ВВЕДЕНИЕ 3
1. Европейский театр первой половины XXI века 4
2. Современный популизм в политике и театре Европы 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Читать дальше
Хотя есть определенные общие черты, роль театра в культурных традициях трех стран неодинакова: в Венгрии театральная культура обычно была формой развлечения (популярная культура); эстонцы серьезно относятся к тому, что их называют «людьми театра», поскольку «из 1,4 миллиона населения в 2004 году 1,1 миллиона человек посетили театральную постановку ; в чешских землях театр играл роль политического сопротивления различным формам угнетения в контексте чешской истории, причем некоторые театры до сих пор имеют культовый статус.
Данное исследование было сосредоточено на политически ангажированных выступлениях из трех постсоциалистических стран, где правый популизм находится на подъеме. Также все три страны имеют общий социалистический прошлый опыт, но все они имеют свою (внутреннюю) версию правого популизма. Популизм в Чешской Республике «напоминает культового чешского литературного персонажа Йозефа Швейка тем, что он слабоумный и неуклюжий, а потому менее опасный. Между тем в Венгрии гангстерский популизм. Венгерская Фидес похожа на мафию, а АНО Андрея Бабиша — на сумасшедший дом. Несмотря на наличие разных стимулов и мотивов для принятия антилиберализма, в Эстонии, Венгрии и Чешской Республике существует прочная театральная культура, которую можно повернуть против ловушек популистов.
Во всех трех случаях театрализованные представления показывают, что «народ» никогда не является предсуществующей категорией, с которой твердо покончено (как утверждают правые популисты-предприниматели). Самая скользкая категория, которую предприниматели-популисты используют для поддержки своей политики, — это заведомо бессодержательный и не всегда определенный «народ».
Читать дальше
1. Атанов А. А., Зимина Е. В. Театр как искусство: философский и социологический анализ в пространстве данности // Известия БГУ. 2018. №4. – С. 576-584. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teatr-kak-iskusstvo-filosofskiy-i-sotsiologicheskiy-analiz-v-prostranstve-dannosti (дата обращения: 02.11.2022).
2. Макеева Е. А., Макеева И. А., Логинова Е. В. Театральное искусство в системе социализации и адаптации личности в обществе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. №3. – С. 45-48. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralnoe-iskusstvo-v-sisteme-sotsializatsii-i-adaptatsii-lichnosti-v-obschestve (дата обращения: 02.11.2022).
3. Медведенко В.В., Тумашова Г.А., Тумашов М.А. Иммерсивное театральное искусство как технология социально-культурной деятельности // МНКО. 2020. №4 (83). – С. 263-266. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/immersivnoe-teatralnoe-iskusstvo-kak-tehnologiya-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti (дата обращения: 02.11.2022).
4. Тураева М. Х. Театральное искусство 20-х веков // Евразийский научный журнал. 2017. №5. – С. 254-255. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralnoe-iskusstvo-20-h-vekov (дата обращения: 02.11.2022).
5. Compendium: Cultural Policies and Trends in Europe. - Режим доступа: http://www. culturalpolicies.net (дата обращения: 01.11.2022).
6. Culture Action Europe. - Режим доступа: http://www.cultureactioneurope.org (дата обращения: 01.11.2022).
7. Bavarian Ministry of Education and Culture, Science and the Arts. “Förderung nichtstaatlicher Theater.” - Режим доступа: http://www.km.bayern.de/kunstund-kultur/foerderung/foerderung-nichtstaatlicher-theater.html (дата обращения: 01.11.2022).
8. Bundesverband Freie Theater. - Режим доступа: http://www.freie-theater.de (дата обращения: 01.11.2022).
9. Flanders Arts Institute. - Режим доступа: http:// www.vti.be (дата обращения: 01.11.2022).
10. Frauen Kultur Büro NRW. - Режим доступа: http://www.frauenkulturbuero-nrw.de/ index.php/foerderrecherche/theater/ (дата обращения: 01.11.2022).
Читать дальше