ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы монополизации на рынке 5
1.1. Монополизации рынка: понятие и сущность 5
1.2. Особенности антимонопольной политики 6
Глава 2. Анализ состояния монополизации российского рынка и зарубежный опыт 9
2.1. Состояние монополизации российского рынка и анализ зарубежного опыта монополизации 9
2.2. Меры совершенствования антимонопольной политики в России 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
Читать дальше
В ходе написания данной работы удалось достичь поставленных во введении цели и задач.
Установлено, что главным фактором, способствующим развитию монополии, является стремление компании-производителя получить максимальный доход от монополизации рынка. При этом экономическая наука выделяет еще ряд существенных причин, по которым возникает монополия:
а) особенность технологического процесса, когда спрос может удовлетворить только одна компания, управляющая коммуникациями (линии электропередач, железнодорожные перевозки);
б) передача государством государственных лицензий, сертификаций или правительственных привилегий и квот, ведущая к ограничениям для участников рынков в форме законодательных барьеров;
в) централизация капитала, а также поглощение и объединение компаний, приводящее к расширению и укрупнению производства;
г) недостаточно внимательное отношение государства к возникновению монополий и нежелание бороться с ними;
д) исключительное право использовать свое изобретение, запатентованный продукт и т. д.;
е) наличие существенных затрат при производстве, которые невозможно окупить с появлением конкурентов;
ж) защита отечественных компаний от зарубежных аналогов, применяемая политикой протекционизма.
Установлено, что современная экономическая наука выделяет следующие характерные признаки монополии:
а) вся рыночная отрасль представлена одним предприятием-производителем;
б) монополист единолично контролирует масштабы своей продукции, тем самым формируя цену на товар;
в) компания-конкурент при попытке выхода на монополизированный рынок наталкивается на искусственно созданные препятствия в юридической, технической и экономической сферах;
г) компания-монополист, как правило, не испытывает необходимости в конкурентной рекламе.
Покупатель встает перед безальтернативным выбором: покупать товар у монополиста либо обойтись без него.
Определены преимущества монополизма на рынке:
а) единые стандартизированная система производства, позволяющая следить за качеством выпускаемого товара на каждом этапе работы;
б) возможность упростить и оптимизировать производство, путем внедрения автоматизированной техники, которая недоступна малым предприятиям — в результате это приводит к снижению цен для потребителей;
в) участие в современных научных исследованиях и разработках, что позволяет влиять на развитие и совершенствование отрасли.
Выявлены недостатки монополии
а) отсутствие стимула на внедрение новых технологий производства из-за отсутствия конкурентов;
б) получение дополнительной прибыли посредством ухудшения качества выпускаемой продукции;
в) создание искусственного дефицита для оправдания завышенных цен;
г) неэффективное расходование ресурсов и несправедливое распределение прибыли.
Читать дальше
1. Борзило, Е. Ю. Антимонопольные риски предпринимательской деятельности. Научно-практическое руководство / Е.Ю. Борзило. - М.: Статут, 2019. - 336 c.
2. Горейко, Н. А. Норма о коллективном доминировании в российской антимонопольной практике / Н.А. Горейко. - М.: Синергия, 2019. - 395 c.
3. Гурнакова, Л. Н. Особенности антимонопольного регулирования кредитных организаций в России / Л.Н. Гурнакова. - М.: Синергия, 2019. - 132 c.
4. Дианов, Виталий/ Комментарий к «третьему антимонопольному пакету» / Виталий Дианов. - М.: Статус, 2018. - 256 c.
5. Карлов, С. А. Модель антимонопольного регулирования: попытка критического анализа / С.А. Карлов. - М.: Синергия, 2018. - 857 c.
6. Кинёв, А. Ю. Классификация антиконкурентных соглашений/ А.Ю. Кинёв. - М.: Синергия, 2019. - 636 c.
7. Князева, И. В. Антимонопольная политика в России / И.В. Князева. - М.: Омега-Л, 2019. - 512 c.
8. Князева, И. В. Модернизация теории и практики антимонопольного регулирования на современном этапе: принципы и тенденции (международный опыт) / И.В. Князева. - М.: Синергия, 2018. - 282 c.
9. Левицкий, Р. Ю. Анализ норм антимонопольного законодательства в отношении согласованных действий на товарных рынках / Р.Ю. Левицкий. - М.: Синергия, 2014. - 753 c.
10. История антимонопольного законодательства – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vuzlit.ru/1314664/kratkiy_ekskurs_istoriyu_razvitiya_antimonopolnogo_zakonodatelstva_rubezhom
Читать дальше