ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ СЕКУЛЯРИЗМА В ТУРЦИИ И ИРАНЕ..............................................................................................4
1.1. О понимании секуляризма...............................................................................4
1.2. Секуляризм в Турции «в принципах Ататюрка» и в идеологии «пехлевизма» Ирана................................................................................................5
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ последствий идеологической парадигмы секуляризма в Турции и Иране..........................................................................9
2.1. Религиозная оппозиция в Турции...................................................................9
2.2. Религиозная и светская мысль в Иране при Мохаммеде Реза Пехлеви...................................................................................................................13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................17
Читать дальше
Секуляризм молодой Турецкой Республики был слишком радикальным и нелиберальным, чтобы быть принятым благочестивыми слоями турецкого общества. Она действительно ввела некоторые замечательные реформы сверху вниз, такие как продвижение прав женщин, но ее авторитаризм вызвал оппозицию, которая проявлялась не только как сопротивление авторитаризму, но и секуляризму, который пришел вместе с ним. Это противостояние еще может оказаться концом турецкого секуляризма. К сожалению, это основная модель секуляризма, которую также разоблачил мусульманский мир, в то время как более мягкие модели светского государства в значительной степени неизвестны.
Следует отметить, что при рассмотрении идеологических основ пехлевизма, а в дальнейшем и «позитивного национализма», приверженцем которого являлся шах, обнаруживается их определенное сходство с различными правыми идеологическими системами XX века, в первую очередь в связи с присутствием в идеологии таких отличительных признаков, как претензия на роль «третьего пути» в экономической и политической сфере (по отношению к социалистической и капиталистической моделям), постулирование уникальности исторического развития, а исходя из этого – национальной исключительности, совмещение традиционализма и модернизма, риторика корпоративного сотрудничества. Режим Мохаммеда Реза Пехлеви при осуществлении им форсированной модернизации превратился в бонапартистскую монархию. При том, что шах в своих работах апеллирует к шиитскому исламу как неотъемлемому критерию иранской национальной идентичности, составляющей которой является шахиншахский строй, основой иранской монархии для Мохаммеда Реза Пехлеви являются не исламские ценности, а вся многовековая политическая и духовная традиция Ирана.
Читать дальше
1. Байбатырова Н. М. Отражение процессов исламизации и секуляризации турецкого общества в прессе // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2010. №1. – С. 243-247.-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-protsessov-islamizatsii-i-sekulyarizatsii-turetskogo-obschestva-v-presse (дата обращения: 05.12.2022).
2. Бедрик А. В., Волошина Е. Е. Губарев И. В. Турецкий политический процесс в 1960-х - начале 1970-х гг. : попытки реинтеграции ислама в кемалистскую модель государства // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2018. №4 (200). – С. 35-40.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turetskiy-politicheskiy-protsess-v-1960-h-nachale-1970-h-gg-popytki-reintegratsii-islama-v-kemalistskuyu-model-gosudarstva (дата обращения: 05.12.2022).
3. Боев Э.Б. Идеологические основы "белой революции" в работах Мохаммеда Реза-шаха Пехлеви // История и историческая память. 2018. №16. – С. 121-131.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideologicheskie-osnovy-beloy-revolyutsii-v-rabotah-mohammeda-reza-shaha-pehlevi (дата обращения: 05.12.2022).
4. Вартаньян Э. Г. Отражение идей Зии Гёкалпа в теории и практике кемализма // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2019. №3. – С. 137-146. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-idey-zii-gyokalpa-v-teorii-i-praktike-kemalizma (дата обращения: 05.12.2022).
5. Карташов А. А. Динамика представлений о процессе секуляризации в социально - философском дискурсе // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2022. №3. – С. 248-252. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-predstavleniy-o-protsesse-sekulyarizatsii-v-sotsialno-filosofskom-diskurse (дата обращения: 05.12.2022).
6. Молчанова Ю.О. Религиозный фактор в формировании этнокультурной идентичности (на примере Ирана) // Культура: теория и практика. 2018. №5 (26). – С. 6-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznyy-faktor-v-formirovanii-etnokulturnoy-identichnosti-na-primere-irana (дата обращения: 05.12.2022).
7. Оришев А. Б. Реформы Реза-шаха Пехлеви // Вестник экспериментального образования. 2016. №1. – С. 218-223.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformy-reza-shaha-pehlevi (дата обращения: 05.12.2022).
8. Сулейманова З. А. Мустафа Кемаль Ататюрк // Наука, образование и культура. 2017. №1 (16).– С. 19-20. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mustafa-kemal-atatyurk (дата обращения: 05.12.2022).
9. Тимкин Ю. Н. Идеология неоахеменизма в государственно-политической модернизации Ирана периода династии Пехлеви // Манускрипт. 2016. №3-1 (65). – С. 169-172.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideologiya-neoahemenizma-v-gosudarstvenno-politicheskoy-modernizatsii-irana-perioda-dinastii-pehlevi (дата обращения: 05.12.2022).
10. Фадеева И. Турция: противостояние исламизации и секуляризма // Россия и мусульманский мир. 2010. №1. – С. 134-141. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turtsiya-protivostoyanie-islamizatsii-i-sekulyarizma (дата обращения: 05.12.2022).
Читать дальше