности осуществлялась по анкетным данным, журналам и ведомостям, аттестациям, самооценке, по взаимооценке в группе, по оценке со стороны преподавателей, кураторов, командиров и по результатам тестирования.
Методы развития гражданской направленности личности курсанта: формирование гражданского сознания; организация коллективной общественно полезной деятельности; стимулирование нравственного поведения и гуманистических отношений; самовоспитание. Формы: индивидуально-личностные (беседа, задания, поручения, заслушивание отчетов); социально-коллективные (общее собрание сотрудников, торжественные ритуалы, празднование памятных дат, вечера вопросов и ответов, диспуты, тематические вечера, викторины, научные, практические и читательские конференции, экскурсии, стенная печать); общественно-групповые (общественно-государственная подготовка, информирование, деловые игры, командно-штабные учения, групповые упражнения, дискуссии, тренинги, групповые беседы, доклады, научные кружки, устные журналы).
Достижение целей оценивалось по развитию чувств курсантов: патриотизм, долг, честь, совесть, достоинство; качеств курсантов: ответственность, альтруизм, коллективизм, трудолюбие, честность, толерантность и профессионализм.
Реализация личностно-ориентированного, деятельностного и контекстного подходов осуществлялась при применении деловых имитационных игр двух видов: комплексная, проводимая в течение всего семинара, и деловая - по теме или разделу. Их особенностью было обеспечение социально значимой (сочетание интересов личности и общества) и общественно полезной (деятельности для других) деятельности.
В процессе опытно - экспериментальной работы нами созданы контрольная и экспериментальная группы. Гражданская направленность оценивалась по уровням: четвертый - оптимальный, третий - допустимый, второй — критический, первый - недопустимый.
Анализ результатов развития гуманистических ценностных ориентаций показал, что рост количества курсантов, достигших 3 и 4 уровней, в экспериментальной группе по сравнению с контрольной составил 28%. Рост уровня развития духовных потребностей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной составил 29%.
Анализ итогового результата развития гражданской направленности личности курсанта показал, что его рост в экспериментальной группе по сравнению с контрольной составил 24% с учетом оценки минимально возможного значения частных критериев показателей для каждого испытуемого.
Критерий "Хи-квадрат" в экспериментальной и контрольной группах на начало эксперимента составил 2,05 (Р=0,05), табличный критерий "Хи-квадрат" для наших выборок составил 7,8 (Р=0,05), это доказывает их однородность. Критерий "Хи-квадрат" после проведенного эксперимента составил 15,15 (Р=0,05), это доказывает неоднородность групп.
Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила выдвинутую гипотезу по реализации модели и методики развития гражданской направленности личности курсанта вуза МВД.