ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 5 1.1 Развитие словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе 6 1.2 Особенности развития словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9 1.3 Анализ авторских методик диагностики развития словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 13 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОНР (III УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) 18 2.1 Методическое обоснование разработки программы диагностики развития словаря имен прилагательных у детей 6-7 лет с ОНР (III уровень речевого развития) 18 2.2 Программа диагностики развития словаря имен прилагательных у детей 6-7 лет с ОНР (III уровень речевого развития) 21 2.3 Представление и анализ результатов диагностики развития словаря имен прилагательных у детей 6-7 лет с ОНР (III уровень речевого развития) 24 2.4 Рекомендации по коррекци особенностей развития словаря имен прилагательных у детей 6-7 лет с ОНР (III уровень речевого развития) 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
83% уникальность
2022 год
2 просмотров
Кроликова К.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 5 1.1 Развитие словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе 6 1.2 Особенности развития словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9 1.3 Анализ авторских методик диагностики развития словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 13 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОНР (III УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) 18 2.1 Методическое обоснование разработки программы диагностики развития словаря имен прилагательных у детей 6-7 лет с ОНР (III уровень речевого развития) 18 2.2 Программа диагностики развития словаря имен прилагательных у детей 6-7 лет с ОНР (III уровень речевого развития) 21 2.3 Представление и анализ результатов диагностики развития словаря имен прилагательных у детей 6-7 лет с ОНР (III уровень речевого развития) 24 2.4 Рекомендации по коррекци особенностей развития словаря имен прилагательных у детей 6-7 лет с ОНР (III уровень речевого развития) 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Читать дальше
Актуальность темы. В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Нарушения речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа. Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи. Речевое развитие рассматривается в психологии и педагогике как общая основа обучения и воспитания (Л.С.


Онлайн-калькулятор рассчитает стоимость доклада в Ростове на сайте.


Выготский, А.Р. Лурия и др.). Формирование лексики является одной из главных задач развития речи. Уже в период дошкольного возраста ребенок должен овладеть объемом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых и сверстников. Исследования С.Н. Шаховской показывают, что дети не используют полностью имеющийся у них запас лингвистических единиц. Отмечается преобладание предметного словаря по отношению к другим частям речи, число глаголов очень мало, очень ограничено употребление прилагательных. В настоящее время вопрос формирования словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи считается по-прежнему актуальным. Несмотря на то, что в научной литературе много внимания уделяется методике формирования активного словаря прилагательных у детей с ОНР, остается необходимость дальнейшей разработки этой задачи. Вопросами формирования словаря прилагательных у детей с ОНР, занимались такие ученые, как Е. М. Мастюкова и Н. С. Жукова. Изучение особенностей лексики прилагательных дошкольников с общим недоразвитием речи и разработку методик коррекционной работы проводили такие выдающиеся ученые Е.М. Мастюкова, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева. В настоящее время вопрос формирования словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи считается по-прежнему актуальным. Несмотря на то, что в научной литературе много внимания уделяется методике формирования активного словаря прилагательных у детей с ОНР, остается необходимость дальнейшей разработки этой задачи. Эффективность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов, и, прежде всего, логопеда и воспитателей. Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Исходя из этого, целью исследования является выявление особенностей развития словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Объект исследования: развитие словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: диагностика развития словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Гипотеза исследования: Гипотеза - процесс формирования активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет максимально эффективным при выполнении следующих условий: - определение психолого-педагогических условий формирования активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР; - создание системы работ по формированию активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В соответствии с целью и гипотезой были поставлены и решены следующие задачи: - изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; - разработать программу диагностики развития словаря имен прилагательных у детей 6-7 лет с ОНР (III уровень речевого развития) - выявить уровень сформированности словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи; - разработать методические рекомендации по развитию словаря прилагательных у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Методы: при написании курсовой работы использовались теоретические и практические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент) методы научного исследования. Практическая значимость исследования: заключается в том, что полученные результаты исследования могут использоваться для развития словаря прилагательных у старших дошкольников с ОНР (III уровень) в детских дошкольных учреждениях. База исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 9 имени генерала Аркадия Николаевича Ермакова» г Тула. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Читать дальше
В ходе анализа теоретической литературы по нашей теме мы определили, что у детей с общим недоразвитием речи выявляются нарушения в ограничении словарного запаса. В расхождении объёма пассивного и активного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных заменах, трудностях актуализации слов. Имена прилагательные появляются в детской речи позднее, чем существительные и глаголы. Число прилагательных в речи дошкольника увеличивается в связи с обогащением представлений ребенка о различных качествах и признаках предметов, их действий; в связи с развитием наблюдательности ребенок замечает в предметах и явлениях все большее число различных признаков и качеств. Развитие словаря является длительным процессом количественных накоплений слов, усложняемым от одного возраста к другому. Обеспечение словарным запасом является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок развивался. К моменту поступления в школу ребенку нужно формировать определенный лексический запас. В ходе анализа теоретической литературы по нашей теме мы определили, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня выявляются нарушения в ограничении словарного запаса. В расхождении объёма пассивного и активного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных заменах, трудностях актуализации слов. Имена прилагательные появляются в детской речи позднее, чем существительные и глаголы. Число прилагательных в речи дошкольника увеличивается в связи с обогащением представлений ребенка о различных качествах и признаках предметов, их действий; в связи с развитием наблюдательности ребенок замечает в предметах и явлениях все большее число различных признаков и качеств. Для того, чтобы проверить выдвинутую нами гипотезу, мы проводили экспериментальный анализ. В экспериментальном исследовании проведено изучение развития активной лексики имен прилагательных среди детей старшего возраста с уровнем ОНР III уровня. В практической части проводилась экспериментальная работа, позволяющая выявить особенности словаря прилагательного у детей старших дошкольных возрастов с уровнем ОНР III. Цель констатируемого эксперимента: выявление особенностей словаря прилагательного у детей старших дошкольных возрастов ОНР III степени. Для решения поставленных задач в курсовой работе были использованы диагностические методики Волковой Г.А., Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что в словаре прилагательных для детей с OНР имеются следующие особенность: дети, не задавая вопросы и подсказки, не получали правильных ответов, затрудняются в качественной характеристике предметов, а также вызывают у них трудности в образовании прилагательных притяжательных. Ни у одного ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР не выявлен высокий уровень сформированности словаря прилагательных. Среднего уровня достигли 3 дошкольника (25%), уровня ниже среднего – также 3 дошкольника, низкий уровень у 6 дошкольников (50 %). Исходя из результатов констатирующего эксперимента, была поставлена цель: систематизировать комплекс дидактических игр с целью формирования словаря прилагательных у детей 6 – 7 лет с ОНР III уровня. Достижение стойких положительных результатов применения разработанных нами дидактических игр и игровых упражнений в процессе развития словаря прилагательных у детей 6-7 лет с ОНР III уровня возможно при наличии описанных методических условий.
Читать дальше
1. Белякова, Л.И., Гаркуша, Ю.Ф., Усанова, О.Н., Фигередо, Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. - М., 2011. – 125 с. 2. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 144 с. 3. Выготский, Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. – 342 с. 4. Деревянко, Н.П., Лапп, Е.А. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия. - №4. - 2006. - С.22-25. 5. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2018. – 320 с. 6. Исаева, Т. И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях / Т. И. Исаева // Школьный логопед. - 2011. - № 4. - С. 17-30. 7. Краузе, Е.Н. Практическая логопедия. Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраст а, СПб, 2014. – 166 с. 8. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб.: СОЮЗ, 2020. – 165 с. 9. Лебедева, Н. Г. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия. - № 1-2. – 2003. - С. 68 10. Леонтьев, А. А. Психолингвистика / А. А. Леонтьев – М.: Наука, 2016. – 360 с. 11. Лурия, А.Р., Юдович, Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка / А.Р.Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.-176с.0020 12. Мазанова, Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии / Е.В. Мазанова – М., Аквариум, 2016. – 178 с 13. Смирнова, И.А. Логопедия. Иллюстрированный справочник / И.А.Смирнова. – М.: Каро, 2018. – 232 с. 14. Ткаченко, Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Гном и Д, 2022. – 48с. 15. Фадина, Г.В. Специальная дошкольная педагогика / Г.В. Фадина – Балашов: Николаев, 2016. – 80 с. 16. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т.Б. Филичева– М. : Айриспресс, 2014. – 375 с. 17. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия. - М.: Экономика, 2018. - 240с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Распутин В. Г. творческий путь и основные произведения
Количество страниц:
17
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Литература
курсовая работа
Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности территорий
Количество страниц:
35
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Внешняя среда организации: анализ и прогнозирование
Количество страниц:
27
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика предприятия
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image