?>
Введение 3 Глава I. Теоретические основы исследования развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 6 1.1. Определение понятия «диалогическая речь. Развитие диалогической речи в онтогенезе 6 1.2. Определение и характеристика общего недоразвития речи. Особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 10 1.3. Методики диагностики развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 13 Глава II. Научно-методические основы и результаты диагностического исследования развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 17 2.1. Методическое обоснование разработки диагностической комплекса диагностики развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 17 2.2. Характеристика содержания диагностической программы 18 2.3. Представление и анализ результатов эмпирического исследования 19 2.4. Методические рекомендации коррекционно-развивающих мероприятий развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 23 Заключение 28 Список литературы 30 Приложения 32

Особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
72% уникальность
2022 год
10 просмотров
лазарева е.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава I. Теоретические основы исследования развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 6 1.1. Определение понятия «диалогическая речь. Развитие диалогической речи в онтогенезе 6 1.2. Определение и характеристика общего недоразвития речи. Особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 10 1.3. Методики диагностики развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 13 Глава II. Научно-методические основы и результаты диагностического исследования развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 17 2.1. Методическое обоснование разработки диагностической комплекса диагностики развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 17 2.2. Характеристика содержания диагностической программы 18 2.3. Представление и анализ результатов эмпирического исследования 19 2.4. Методические рекомендации коррекционно-развивающих мероприятий развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 23 Заключение 28 Список литературы 30 Приложения 32
Читать дальше
Актуальность выбранной темы исследования, обусловлена тем, что диалогическая речь является наиболее социально значимой для дошкольника. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка.


Вместе с Work5 контрольные под заказ в Казани делаются быстро.


Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу показывает, что на сегодняшний день недостаточно изучена проблема развития диалогической речи дошкольников в условиях организованного обучения, отсутствуют теоретические и методические основы данной проблемы. У детей с ОНР на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Так же у детей с ОНР возникают препятствия в усвоении родного языка, его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Изучение особенностей диалогической речи и разработка способов ее формирования определили актуальность нашей темы. Методику развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи изучали Т. Б. Филичева, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Н. А.Стародубова, В. П. Глухов, А. Г. Арушанова, О. А. Бизикова и др. Цель: разработать и апробировать диагностическую программу развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Объект исследования: процесс развития диалогической речи у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Гипотеза исследования: если в диагностический комплекс включить задания: на собственно-речевые умения, речевой этикет, неречевые (невербальные) умения, то это позволить выявить особенности диалогической речи. Задачи исследования: 1. Провести анализ специальной, методической литературы по развитию диалогической речи. 2. Изучить особенности развития диалогической речи детей дошкольного возраста с ОНР. 3. Проанализировать диагностические методики и составить комплекс заданий развития диалогической речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня. 4. Выполнить количественный и качественный анализ данных. 5. Сформулировать выводы. Методы исследования: 1. Организационные методы: изучение специальной, методической литературы развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2. Эмпирические методы: наблюдение, экспериментальное изучение, психодиагностическое изучение. 3. Количественно-качественные методы обработки данных. Практическая значимость: подобранные рекомендации могут быть использованы в практической деятельности логопедами, работающими с данной категорией лиц. База исследования: МБОУ "ЦО № 12" (МООД, Литейная, 34) Контингент: 5 человек старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР (III уровень речевого развития). Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Таким образом, в начале исследования во введении ставилась цель разработать и апробировать диагностическую программу развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и решение следующих задач. Рассмотрено понятие «диалогическая речь» и ее формирование в онтогенезе. Диалогическая речь – это основная форма речевого общения, в ней зарождается связная речь и монологическая речь. Структурные единицы диалогической речи – это «отдельные высказывания – реплики, которые связаны друг с другом по смыслу и определенными отношениями. Диалогическая речь, как и любой коммуникативный акт, протекает в конкретной ситуации общения и является ее продуктом. Для ее развертывания важное значение имеет инициативная (первая) реплика. Она является и изначальным речевым стимулом, и носителем темы. Темой диалогической речи может быть широкий круг вопросов. Рассмотрев онтогенез диалогической речи, можно сказать, что познание ребенком диалога, осуществляется на всем протяжении дошкольного возраста. Его зарождение происходит еще в довербальный период и первоначально осуществляется в рамках диалогического взаимодействия ребенок-взрослый, далее диалог развивается и реализуется в ходе свободного общения с ровесниками и взрослыми, а также в игровой деятельности. Нарушение протекания основных этапов становления диалога могут привести к недоразвитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Диалогическая речь у дошкольников формируется постепенно в процессе общения с окружающими людьми и в игровой деятельности, вне обучения диалогические навыки развиваются неравномерно. В младшем и среднем возрасте происходит формирование отдельных диалогических умений, которые затем определяют уровень развития диалогической речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте. Теоретическое изучение развития диалогической речи у детей с ОНР, позволило сделать следующие выводы. ОНР представляет собой различные сложные речевые расстройства, затрагивающее все компоненты речевой системы. Для детей с ОНР 3 уровня характерно дефицит диалогического общения, что ведет к нарушениям личностного развития. Формирование диалогической речи у детей с ОНР 3 уровня предполагает, прежде всего, развития умения весте грамотно выстроенные связанные предложения, давать логически выстроенные ответы и формулировать правильные вопросы Подобранные методики в совокупности позволяют комплексно исследовать уровень эффективности развития диалогической речи дошкольников, так как, они направлены на изучение всех компонентов речевого развития, выделенных для данной возрастной категории, это, в свою очередь, способствует получению более объективных результатов. Результаты констатирующего эксперимента выявили, что большинство старших дошкольников с ОНР 3 уровня демонстрируют недостаточное развитие диалогической речи. У детей отмечается недостаточная инициативность детей при вступлении в диалог, несоблюдение правил ведения диалога (участие в общей теме диалога, соблюдении очередности), редкое применение формул речевого этикета. Рекомендации для дальнейшей работы. С целью развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня нами были подобраны методы и приемы, которые могут быть использованы логопедами, педагогами ДОУ. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 272 с. 2. Базжина, Т. В. Диалог на начальном этапе языкового развития //Детская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр. /ред. С. Н. Цейтлин. – СПб.: Образование, 2016. – 128 с. 3. Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев Москва: Международная педагогическая академия, 2016. –328 с. 4. Беккер, К.-П. Логопедия / К. П. Беккер, М. Совак. – М.: Медицина, 2015. – 288 с. 5. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О. А Бизикова. – М.: Скрипторий 2017. –136 с. 6. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, – 2013. – 420 с. 7. Вершина, О. М. Особенности общения у детей с общим недоразвитием речи / О. М. Вершина. – М.: Просвещение, 2017. –246 с 8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2017. 168 с. 9. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2017. – 96 с. 10. Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРТ – ЛТД, 2018. – 320 с. 11. Кучинский, Г.М. Диалог и мышление / Г.М. Кучинский. – Минск: Университетское, 2018. – 120 с. 12. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: КАРО, 2019. –160 с. 13. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. – М.: Просвещение, 2014. –236 с. 14. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. – М.: Просвещение, 2016. –159 с. 15. Лепская, Н. И. Доречевая стадия развития ребенка и ее роль в становлении аспектов, форм и средств коммуникации //Детская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр./ под ред. С. Н. Цейтлин. – СПб.: Образование, 2017. С. 6-49. 16. Лисина, М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / М.И. Лисина. – М.: Академия, 2017. – 270 с. 17. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. – М.: Педагогика, 2012. – 300 с. 18. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. – М.: Экономика, 2012. – 304 с. 19. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. – СПб.: Питер, 2014. – 315 с. 20. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова. – М.: Просвещение, 2013. 102 с. 21. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Изд. центр «Академия», 2016. – 256 с. 22. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. М. – Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2015. –165 с. 23. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб заведений / С. Н. Цейтлин. – М.: Владос, 2010.– 120 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Умное планирование и управления в городах
Количество страниц:
38
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
курсовая работа
Тактические приёмы, используемые следователем при проведении очной ставки
Количество страниц:
35
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Криминалистика
курсовая работа
Особенности реализации проектов организационных изменений
Количество страниц:
30
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Стратегический менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image