ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ…………………………………………………...5
1.1 Студенчество как социальная группа………………………………………5
1.2 Понятие и виды ценностных ориентаций личности……………………. ..12
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ……...…………………………………………. 21
2.1 Организация и методы исследования ценностных ориентаций студентов………………………………………………………………………. 21
2.2 Анализ результатов исследования смысложизненных ориентаций в группе психологов-педагогов………………………………………………....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..….33
Читать дальше
В результате проведенного исследования проявления ценностных ориентаций личности в студенческом возрасте можно сделать следующие выводы:
1. Студенчество представляется социально-демографической и социально-профессиональной группой студентов ВУЗов, с определенной социальной позицией и ролью, характеризующейся со стороны сообществом, наличием субкультуры и возрастной однородности.
2. Важным компонентом мировоззрения личности, выражающий ее представления и стремления в отношениях тех или иных обобщенных человеческих ценностей является ценностной ориентацией. Выделяются следующие виды ценностных ориентаций: терминальные и инструментальные.
3. Методика, которая использована в исследовании ценностных ориентаций и личностных особенностей у студентов - «Смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева (СЖО). Благодаря параметрическому критерию сравнения двух независимых групп t-Стьюдента осуществлялось сравнение показателей смысложизненных ориентаций, а также особенностей личности.
4. В результате исследования выявлено, что студенты 2014 г. обучения ориентированы на перспективу, и при этом, не уверены в своих приоритетах и целях. Студенты 2021 г. лучше осознают всю быстротечность, а также нестабильность социальной среды, перенасыщенную информацию, в результате, лучше ориентированы на реальность. Выделяется особая роль обучения будущих педагогов, к концу учебы которые характеризовались большей социальной ответственностью и ценностными ориентациями самореализации, чем в начале.
В ходе работы удалось решить задачи, которые были поставлены в ее начале. Изучена литература, касающаяся темы исследования, рассмотрели теоретические аспекты проблемы, подобрали методики для исследования ценностных ориентаций у студентов, а также провели сравнительный анализ результатов исследования, сформулировав выводы.
Проведенный теоретический анализ литературы, касающейся проблемы нашего исследования, позволил нам выявить: - существуют различные определения понятия «ценность», в основном исследователи дают определение указанному понятию, исходя из рамок той научной области знаний, в которой и работают.
Также были рассмотрены такие вопросы, как место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и в ее развитии, при этом было указано, что наиболее сенситивными для такого развития являются подростковый возраст и юношеский возраст в силу своей психологической специфики. Нами также было указано, что социально-экономические перемены и возникновение новых ценностных ориентаций прежде всего отражаются на студенчества, что обусловлено особенностями данной группы.
Поэтому студенчество – это своего рода лакмусовая бумажка настроений и ценностей всего современного общества. Исследование показало, что темпоральные изменения в студенческой среде гуманитарного направления обусловлены ощущением меньшей свободы выбора, сниженной мотивацией, но при этом эмоциональной устойчивостью, работоспособностью и ориентированностью на реальные события, что обусловливает снижение удовлетворенности достигнутыми результатами.
Таким образом, изучены и выполнены основные задачи исследования, тем самым достигнута и сама цель курсовой работы.
Читать дальше
1. Андриенко О.А. Ценностные основания построения процесса воспитания//Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 8. - № 1 (26). - С. 192-195.
2. Беляев В.А. Связь направленности личности с ценностными ориентациями студентов ВУЗа// Постулат. - 2021. -№ S10-2 (72). – С. 233-240.
3. Беховых Ю.В. Социальные ценности личности и ценностная ориентация студентов // Мир науки. Педагогика и психология. -СПб.,2020. - № 12. - С. 25-30.
4. Боязитова И.В. Психологические механизмы развития жизнестойкости в студенческом возрасте//Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2019. - Т. 7. - № 6A. - С. 50-57.
5. Иванова В.П. Ценностные и смысложизненные ориентации молодежи, обучающейся в ВУЗЕ//Бюллетень науки и практики. - 2019. - Т. 5. - № 6. - С. 480-489.
6. Касьяненко-Божок Р.В. Ценностные ориентации как основа ценностного самоопределения личности студентов // Наука и инновации XXI века. - 2020. -№4- С. 81-84.
7. Кавецкий И.Т. Ценностные ориентации как социально значимое поведение личности студентов// Управление в социальных и экономических системах. - 2020. - № 29. - С. 79-80.
8. Комарова К.Ю. Ценностные ориентации как показатель зрелости личности студентов ВУЗа// Семья и личность: проблемы взаимодействия. - 2021. - № 13. - С. 53-60.
9. Ламекина Т.С. Ценностные ориентации личности студентов/ Т.С. Ламекина // Актуальные проблемы социальных и психологических наук: теория, методология, практика: материалы симпозиума в рамках XVII (XLVIX) Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Кемерово, 2022. - С. 23-26.
10. Молотов-Лучанский В.Б. Определение ценностей студентов//Международный журнал экспериментального образования. - 2019. - № 5. - С. 53-56.
11. Нехаева Ю.В. Ценностные ориентации личности современных студентов// Международный научный студенческий журнал. - 2021. - № 5. - С. 396-399.
12. Перевозкин С.Б. Сравнительный анализ временной трансформации ценностных ориентаций и личностных особенностей//Развитие человека в современном мире. - 2019. - № 3. - С. 72-78.
13. Ролдугина В.Н. Особенности ценностных ориентаций личности студентов гуманитарной направленности// Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. - 2020. - № 3. - С. 77-80.
14. Солдатко В.А. Изучение связи ценностных ориентаций и профессиональной направленности личности студентов-психологов// Наука и образование: новое время. - 2021.- № 1 (30). - С. 536-543.
15. Терещенко М.Н. Трансформация ценностных ориентаций молодежи в современных реалиях//Обзор педагогических исследований. - 2022. - Т. 4. - № 7. - С. 23-27.
16. Тищенко С.М. Ценностные отношения и жизненные ориентации как важнейшие составляющие процесса социализации личности студента/ С.М. Тищенко // Инновации в развитии туризма, профессионального туристского образования и муниципального управления: материалы VIII Международной научной школы магистрантов, аспирантов и молодых ученых. – М., 2019. - С. 328-340.
17. Чернышева А.А. Теоретические аспекты личностного самоопределения студентов//Современная школа России. Вопросы модернизации. - 2021. - № 7-2 (37). - С. 145-149.
18. Халикова Г.А. Ценностные ориентации личности//Актуальные проблемы психологии личности. - 2020. - №3. -С. 182-188.
19. Xiu D., Mc Gee S. L. & Maercker A. Sense of Coherence and Posttraumatic Growth: The Moderating Role of Value Orientation in Chinese and Swiss Bereaved Parents // Journal of Loss and Trauma, 2018. – P. 23-27
Читать дальше