ВВЕДЕНИЕ 3 1. Изучение жанра сказки в отечественном литературоведении: теоретический аспект 5 1.1. Сказка как жанр национального фольклора 5 1.2. Типология русской сказки. Народные и литературные сказки 8 1.3. Особенности жанра волшебной сказки. Структура волшебной сказки 12 2. Изучение сказки на уроках литературы в средней школе: методический аспект 17 2.1. Психолого-педагогические особенности изучения сказки младшими подростками 17 2.2. Сравнительно-сопоставительный метод изучения народной и литературной сказки 21 2.3. Дидактические возможности изучения сказки на уроках литературы 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЖАНРА СКАЗКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

курсовая работа
Литература
35 страниц
83% уникальность
2022 год
3 просмотров
Мелихова М.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. Изучение жанра сказки в отечественном литературоведении: теоретический аспект 5 1.1. Сказка как жанр национального фольклора 5 1.2. Типология русской сказки. Народные и литературные сказки 8 1.3. Особенности жанра волшебной сказки. Структура волшебной сказки 12 2. Изучение сказки на уроках литературы в средней школе: методический аспект 17 2.1. Психолого-педагогические особенности изучения сказки младшими подростками 17 2.2. Сравнительно-сопоставительный метод изучения народной и литературной сказки 21 2.3. Дидактические возможности изучения сказки на уроках литературы 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Читать дальше
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения.


Требуется заказать курсовую работу по семейному праву ? Вы можете обратиться к нам! Если курсовая работа нужна срочно, то мы выполним ее за несколько часов!


Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики. Существует немалое количество исследований, затрагивающих ее культурологические, этнографические и литературные особенности. Однако следует отметить, что круг исследований социальных, психологических и педагогических функций сказок не столь широк. Для педагогов же особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует от читателя особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип восприятия - эстетический. Эстетическое восприятие развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накопления опыта переживаний и жизненных впечатлений. Поэтому так важна серьезная, продуманная работа со сказкой с самого начала приобщения ребенка к литературе. Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости, была определена тема исследования, сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования. Данная работа посвящена дидактическим возможностям изучения жанра сказки на уроках литературы в средней школе. Цель работы – теоретически обосновать эффективность изучения жанра сказки на уроках литературы в средней школе, а также разработать план-конспект урока. Задачи исследования: 1) Раскрыть жанровые особенности сказки; 2) Изучить классификации и типологии сказок; 3) Разработать план-конспект урока по теме Объект исследования – сказка как литературный жанр. Предмет исследования – преподавание жанра сказки на уроках в средней школе. Для решения поставленных задач при написании курсовой работы использовался аналитический и сравнительно-сопоставительный метод исследования. Новизна исследования заключается в том, что в результате проведенных исследований был разработан урок литературного чтения. Данный материал позволят педагогам подготовить и провести урок с учащимися начальной школы по теме «Сказка», максимально задействуя их творческие способности, содержательно построить развивающую работу с детьми по развитию воображения, снижению агрессивности и воспитанию детей на образцах сказок и примерах положительного опыта эмоционального и игрового воздействия. Разработанные теоретические положения и методические материалы развития творческих способностей школьников могут быть перенесены в практику работы общеобразовательных учреждений. По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования посвящена теоретическому изучению жанрового своеобразия сказок. Во второй главе рассмотрены психолого-педагогические особенности изучения сказки младшими подростками, а также дана методическая разработка урока по теме «Сказка».

Читать дальше
Роль воспитательной и образовательной функций сказки нельзя недооценить. Ребенок знакомится с этим жанром литературы в самом раннем возрасте, когда его сознание наиболее восприимчиво. Через сказку ребенок познает окружающий мир, знакомится с важнейшими понятиями, с объектами живой природы, с нравственными и моральными нормами, с понятиями добра и зла. Сказка помогает ребенку научиться выражать свои мысли в соответствии с речевой ситуацией. Помимо этого, сказка знакомит ребенка с его историческим прошлым, культурой его предков. Благодаря образности, логичному сюжету сказка становится очень популярным средством обучения. В практике преподавания изучение сказок не редко проходит однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра, в результате чего дети усваивают не глубину содержания сказки, не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный смысл, а лишь фабулу, которую они зачастую соотносят с реальной действительностью. Самое главное в сказках может быть осмыслено младшими школьниками в том случае, если учитель будет опираться на их литературоведческую специфику и последовательно формировать необходимые умения. Формы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными, они могут реализоваться в ходе беседы о сказке, в виде вопросов, обращенных к ученикам, в качестве заданий, предлагаемых ребенку после знакомства со сказкой. Все данные методы работы со сказкой будут способствовать благотворному влиянию на формирование личности ребенка. Учителю необходимы глубокие знания методики работы над сказкой, ведь именно от того, как учитель будет работать над сказкой, на что будет обращать внимание детей, и будет зависеть осмысление этого жанра ими.
Читать дальше
1. Алпатов, С. В. Фольклор как составляющая средневековой культуры. // Древняя Русь, Т. 4. - № 2. - 2001. – С. 109-121. 2. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., Художеств. лит., 1965. - 374с. 3. Белинский, В.Г.О детской литературе .- Детгиза. - Москва :, 1954. - 432 с. 4. Брауде, Л. Ю. К истории понятия «литературная сказка» / Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. – Т. 36. – № 3. – 1997. – С. 71–268. 5. Доброницкая, Т.В. Стилистико-синтаксические особенности английской детской литературной сказки. М, 1980. – С. 11. 6. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2011. – 240 с. 7. Краткая литературная энциклопедия / T. 6. Присказка. – М.: Советская Россия, 1971. – 1040 с. 8. Кривоноженкова А.С. Приемы работы младших школьников с научно-познавательными книгами на уроках литературного чтения / А.С. Кривоноженкова // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17325. 9. Ладисова, Н.М. Экспрессивность как элемент системы стиля английской литературной сказки. Минск, 1981. – С. 11. 10. Маслова С.А. Художественный мир современной детской литературной сказки / С.А. Маслова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – Киров, 2012. – № 1. – С. 116-119. 11. Маслова С.А. Современная литературная сказка и детская субкультура // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. – 2013. – № 2. – С.10-18. 12. Пекарских Н.И. Урок литературного чтения / Н.И. Пекарских // Начальная школа. – 2006. – № 2. – С. 65-67. 13. Печерникова, Е.М. Основные особенности синтаксиса немецких народных сказок. М., 1962. – С. 3. 14. Пропп, В.Я. Русская сказка. Л.: ЛГУ, 1984. – С. 38. 15. Пушкин, А.С. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. М.: Литур. – 2020. – 64с. 16. Сухоруков, Е.А. Соотношение понятий «фольклорная – литературная – авторская сказка». [Электронный ресурс]. Код доступа: file:///C:/Users/Alex/Downloads/sootnoshenie-ponyatiy-folklornaya-literaturnaya-avtorskaya-skazka-na-primere-sovremennyh-ekologicheskih-avtorskih-skazok.pdf.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Состояние и поддержка развития малого предпринимательства в муниципальном образовании.
Количество страниц:
40
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
курсовая работа
разработка бизнес плана развития предприятия
Количество страниц:
40
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Бизнес-планирование
реферат
Основные течения христианства
Количество страниц:
10
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Религиоведение
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image