Если не знаете, где заказать отчет по преддипломной практике в Нижнем Новгороде , зайдите на Work5.
.) в книге "О назначении частей человеческого тела». В ней дано название органу в соответствии с внешними особенностями - сходству с сосновой шишкой (рисунок 1) - конарион (греч. шишка соснового дерева). С этим же названием связан и термин на латинском языке - corpus pineale (от лат. pinus - сосна, pinea - сосновая шишка). Гален описывает эпифиз как образование, связывающее желудочки мозга и мозжечок, находящееся около входа в канал в окружении венозных сосудов. Он подвергает критике ранее бытовавшее мнение о том, что эпифиз представляет собой нечто вроде клапана, контролирующего поток пневмы (некой духовной материи человека), направляемой из среднего желудочка в желудочек мозжечка, наподобие привратника желудка, контролирующего движение пищевого комка. Считается, что Галену принадлежит и первое описание частиц мозгового песка в эпифизе. Мнение Галена дожило до средневековья, а потом сгинуло со всей остальной наукой: в раннем средневековье церковь запретила производить вскрытия, один из немногих методов изучения анатомии, а позже разрешила, но в ограниченных количествах. Рисунок 1 Схожесть эпифиза и сосновой шишки В эпоху Возрождения знаменитый анатом Андреас Везалий, привел наиболее точное описание топографии эпифиза и подробно описал его анатомическое строение в 1543 г. в работе «De Humani Corporis Fabrica. В ней указано, что в отличие от желез, имеющих основной функцию укрепления сосудов и их защиту, шишковидная железа имеет более важное функциональное значение. Везалий полагает, что ткань эпифиза тверже, и, следовательно, по свойствам более походит на ткань железы, чем на ткань мозга. Везалию принадлежит и первое наиболее точное описание топографии органа. Знаменитый французский философ и математик Рене Декарт придал эпифизу кардинально новое значение, назвав железу «троном души в человеческом теле». Эпифиз был выбран на роль посредника между телом и душой благодаря своему расположению - по срединной линии в глубине мозга, что, по мнению Декарта, придает ей особую «защищенность» и уникальность. Несмотря на грубые анатомические ошибки Декарта, которые были известны даже современникам, его труды возродили интерес к эпифизу. Очень интересно мнение Декарта о том, что свет через глаза поступает на эпифиз и его лучи в теле беременной женщины могут попасть на плод и создать родимые пятна. Сейчас уже известно, что клетки эпифиза, пинеалоциты, синтезируют гормон мелатонин, а на его выработку влияет освещенность. Учение Декарта вызвало небывалый резонанс в научной среде и всплеск интереса к эпифизу. Этому явно способствовала слава и известность Декарта, как знаменитого ученого математика и философа. Длительное время в России в медицинских изданиях эпифиз носил название «душевная железа». Несколько последующих столетий ученые много рассуждали об эпифизе, но не могли точно установить его функцию. Они уже обнаружили нервы, поняли, что пневмы не существует, однако назначение эпифиза оставалось загадкой. В медицинском словаре Dictionnaire des Sciences Medicales, изданном в 1829 г., сказано, что ничего из провозглашенного Галеном или Декартом о шишковидной железе не может быть принято за истину, и в ней же утверждалось, что еще ничего не известно о ее функции. Наконец, в прошлом веке благодаря совершенствованию методов стремительно развиваются цитология, гистология. В том числе изобретаются различные методы окрашивания. Захария Димитрова, болгарский ученый, занималась изучением различных желез, окрашивала их и описывала. В своем изучении эпифиза она описала его клетки пинеалоциты. Ключевым ее наблюдением стало обнаружение специфических гранул рядом с ядром. Она заметила, что такие включения встречаются у клеток многих других желез, поэтому предположила, что эпифиз тоже является секреторной железой. Сейчас известно, что эти включения произошли от гранулярной эндоплазматической сети, которая синтезирует белки, в том числе, гормоны. Впоследствии эти гранулы получили название «нуклеарные сферы Димитровой» В 1917 году был проведен эксперимент по кормлению головастиков экстрактом эпифиза коров, в результате которого у них обесцвечивалась кожа, что позволяло наблюдать за работой их внутренних органов. Однако, несмотря на все вышеописанные открытия, упорно закрепилось понимание эпифиза как рудимента, не имеющим важного функционального значения. Украинский ученый А.А. Богомолец в работе «Кризис эндокринологии» от 1927 г. предполагает, что эпифиз является рудиментарным органом, лишенным какого-либо функционального значения. Мнение об эпифизе изменилось кардинальным образом лишь во второй половине двадцатого века. Американский ученый, Аарон Лернер, сотрудник отделения дерматологии Йельского университета заинтересовался экспериментом с обесцвечиванием кожи головастиков. Лернер озадачился поиском вещества, который приводил к такому эффекту, поскольку, как дерматолог, сталкивался с проблемой гиперпигментации и витилиго. В 1958г. команда Лернера смогла изолировать уникальное вещество, влияющее на пигментацию кожи лягушек. Вещество имело формулу N-acetyl-5-methoxy-tryptamine и могло воздействовать на меланофоры кожи. Вещество получило название мелатонин (от греч слова melas, означающий черный, tosos — «труд»). Главной его функцией является регуляция циркадных ритмов, ночью он выделяется в кровь из эпифиза, говоря организму, что пора спать. Так оказалось, что эпифиз не вместилище души, а вместилище биологических часов. По словам самого Лернера, открытие мелатонина позволило сбросить с эпифиза тайну. В настоящее время шишковидная железа рассматривается как циркумвентрикулярный орган, который наряду с гипоталамусом и гипофизом является частью нейроэндокринной системы. Цель данной работы – выяснить современные представления ученых о роли эпифиза в эндокринной системе, о его анатомии и физиологии. Задачи курсовой работы: изучить морфологическое и гистологическое строение эпифиза, разобраться в механизмах регулирования эпифизом различных физиологических функций организма, рассмотреть роль гормонов эпифиза. Для написания данной работы планирую анализировать и обобщать данные научно-методической и учебной литературы.