Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие основные выводы и предложения, направленные на совершенствование имеющихся и разработку новых средств, приемов и методов раскрытия и расследования преступлений, предусмотренных ст. 213 УК РФ «Хулиганство».
1. Выявлена совокупность элементов криминалистической характеристики хулиганства, отражающая особенность данного вида преступлений:
1) способы хулиганства;
2) личность преступника; мотивы и цели преступного поведения;
3) механизм следообразования;
4) основные обстоятельства совершения преступления (место, время, обстановка); 5) личность потерпевшего.
Способы хулиганства, как элемент криминалистической характеристики, включают данные: о типичных способах подготовки, способах совершения и способах сокрытия хулиганских действий; о типичных используемых орудиях и средствах преступления. Во избежание терминологической путаницы о способах совершения хулиганства, как и преступления любого другого вида, мы считаем, следует говорить только в «узком» смысле — применительно к действиям, непосредственно направленным на его совершение.
2. Описаны и систематизированы способы совершения хулиганства. Способы совершения хулиганства:
1) грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия;
2) грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением предметов, используемых в качестве оружия;
3) грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Типичные способы нарушения общественного порядка:
1) физическое насилие;
2) угроза насилием;
3) уничтожение или повреждение чужого имущества;
4) устраивание скандалов;
5) приведение в действие взрывного устройства (гранаты, взрывпакета), пиротехнических средств;
6) угроза повреждения или уничтожения чужого имущества;
7) распространение токсичных и ядовитых веществ;
8) стрельба из огнестрельного оружия «в воздух» (не по цели);
9) произнесение нецензурных ругательств или оскорбительных высказываний.
3. Охарактеризована личность типичного хулигана по половозрастному и социально-психологическому аспектам как лица, чаще всего, имеющего гражданство Российской Федерации (82 %), мужского пола (92 %), обычно в возрасте от 18 до 49 лет (87 %), в большинстве случаев, не имеющего высшего образования (88 %) и почти в половине случаев (55 %) постоянного источника дохода, в 80 % случаев ранее несудимого и периодически злоупотребляющего спиртными напитками (69 %).
4. Описаны типичные мотивы, побуждающие лицо совершить хулиганство. Хулиганский мотив является неотъемлемой частью состава рассматриваемого преступления. Мотив политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды социальной группы («экстремистский» мотив) не «вытесняет» хулиганский, а может присутствовать наряду с ним, увеличивая общественную опасность совершаемых деяний.
При этом чаще всего:
1) экстремистские побуждения преступника толкают его на совершение хулиганства в отношении объекта неприязни;
2) различия в национальности, расе, религии и др., используются хулиганом в качестве повода для совершения преступления;
3) конфликт происходит на основе взаимной ненависти или вражды между лицами разных национальностей, рас, убеждений и т. п.
5. Применяя ситуационный подход, в стадии получения сообщения о хулиганстве (первая стадия) этапа рассмотрения сообщения о преступлении, нами выявлены следующие типичные ситуации:
1) лицо по каналам связи (по телефону, с помощью пунктов экстренного вызова и т. п.) сообщает о том, что в отношении него или иных лиц совершаются хулиганские действия; заявитель сообщает свои персональные данные, а также место и кратко характер и интенсивность посягательства;
2) гражданин лично следователю, дознавателю или дежурному по органу внутренних дел сообщает о только что совершенных в отношении него либо иных лиц хулиганских действиях; заявитель сообщает место и другие обстоятельства произошедшего события (количество хулиганов, их внешние признаки, количество пострадавших, причиненный вред и т. п.);
3) лицо, спустя некоторое время после события, сообщает о совершенных в отношении него либо иных лиц хулиганских действиях;
4) получено сообщение (телеграмма, телефонный звонок и т. п.) из медицинского учреждения о поступлении гражданина, пострадавшего от преступных действий; в сообщении содержится информация об установочных данных пострадавшего, о состоянии его здоровья и о предварительной оценке характера причиненных ему повреждений;
5) сотрудники полиции (чаще всего ППС и ДПС) обнаруживают и пресекают совершение хулиганских действий; при этом в своих рапортах, обычно, указывают: место, время и характер преступных действий; количество участвовавших лиц; установочные данные потерпевшего; причиненный материальный ущерб.
6. Аргументирована двойственная правовая природа задержания: с одной стороны, оно является мерой процессуального принуждения, а, с другой — следственным действием. Двойственность правой природы задержания вытекает из его целей. С одной стороны, задержание (как мера принуждения) направлено на прекращение преступных действий, невозможность совершения лицом новых преступлений, обеспечение привлечения лица к ответственности.
С другой - задержание (как следственное действие) в качестве факультативной, а иногда и - основной (особенно, при задержании лица с «поличным») цели преследует получение доказательств — изъятие материальных объектов в ходе личного обыска, который процессуально неразрывно и органично связан с задержанием, а его ход и результаты фиксируются в том же документе - протоколе задержания.
7. На основе заданной практической ситуации о возможном уголовно-наказуемом хулиганстве, предложили следственную версию, составили протокол осмотра места происшествия, протоколы допроса потерпевшего и его супруги, определили виды назначенных экспертиз.
8. Указанные изменения в законодательстве не нашли соответствующего научно обоснованного и апробированного результатами исследований отражения в методике расследования хулиганства.
Не случайно Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и Министром внутренних дел Российской Федерации генерал полиции В.А. Колокольцевым на расширенном заседании коллегии МВД России среди приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел на 2017 г. назывались: повышение качества оперативной и следственной работы на всех уровнях, необходимость усиления мер по обеспечению правопорядка в общественных местах, обеспечение безопасности граждан и общества в целом.
Становится очевидным, что МВД России публично признает направление деятельности, связанное с раскрытием, расследованием и предупреждением уголовно наказуемого хулиганства, в числе приоритетных направлений деятельности соответствующих подразделений органов внутренних дел страны.