Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовая природа компьютерных игр………………………………..5
1.1 Понятие компьютерной игры………………………………………………..5
1.2 Критерии охраноспособности составляющих элементов компьютерной игры………………………………………………………………………………...8
Глава 2. Правовые и технические механизмы регулирования компьютерных игр………………………………………………………………………………12
2.1 Законодательные меры регулирования оборота компьютерных игр…….12
2.2. Технические меры регулирования оборота компьютерных игр…………20
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………..26
Читать дальше
По результатам исследования были сделаны следующие выводы.
Компьютерные игры – это результат работы целой команды специалистов в различных областях. Отдельные элементы, которые они создают, можно объединить в две основные группы — элементы, представляющие аудиовизуальную часть игры, и компьютерный код, на котором функционирует игра. Кроме того, при создании компьютерной игры можно создать сценарий и разработать концепцию игрового мира. Аудиовизуальные элементы включают музыку, игровое искусство (включая изображения персонажей, игровые элементы, локации и элементы интерфейса), видеовставки и отображение внутриигрового текста. Каждый из перечисленных объектов может относиться к объектам авторского права, если:
а) он относится к сфере литературы, науки и искусства;
б) будет существовать в объективной форме
в) отвечать требованию оригинальности.
Особое внимание следует уделить защите графического пользовательского интерфейса. Он будет защищен авторским правом только в том случае, если будет доказано, что его внешний вид продиктован не только утилитарными функциями, но и творческими. Суды рассматривают каждый составной элемент графического пользовательского интерфейса отдельно, чтобы оценить его, что редко приводит к признанию авторских прав. С другой стороны, графический пользовательский интерфейс может получить патентную охрану как промышленный образец. Однако в то же время те его составные элементы, которые обусловлены исключительно технической функцией, не подпадают под действие охраны.
Похожим образом строится и подход к защите компьютерных программ, на основе которых работает игра. Он должен соответствовать вышеуказанным критериям, чтобы считаться защищенным авторским правом.
Недостатком является то, что авторским правом может быть защищено только конкретное выражение компьютерной программы — один из многих способов ее написания. При этом можно написать другую программу, выполняющую те же функции, что и исходная, но имеющую другое текстовое выражение объектного кода. И в этом случае выходом может стать патентная защита. Для регистрации программы для ЭВМ в качестве изобретения необходимо доказать, что она не является простым описанием конкретного математического алгоритма, а направлена на решение существующей технической задачи.
В зарубежных странах могут использоваться другие подходы, где компьютерные игры рассматриваются как аудиовизуальные произведения или как программы для ЭВМ.
Однако, на наш взгляд, ни один из них не соответствует характеристикам компьютерной игры - в частности, их интерактивность и включение в их состав большого количества разнородных элементов. Режим сложного объекта, в свою очередь, облегчает введение компьютерной игры в гражданский оборот, поскольку все необходимые для этого права закрепляются за производителем - тем, кто организовал создание игры.
Читать дальше
1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1, в "Парламентской газете" от 5 января 2002 г. N 2-5
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410
3. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2011 г. N 1 ст. 48
4. Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 2007 г. N 1 (часть I) ст. 7
5. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.06.2015 N Ф05-7093/2015 по делу N А40-91072/14 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/search/?q=постановления+Арбитражного+суда+Московского+округа+от+18.06.2015+№+Ф05-7093%2F2015+по+делу+№+А40-91072%2F14 (дата обращения: 27.10.2022)
6. Басманова Е.С. Интернет-сайт как объект имущественных прав: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. – 30 с.
7. Годра Ф. Краткие заметки о правовом режиме произведения мультимедиа / Пер. с фр. О. Прониной // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2002. N 6. С. 64-66
8. Добрякова Н.И., Бахметьева А.В. Правовая охрана компьютерных программ в законодательстве России и США // Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2014. - №1 (9). - С. 3-5
9. Кашанин А.В. Творческий характер как условие охраноспособности произведения в российском и зарубежном авторском праве // Вестник гражданского права. - 2007. - N 2. - С. 10-14
10. Правовые и технические механизмы регулирования компьютерных игр // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rdc.grfc.ru/2022/02/computer_games_control/ (дата обращения: 27.10.2022)
11. Рынок игр в России и в мире (Mobile, Console, ПК, MMOG, Social). Динамика, структура, тенденции, тренды, прогнозы до 2018–2021гг. Итоги 2016 г. URL: http:// json.tv/ict_telecom_analytics_view/issledovanie-mirovogoi-rossiyskogo-rynka-igr-2016-god-20170502014806 (дата обращения: 01.11.2022)
Читать дальше