По результатам проведенного исследования представляется необходимым обозначить следующие выводы и предложения.
В соответствии с уголовным законодательством (ст. 275 УК РФ) к уголовной ответственности привлекаются за государственную измену, а именно за шпионаж, выдачу иностранному государству, иностранной организации или их представителям, международной организации сведений, составляющих государственную тайну.
1. Проблема ответственности за преступления, подпадающих под квалификацию «государственная измена», остается на современном этапе актуальной, хотя общее количество таких деяний, именовавшихся в прошлом государственными преступлениями, кажется незначительным. При большой общественной опасности данных преступлений противодействие им является одним из важных направлений деятельности правоохранительных органов. Применение уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за государственную измену, в данном случае имеет важное политическое и предупредительное значение.
2. Новые подходы законодателя к регламентации ответственности за государственную измену и отсутствие по этим вопросам достаточного количества публикаций, системного изложения проблемы, неполное исследование общего понятия и признаков государственной измены привели к необходимости разработки названных положений в целях устранения пробелов в этой области, несогласованности отдельных предписаний уголовного и иных отраслей права.
Приведенное позволяет обозначить следующие предложения по совершенствованию уголовного законодательства:
1. Видится необходимость совершенствования нормы ч. 1 ст. 2 УК РФ. В частности, в целях уточнения перечня объектов уголовно-правовой охраны и приведения его в соответствии с гл. 29 УК РФ необходимо после слов «конституционного строя» дополнить словами «… и безопасности». Подобное устранит такой пробел, как отсутствие уголовно-правовой охраны безопасности государства. Подобная проблема неоднократно освещалась в трудах ученых-юристов.
2. Целесообразно законодательно регламентировать термин «внешняя безопасность». Подобное предложение связано с особенностями группового объекта государственной измены. Следует согласиться с мнением отдельных ученых, о необходимости закрепления такого термина в Законе РФ «О безопасности».
3. Следует расширить круг субъектов государственной измены, отнеся к ним: иностранное государство и иные субъекты международного права (международные организации, государственно-подобные образования, нации и народы, борющиеся за самоопределение и др.). Соответственно, норма ст. 275 УК РФ должна выглядеть следующим образом: вместо «…иностранному государству, иностранной организации или их представителям» заменена на «……представителю иностранного государства, иного субъекта международного права или иностранной организации». Поскольку значение представителей, через которых совершается государственная измена немаловажно.
4. Совершенствования требует примечание к ст. 275 УК РФ. Видится потребность в расширении условий освобождения от ответственности за государственную измену. В частности, таким основанием считать как освобождения в случаях «….способствования предотвращения дальнейшего ущерба интересам РФ…», но и «..и в случаях предотвращения уже наступивших последствий».
Следует сделать вывод о том, что на данный момент законодательство об охране государственной тайны несовершенно, произошло устарение самого Закона о государственной тайне, который отграничен от гражданского законодательства, его изменениям; в практике отсутствует явная и характерная положительная тенденция раскрываемости преступлений совершенных в отношении государственной тайны, это порождает причину недостаточной эффективности борьбы с незаконным распространением информации, накапливаемой в органах государственной власти. Важно наличие единого правового режима конфиденциальности, правового поля работающего в качестве использования только эффективных законодательных «инструментов» по охране государственное тайны; необходима унификация терминологии в нормах УК РФ.
В заключении можно сказать, что ключевые проблемы в ходе анализа применения законодательства об охране государственной тайны, требуют комплексного совершенствования в системе засекречивания сведений, отсутствия механизма определения размеров ущерба от засекречивания сведений, нарушение баланса интересов безопасности и научно-технического развития, возможности защиты государственной тайны «несекретоносителями», соразмерность ограничений прав человека и гражданина на получение загранпаспорта и выезд из России. Также с целью уголовно-правовой охраны государственной тайны необходимы пути совершенствования норм уголовного законодательства, обеспечивающего охрану государственной тайны.
Все эти условия определяют необходимость и потребность со стороны общества, со стороны закона, и со стороны областей, в которых работает ФЗ «О государственной тайне», с целью обеспечения безопасности государства, наличия единого правового режима конфиденциальности, правового поля работающего в качестве использования только эффективных законодательных «инструментов» по охране государственное тайны.