Исходя из приведенного выше анализа некоторых принципиально важных элементов системы В.Ф. Шаталова, ее можно квалифицировать как инструментальную, предметно-ориентированную образовательную систему.
Анализ деятельности учителей, использующих в своем преподавании методику педагога-новатора, показывает, что, несмотря на то, что его методика была разработана в 60-х годах 20 века, использование ее основных принципов дает хорошие результаты и сегодня.
Методология В.Ф. Шаталова - это, по сути, технология обучения. В его основе лежит определенный набор теоретических предписаний, давно известных в математической педагогике и методике: массированное введение теоретических знаний, усвоение знаний на основе различных многократных итераций, постоянный внешний контроль над процессами усвоения и оценки в сочетании с самоконтролем и самооценкой. Он сформулировал принципы сочетания оценки, гармоничного развития репродуктивного и продуктивного мышления. В его системе принципы реализуются с помощью специальных средств: сигналов поддержки, письменных и магнитофонных контрольных работ, творческих конспектов, эстафетных контрольных работ, листов самоконтроля, открытых записей знаний и умений.
В.Ф. Шаталов очень грамотно подобрал подходящие для своих теоретических положений средства и методы, нашел их оптимальное сочетание и последовательность, реализовал свои методологические концепции на практике и получил запланированные результаты. Однако многие учителя пытались следовать его методам и не получали хороших результатов. Причина этого - особое влияние личности г-на Шаталова на его учеников. Его последователи точно уступали ему по своим личным качествам как учителя и воспитатели. И как мы можем технически воспитать их уважать мнение других, быть толерантными, находить взаимоприемлемые решения и т.д. Видимо, в общении учителя и ученика есть нюансы, которые делают эти отношения уникальными и исключают их массовое тиражирование.
Психолог А.А. Бодалев, давший оригинальную и положительную оценку опыту В.Ф. Шаталова, считает, что его система ориентирована на создание и развитие репродуктивных способностей учащихся и, к сожалению, мало уделяет внимания развитию оригинальности учащихся. С этой оценкой А.А. Бодарева отчасти согласен В.Ф. Шаталов, поскольку практикуемое им опережающее образование невозможно без развития творческих способностей учащихся. Другие ученые также положительно оценивают Шаталова. Например, профессор Калмыкова, доктор психологических наук, считает, что Шаталов создал оригинальную организационно-методическую систему обучения. По ее мнению, это "обеспечивало полное усвоение всеми учениками учебной программы средней школы, предоставляло ученикам самостоятельность, фоновые знания и открывало путь к пониманию новых знаний" [7] и т.д.
А.Г. Каспржак рассматривает "систему" Шаталова как творческую, очищающую и обновляющую силу. 'Именно он, В.Ф. Шаталов, своим лбом начал сотрясать крепостные, почти неприступные стены советского учительства. Я аплодирую ему за то, что он все это сделал", - написал он.
Оценки ученых в отношении г-на Шаталова во многом совпадают с его оценками. Они считают, что Шаталов создал последовательную, слаженную и эффективную систему образования.
Исследования показали, что модель образования Шаталова отвечает всем критериям технологии образовательного процесса [17].
Таким образом, концептуальная основа образовательной модели В.Ф. Шаталова базируется на идее о том, что эффективные технологии обучения способны раскрыть потенциал каждого ученика, активизируя психофизиологические механизмы восприятия, анализа и систематизации информации и создавая психологические условия, подходящие для полной самореализации личности
Диагностическое целеполагание - как неотъемлемый компонент технологии обучения - определяется в образовательной модели В.Ф. Шаталова как знание, гарантированное каждому ученику; системный характер образовательной модели В.Ф. Шаталова обусловлен взаимосвязью всех ее частей и логикой учебного процесса.V.F. Shatalov Основные категории образовательной технологии В.Ф. Шаталова - опорные сигналы и опорные конспекты - основаны на феномене идентификации образа слова и текста. Управление процессом обучения и воспитания основывается на категориях оценки, повторения, контроля и самоконтроля; в образовательной технологии В.Ф. Шаталова оценка и анализ знаний играет важную психологическую, мотивационную и воспитательную, а также диагностическую роль.
Воспроизводимость, эффективность и осуществимость данной технологии обучения доказаны опытом многих учителей, которые использовали эту технологию обучения на своих уроках по различным предметам.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что образовательная модель В.Ф. Шаталова - это эффективная технология интенсивного обучения, отвечающая всем критериям технологии учебного процесса, а значит, и всем требованиям современного образования. Таким обрзом, цель работы достигнута.