Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОПСПИТАНИЯ
1.1 Сущность экологического воспитания, цели и задачи……………………..5
1.2 Методы, приемы и формы экологического воспитания…………………..9
ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках истории и обществознания………………………………………………………………….13
2.2 Исследование уровня экологического воспитания у старшеклассников в процессе изучения истории……………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………..25
Читать дальше
На основании изученного материала и статистических данных можно сделать вывод о том, что в последнее десятилетие уровень экологического воспитания в стране возрастает. Особый акцент делается на дошкольное и школьное образование, так как у людей данных возрастных групп ещё не сформирован уклад жизни и им легче привить экологические навыки. Что касается старшей возрастной группы, то здесь акцент делается не на образовательную деятельность, а на различные просветительные мероприятия: акции, форумы, СМИ и т.п. Исходя, из данных можно утверждать, что мероприятия направленные на просвещение населения и образование наиболее эффективны в дошкольном и школьном возрасте и для студентов. Неотъемлемым помощником в этой сфере является высшая ступень образования – ВУЗы и СУЗы, у многих учреждений существует своя экологическая программа начинающиеся целым спектром различных мероприятий и заканчивая непосредственно студентами-экологами, у многих существуют свои волонтёрские объединения по типу экологических отрядов и т.п., это обусловлено тем, что студенты – это одна из самых активных частей населения, с ними проще работать [24].
В ВУЗах можно создать целую систему курсов или элективных занятий по экологии на базе университета с дальнейшим занесением занятий в аттестат. Можно создать открытые лекции для всех желающих, но акцент сделать на взрослом населении, подключить бизнес-партнеров. Чтобы убедить компании в необходимости проведения занятий можно привести следующий аргумент[24]:
если люди перейдут на многоразовую (стеклянную) посуду это по смете будет гораздо дешевле для предприятия, чем одноразовые пластиковые стаканчики, повсеместно используемые в офисных помещениях (кулер, кофемашины);
при отказе от полиэтиленовых пакетов, можно будет сэкономить несколько тысяч в год. Пакет можно заменить многоразовыми сумками. Так же снизится объем полиэтиленовых пакетов.
Новая экологическая политика нашла отражение в принятом Законе «Об охране окружающей среды», который, в частности, гласит: «В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, повышения их квалификации…».
Практика показывает, что педагог может иметь знания в определенной
области и не пользоваться ими, владеть методами и приемами и не использовать их на практике. Но именно повышение уровня педагогического мастерства в целом поднимает воспитателя на новый уровень осознания, культуры и отношений, который меняет поведение не только в педагогической деятельности, но и в повседневной жизни.
В результате проведения различных экологических мероприятий данной школы, ребята не только знакомятся с экологическими, но и пытаются решать их собственными силами.
В заключении, необходимо сказать, что немало сделано по экологическому воспитанию школьников МБОУ «ООШ № 111» в новом учебном году, педагогический коллектив планирует продолжать работу над проектом и вести запланированную деятельность по экологическому воспитанию обучающихся с использованием интересных, инновационных методов и форм воспитания и обучения.
Педагогический коллектив убежден, что роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе.
Основным качеством экологической культуры человека является его сознательность в решении ряда экологических проблем. Но для того, чтобы решать определенные экологические проблемы, учащиеся должны владеть определенной системой практических и теоретических знаний и умений. Для этого учитель должен организовать как можно продуктивнее педагогический процесс. В этом случае он должен подбирать более эффективные методы и приемы организации детей, активно проводить экологизацию подростков не только во время уроков, но и во внеурочное время. Так как именно во внеурочной деятельности подростки становятся более раскрепощенными и податливыми.
Читать дальше
1.Федеральный закон от 10 января 2002 г N 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» с изменениями [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 25.11.2022).
2.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 25.11.2022).
3.Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 г. Москва «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года » [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 25.11.2022).
4.Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 25.11.2022).
5.Письмо Минприроды РФ № 15-50/5021-ОГ от 16 апреля 2021 г. «О программах обучения в области экологической безопасности» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 25.11.2022).
Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 375с.
6.Аношкин А.П. Основы моделирования в образовании / А.П.Аношкин / учеб.пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. С. 20 -35.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика-пресс, 20019. – 533с.
8.Гирусов Э.В. Восхождение к экологической культуре:
необходимость и сущность / Э.В. Гирусов / Библиотечное дело. СПб. 2013, №3 С. 6-11.
9. Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование: очерки истории, теории и практики / С.Н.Глазачев - М., 2009. – 215с.
10. Голева М.В. Экологическое воспитание школьника в условиях современной школы / М.В Голева / Апробация, 2016. № 10 (49). С. 69-71.
С 2013-280.
11. Гришаева Ю.М. К вопросу о сущности экогуманитарной образовательной парадигмы//Альма-матер. М.: Альма-матер, №1. 2011 (февраль). С. 45-48.
12. Ермолаева М.В. Психология развития / М.В.Ермолавева - М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013. – 245с.
13. Зверев И.Д. Ведущие идеи и понятия в содержании экологического
образования / И.Д.Зверев / Проблемы экологического образования в школе. М., 2019. С. 7-41.
14. Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся / С.С.Кашлев, С.Н.Глазачев / Пособия для учителя. М.: Горизонт, 2010. – 233с.
15. Ковальчук М.А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников: монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012. – 242с.
16. Лещинская В.В. Экологическая культура для устойчивого развития / В.В.Лешинская / Научные и технические библиотеки, М., № 3, 2016, С. 58-62.
17. Лихачев Б.Т. Педагогика / Б.Т.Лихачев / - М.: Прометей, 2012. – 464с.
18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С.Мухина / Учебник. М.: Академия, 2010. – 452с.
19. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна.
М.,2017. С. 46-55.
20. Современный психологический словарь/ Под ред.Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2016. 205с.
21. Сорокина С.Н. Нравственно-экологическое воспитание обучающихся на уроках и внеурочной деятельности в школе. Актуальные проблемы естественнонаучного образования, защиты окружающей среды и здоровья человека. 2016. Т. 4. № 4. С. 336-347.
22. Степанова М. А. О состоянии педагогической психологии в свете современной социальной ситуации / М. А. Степанова // Вопросы психологии. – 2010 . № 1. С. 78 – 91.
23. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Методическое пособие для учителя. М.: «Новая школа», 2014. – 267с.
24. Таранова Г.В. Формирование экологической культуры студентов колледжей /Г.В. Таранова. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rusnauka.com (дата обращения: 26.11.2022).
25. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред.Г.В.Бурменской. М.: МПСИ, 2014. – 325с.
26. Формирование экологической культуры и развитие молодёжного движения. Сост. Захаров В.П., Центр экологической политики и культуры, Москва. 2008. – 287с.
27. Экологическое воспитание, образование и просвещение. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.naukograd-dubna.ru (дата обращения: 26.11.2022).
Читать дальше