Введение 3
Глава 1 Современное понимание педагогики как науки 4
1.1 Становление педагогики и ее место в системе наук 4
1.2 Объект и предмет педагогики 9
Глава 2 Педагогика как искусство воспитания 13
2.1 Сочетание элементов науки и искусства в педагогике 13
2.2 Воспитание личности – главная задача педагогики 17
Заключение 22
Библиографический список 24
Читать дальше
Полное и систематическое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство. Сие последнее сходствует с другими искусствами в том, что оно назначает себе цель (идеал) и достигает сей цели посредством определенной и правильной деятельности. Кто имеет основательное и полное познание науки воспитания, тот называется теоретическим воспитателем; кто же проводит успешно правила воспитания и исполнение, т.е. в самом деле воспитывает, тот есть практический воспитатель, или педагог. Педагогическое искусство основывается на теории. Хотя опыт доказывает, что многие счастливо воспитывают, никогда не помышляя о правилах, но таковые воспитатели приобрели правила в обращении с людьми, особенно с детьми, и руководствуются оными без всякого о том сознания. Кто думает, что теория вредит практике, тот крайне заблуждается. Чем полнее и правильнее теория, тем должно быть совершеннее искусство. Но если отличные теоретики не всегда бывают счастливы на практике, то сие происходит оттого, что они при всем знании правил не действуют по оным, либо не умеют употреблять их, либо не имеют достаточного познания свойства своих питомцев, либо не одарены духом наблюдательности, от которого не укрывается ни одно изменение в естественных способностях и силах детей. Основная проблема педагогики – как установленные философом нормы идеального мира, посредством соответствующего конкретизирования их, воплотить в условиях данной общественной среды, описываемой социологом, в воспитываемом субъекте, картину душевного мира которого дает психолог. Итак, педагогика по отношению к философии, как и по отношению к психологии и социологии, вполне самостоятельная наука со своими собственными проблемами и со своей собственной особой точкой зрения на познаваемые факты. Педагогику нельзя характеризовать только как теоретическую или только как прикладную науку. Она, с одной стороны, описывает и объясняет педагогические явления, с другой – указывает, как нужно обучать и воспитывать. Реализуя научно-теоретическую функцию, исследователь отражает педагогическую действительность как она есть, как сущее. В результате получаются знания об успешности или неуспешности работы учителей по новым учебникам, о трудностях, которые испытывают учащиеся при изучении учебных материалов определенного типа, о составе, функциях и структуре содержания образования и т.п.
Читать дальше
1. Каптерев Н.Ф. История русской педагогии. – Петроградъ, 1915. – 746 с.
2. Коменский Я.А., Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989г. - 416 с.
Составные части изданий
Статьи из журналов:
3. Алаева З.М. Педагогика как наука и искусство воспитания // Вестник науки и образования. 2020. № 21-2 (99). С. 78-81.
4. Зазулина Л.С. Педагогика воспитания. Единство семьи и школы // Общество. 2015. № 1 (4). С. 39-41.
5. Киселев К.С. Воспитание человека в педагогике и. Канта / Студенческая наука XXI века. 2016. № 1-2 (8). С. 122-123.
6. Ноздрина Н.А., Дегтярев Р.Р. Понятие «педагогика». Объект и предмет педагогики // Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы. сборник статей II международной научно-практической конференции. 2020. С. 99-103.
7. Полякова И.М. Педагогика как наука: цель, предмет, объект. Система педагогических наук // В сборнике: вопросы современной науки: новые достижения. Материалы международной (заочной) научно-практической конференции. 2018. С. 257-262.
8. Семенко И.Е., Матросов А.А. Становление педагогики в России // Образовательная среда сегодня: теория и практика. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 52-53.
9. Топорков С.Е. Педагогика: наука или искусство // В сборнике: Трансформация мировой науки и образования в эпоху перемен: стратегии, инструменты развития. Материалы III международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ростов-на-Дону, 2022. С. 372-374.
10. Федорова И.Р. К вопросу об этапах становления современной педагогики в России // Евразийский союз ученых. 2015. № 4-5 (13). С. 136-139.
11. Юдина Н.П. История педагогики и ее методология: шаги становления // Психолого-педагогический поиск. 2010. № 16. С. 19-29.
Читать дальше