В результате выполненной работы следует сделать вывод о том, что творческая жизнь А.П. Чехова коротка и совершенна.
А.П. Чехов - блестящий писатель, который больше других подходит современной эпохе. Изучение его биографии и его творений в школьных учебниках оказывает влияние на интеллектуальное воспитание читателя, способного понимать литературу как нечто прекрасное.
Провинциальный мальчик, проводивший томительные часы за конторкой отца в бакалейной лавке, рано узнавший вкус хлеба, купленного за гроши, вырученные репетиторством, прошел стремительный путь, став человеком высокой духовной культуры, выдающимся представителем русской демократической интеллигенции, художником мирового значения.
В профессиональную среду русских литераторов Чехов вошел как равный в первые же годы сотрудничества в юмористических журналах. Первые четыре года литературной деятельности совпали с учением на медицинском факультете. При всей серьезности отношения Чехова к писательскому труду, он и к медицинскому образованию относился серьезно.
Масштабы общественной деятельности Чехова и внимание, которое он ей уделял, заставляют изумляться: поездка на Сахалин, помощь голодающим, работа врачом во время холеры и многое другое. Отнимая у Чехова-художника драгоценное время, отмеренное судьбой, общественная работа почти никогда не была ему тягостна.
Не удивительно, что Чехов писал только о жизни современной ему России. Он не искал предметов для вдохновения ни в глубине веков, ни в природе и обычаях других стран. Произведения Чехова, сравнительно небольшие по объему, насыщены мыслью, нравственным содержанием и художественно совершенны.
Культурологическая диалектика художественной формы чеховских произведений состоит в том, что жанровые особенности приобретаются на пути преодоления жанровой ограниченности содержания, т.е., на пути разрешения противоречия между громадностью содержания и незначительностью объема.
Это становится возможным, в том числе и благодаря «подводному течению», подтексту, позволяющему с помощью двух-трех реплик раскрыть не только душевное состояние героя в момент речи, но и обстоятельства его прошлой жизни и намек на будущие события, а с помощью упоминания случайной, на первый взгляд, незначащей детали охарактеризовать целое действие и авторское отношение к героям и происходящему.
Чехов локализовал конфликт, уплотнил его до той сущности, которую Гегель считал основной коллизией романа: конфликт между поэзией сердца и противостоящей ей прозой житейских отношений. Однако новаторство Чехова в ином: он отказался от рассмотрения подробностей, сосредоточив внимание на раскрытии социально-исторической сущности проблемы взаимоотношений человека и среды
Именно Чехов яснее всех русских классиков рассказал ХХ веку о заботах и тяготах индивидуума. Вынужденный среди переплетения дорог искать свою тропу, в постоянном разладе с самим собой, он разглядывает мир с тревогой и недоумением.
Как же подобная концепция реализовывалась Чеховым? Прежде всего, надо сказать о роли, которая отводится в чеховском искусстве разного рода логическим построениям. Это напрямую связано с ролью подтекста и наличием «подводного течения».
Таким образом, об искусстве Чехова можно говорить, как об уникальной и для каждого поколения современной школе мысли. Главная дисциплина в этой школе – неспешное освоение правды. И западные, и отечественные писатели и драматурги еще далеко не в полной мере освоили богатейшее наследие Чехова-новатора.
Список использованной литературы
1. Айхенвальд, Ю. И. Письма Чехова / Ю. И. Айхенвальд. - М. : Космос, 2015. -37 с.
2. Александров, А. С. Из истории создания первой биографии Чехова: книга A.A. Измайлова «Чехов. 1860-1904. Биографический набросок» // Образ Чехова и чеховской России в современном мире. - СПб. : ИД «Петрополис», 2017. -С. 206-215.
3. Альбов, В. П. Два момента в развитии творчества Антона Павловича Чехова // А.П. Чехов: pro et contra. - СПб. : Русский Христианский гуманитарный институт, 2020. - С. 368-402.
4. Аронов, А. А. Пушкин как уникальное явление / А. А. Аронов // Вестник МГУКИ. - 2017. - № 2. - С. 24-28.
5. Биричева, Е. В. Концепт «субъекта» в пространстве неклассической онтологии. Монография / Е. В. Биричева. - Екатеринбург : ИД «Ажур», 2018 -124 с.
6. Бочаров, С. Г. Чехов и философия / С. Г. Бочаров // Вестник истории, литературы, искусства. Отд-ние ист.-филол. наук РАН. - М. : Собрание; Наука, 2015. С. 146-159.
7. Булгаков, С. Н. Чехов как мыслитель // А.П. Чехов: pro et contra. — СПб. : Русский Христианский гуманитарный институт, 2002. - С. 537-565.
8. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.-480 с.
9. Декомб, В. Дополнение к субъекту: Исследование феномена действия от собственного лица / В. Декомб. - М. : Новое литературное обозрение, 2017. - 576 с.
10. Демченко, В. И. Симулякризация социокультурного пространства / В. И. Демченко // Вестник Ставропольского государственного университета. -2019 -С. 106-110.
11. Зайцев, В. С. «Книга» и «веб-страница»: два модуса бытия культуры / В. С. Зайцев // Обсерватория культуры. - 2014. - № 2. - С. 44-49.