Экологическое воспитание подростков является одним из приоритет-ных направлений в работе школы, которое осуществляется с учетом возраста учащихся, с конечной целью формирования нравственной и экологической культуры.
Для систематизации работы необходима программа экологического образования подростков, обеспечивающая организацию познавательной, по-знавательной, рекреационной, практической и исследовательской деятельно-сти, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм, ак-тивных методов и приемов работы, преемственность и последовательность в изложении из материала.
В процессе туристской деятельности подростки не только повышают уровень экологических знаний, но и в значительной степени меняют мотива-цию действий на природе, а также интересы. Систематическая работа, направленная на экологическое просвещение, способствует значительному повышению экологической культуры подростков.
Для педагогов, ведущих воспитательную работу с подростками на ос-нове природной красоты, необходимо глубокое понимание природы соци-альных отношений человека с миром, знания и конкретные представления о задачах и формах формирования моральных, гуманистических и эстетиче-ских оценок природы. природные объекты, о разновидностях человеческой деятельности в природе, а также об особенностях формирования личностной духовно-содержательной позиции по отношению к природе как объекту со-циальной и эстетической ценности.
Природа должна раскрываться не только как материальная среда су-ществования человека, но и как духовная, входящая в число объектов науч-ного и художественного познания, а также материя, объект и орудие его жизнедеятельности. Без развитой способности нравственного восприятия не-возможно целостное представление и сущностное познание природного объ-екта, явления как эстетического, характерного, совершенного в своем роде. Без этого невозможна их правильная оценка, решение определенных позна-вательных, трудовых и творческих задач, стоящих перед человеком.
Что касается подросткового туризма, то он один из самых массовых видов туризма. Он представлен экскурсиями для школьников, спортивным туризмом (в том числе спортивными и туристическими соревнованиями), любительскими школьными обменами, образовательными и рекреационны-ми поездками для детей, оздоровлением и отдыхом в детских лагерях, а так-же выездным туризмом (т. е. организация международных безналичных об-менов, поощрительные поездки для талантливых подростков, выездные экс-курсии и т.д.). в международные детские центры (лагеря) и т. д.).
В настоящее время в индустрии подросткого туризма существует мно-жество проблем, которые необходимо решить. Тем не менее, этот вид туриз-ма является одним из наиболее устойчивых сегментов туристического рынка. При правильной политике государства, частных структур и инвесторов эта сфера имеет все предпосылки для дальнейшего роста и развития. Кроме то-го, исторический опыт развития детского туризма в дореволюционной Рос-сии и Советском Союзе уникален и достоин изучения и совершенствования.
Серьезной проблемой является вопрос об экологическом воспитании и экологической культуре нынешнего и будущих поколений. В нынешнем по-колении эти цифры находятся на чрезвычайно низком уровне. Ситуация мо-жет быть улучшена с помощью экологического образования подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными и эко-логически компетентными учителями, вооруженными, помимо специальных знаний, рядом эффективных методов, позволяющих развивать все компонен-ты экологической культуры как качества личности. частично из общечелове-ческая культура, всесторонне влияющая на личность ребенка.
Проблема формирования экологической культуры не теряет своей ак-туальности в любом возрасте, потому что она заключается в том, как человек относится к природе, в его знаниях, в его готовности к бескорыстной эколо-гической деятельности на практике, в соответствии с требованиями бережно-го отношения к природе, от которого зависит само существование жизни на Земле. У каждого времени есть свои требования к качеству и содержанию образования, как базового, так и дополнительного. Специфику нашего вре-мени следует рассматривать в повышении внимания к экологической состав-ляющей в образовании. Но важно понимать, что для выхода из экологиче-ского кризиса одних экологических знаний и навыков недостаточно, сохра-нение природной среды должно стать насущной потребностью человека, и необходимо формировать экологическую культуру с дошкольного и более высокого уровня. на уровне всей системы образования, укрепляя экологиче-скую культуру. вертикали базового образования с параллелями дополни-тельному образованию. Необходимо перенимать положительные практики экологической деятельности опытных педагогов, которые в ходе многолет-ней работы выработали формы теоретической и практической деятельности, эффективно способствующие формированию экологической культуры.