Образ Петербурга многогранен. Русская литература – шкатулка всевозможных образов города на Неве. И у Ф. М. Достоевского существует свой образ Петербурга, глубокий и значительный. Раскрытие его чрезвычайно существенно для понимания всего творчества Достоевского в целом. Все впечатления Петербургской жизни, порожденные пейзажем города, его белыми ночами и туманными утрами, его водами и редкими садами, великой суетой сует северной столицы, – все эти впечатления наслаивались одно на другое, перерабатывались в рожденном гением образе.
Значительная часть жизни Ф. М. Достоевского протекла в северной столице. Различные уголки нашего города были свидетелями ее внешних и внутренних событий. Что, конечно, отразилось как на самом Достоевском, так и на его творчестве.
Те, кто знали Достоевского, вспоминали, что он останавливается, неожиданно пораженный взглядом, улыбкой незнакомца, которые запечатлеваются в его мозгу, а также резкими чертами городского пейзажа, образом отдельного выразительного дома или же изгибом канала. Да и сам Достоевский в своих свидетельствах не раз упоминал о влиянии Петербурга на его психику. В прогулках писателя зарождалась та связь с городом, что создала образ Петербурга, который можно назвать пророческим.
Долгая жизнь в Петербурге отразилась на творчестве Достоевского, и северная столица получила в нем цельное и многообразное отображение. Именно поэтому образ города занимает весьма значимое место во всех работах Достоевского. Петербург проходит красной нитью сквозь творчества писателя.
Из богатого литературного наследия (около 30 романов, повестей и рассказов) мы можем выделить до 20 произведений, в которых Петербург выступает как фон для развития сюжета.
Через всю творческую жизнь Ф. М. Достоевского проходит мотив северной столицы. Даже в далекой Флоренции, где создает он своего «Идиота», образы Петербурга переданы с удивительной конкретностью.
Во всех этих произведениях город – это не только место совершающегося действия. Обычно Достоевский дает точные топографические указания. Он любил отмечать отдельные места разнообразного в своих частях и цельного в своем единстве города.
Названия его рек, каналов, его площадей, улиц, церквей, его островов и окрестностей пестрят на страницах его произведений. Такая точность вызывает конкретные образы города, ряд разнообразных воспоминаний. Читатель может посмотреть на Петербург глазами великого мастера, понять как можно глубже образ «самого умышленного города в мире».
Таким образом, тема города в творчестве Достоевского оказалась весьма масштабной. На первый взгляд может показаться, что город не может выступать чем-то значимым в произведении. Но как оказалось город, порой играет роль, чуть ли не более важную, чем некоторые второстепенные персонажи романа. На основе анализа «внешнего» (города), можно более точно понять «внутреннее» (характер героя). Город выступает и в роли зеркала, когда образ города равен образу героев; и в роли «воспитателя», когда город своими невидимыми силами может преобразовывать героя; и в роли «клетки», из которой герой не может выйти, погружаясь все глубже в страхи и угнетения. Роли города многогранны и различны, функциональность образа города зависит в первую очередь от авторского замысла. Подводя итог, можно сказать, что город - наиважнейший инструмент в руках автора, который помогает ему создавать, воспитывать, трансформировать или наказывать героев произведения.