ВВЕДЕНИЕ 3
1.Исторические тенденции развития естественных и технических наук мировоззренческого значения……………………………………………………4
2. Критика и способ научного объяснения как источники мировоззренческого значения…………………………………………………………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 21
Читать дальше
Наука, даже когда она характеризуется весьма минимально, обладает существенным мировоззренческим содержанием. Это содержание вытекает из его предпосылок, которые включают его критичность, логику, упорядоченность и понятность мира, из его метода исследования и способа объяснения. Конечно, наука также имеет отношение к мировоззрению, предоставляя эмпирические данные, а затем делая выводы, имеющие мировоззренческое содержание. Э то не означает, что наука может ответить на все мировоззренческие вопросы, но это богатый и мощный источник мировоззренческих убеждений. Более того, бросая вызов, вступая в конфронтацию и вступая в конфликт с другими мировоззрениями, она заставляет своих подзащитных совершенствовать их. Естественная теология, например, обязана науке не меньше, чем религии. Это в равной степени относится и к науке.
Наука существенно отличается от практического познания. Если последнее содействует получению жизненных благ, получение специализированных знаний является для науки самоцелью. Если практический опыт в целом синкретичен и специализируется по видам деятельности, то научное знание обладает дисциплинарной дифференциацией и интеграцией. Если практический опыт сводится к разрозненным рецептам, то в науке знания-как обосновываются знаниями-что (формы связной эмпирии и теории). Если практику удовлетворяет эффективная приблизительность, то наука стремится к наивысшей точности как в измерениях, так и в теоретических рассуждениях.
Как показывает история науки, наука возникла из мифологических и религиозных мировоззрений, и на один из самых замечательных эпизодов в истории человечества, Научную революцию в 16-17 веках, оказали значительное влияние философские и религиозные убеждения.
То, что религия всегда и обязательно является препятствием для науки или что они всегда находятся в гармонии друг с другом, - это упрощенные взгляды, которые не обращают внимания на исторические детали. Характер взаимоотношений между наукой и религией в значительной степени зависит от тонкой структуры исторических обстоятельств.
Например, ученый 18-го века, который дал начало современной теории возраста Земли, Джеймс Хаттон, сам был верующим человеком. Как и многие «отцы-основатели» США, он был деистом, а не теистом, который считал, что рациональность науки может быть вполне совместима с религией (и поэтому он отверг буквальное или фундаменталистское прочтение Библии о происхождении Земли в книге Бытия, позицию это также можно найти в исповеди святого Августина).
Естественнонаучное образование, которое не признавало бы мировоззренческого содержания науки и взаимосвязи между наукой и мировоззрениями, было бы бедным.
Читать дальше
1. Антоновский А.Ю. Коммуникация как эпистемологическая проблема: от теории коммуникативных медиа к социальной философии науки: дис. ... докт. филос. наук. – М.: ИФ РАН, 2016. - 236 с.
2. Вальяно М. В. История и философия науки: Учебное пособие / М.В. Вальяно; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М.: АльфаМ: ИНФРАМ, 2018. - 208 с.
3. Васильев В. В. Философские диссертации в России (2014-2019 гг.): цифры и тенденции / В. В. Васильев // Вестник Российского философского общества. – 2020. – № 1-2(91-92). – С. 161-171.
4. Волков Д. Б. Проблема свободы воли и моральной ответственности в аналитической философии конца XX – начала XXI вв.: дис. ... докт. филос. наук. – М.: МГУ, 2017. - 254 с.
5. Гончарук А.Г., Козлова Т.А. Становление философской антропологии как учебного предмета в системе высшего образования // Карельский научный журнал. № 4. 2019. - С. 30-34.
6. Грязнова Е.В., Владимиров А.А., Козлова Т.А., Хлап А.А. Диалектика философской антропологии и философии образования: дискуссии и проблемы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. №1. - С. 294- 297.
7. Гусева Е. А. Философия и история науки: Учебник / Е.А. Гусева, В.Е. Леонов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 128 с.
8. Канке В.А. Философия математики, физики, химии, биологии: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2018. – 368с.
9. Козырев Ю. Г. История и философия науки: Учебно-методическое пособие / Ю. Г. Козырев. – Сыктывкар: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр «Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук», 2020. – 44 с.
10. Крянев Ю. В. История и философия науки (Философия науки): Учеб. пособие / Ю.В.Крянев, Н.П.Волкова и др.; Под ред. Л.Е.Моториной, Ю.В.Крянева - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 416 с.
11. Кузнецова Н.В. История и философия науки: учебное пособие: [16+] / Н.В. Кузнецова, В.П. Щенников ; Министерство образования и науки РФ, Кемеровский государственный университет. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2016. – 148 с
12. Лешкевич Т. Г. Философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Т.Г. Лешкевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 272 с.
13. Никифоров А. Л. Философия и история науки: Учебное пособие / А.Л. Никифоров. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 176 с.
14. Обидина Ю. С. Философия и методология науки: учебно-методическое пособие / Мар. гос. ун-т; авт.-сост. Ю. С. Обидина. – Йошкар-Ола, 2017. – 238 с.
15. Оришев А. Б. История и философия науки: учеб. пособие / А. Б. Оришев, К. И. Ромашкин, А. А. Мамедов. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. - 206 с.
16. Островский Э. В. История и философия науки: Учебное пособие / Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 328 с.
17. Саттар А. С. Генезис и истоки философии Артура Шопенгауэра: дис. ... канд. канд. филос. наук. – М.: ВШЭ, 2017. – 298 с.
18. Стёпин В. Научные и вненаучные формы мышления [Электронный ресурс]. - URL: gumer.info http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/nau_anti/01.php (дата обращения: 26.10.2022).
19. Тяпин И. Н. Философские проблемы технических наук: учеб. пособие / И. Н. Тяпин. - М.: Логос, 2014. - 216 с.
Читать дальше