Введение 1 Глава 1. Теоретический анализ когнитивно-стилевых особенностей поведения личности 5 1.1 Определение понятие личности 5 1.2 Общая характеристика когнитивных процессов личности 7 1.3 Когнитивные стили личности 10 Вывод по 1 главе 15 Глава 2. Эмпирическое исследование когнитивных особенностей личности. Исследование взаимосвязи когнитивных стилей и их отличий у девушек и юношей 16 2.1 План исследования, описание выборки 16 2.2 Интерпретация результатов 17 Вывод по 2 главе 28 Заключение 28 Список использованной литературы 31 Приложение 1 36 Приложение 2 40

Когнитивно-стилевые особенности поведения личности в ситуации неопределенности

курсовая работа
Психология
35 страниц
95% уникальность
2022 год
3 просмотров
Чилик Д.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 1 Глава 1. Теоретический анализ когнитивно-стилевых особенностей поведения личности 5 1.1 Определение понятие личности 5 1.2 Общая характеристика когнитивных процессов личности 7 1.3 Когнитивные стили личности 10 Вывод по 1 главе 15 Глава 2. Эмпирическое исследование когнитивных особенностей личности. Исследование взаимосвязи когнитивных стилей и их отличий у девушек и юношей 16 2.1 План исследования, описание выборки 16 2.2 Интерпретация результатов 17 Вывод по 2 главе 28 Заключение 28 Список использованной литературы 31 Приложение 1 36 Приложение 2 40
Читать дальше
Многими исследователями отмечается серьезный разрыв между психологией личности и психологией познавательных процессов [29]. В исследованиях познавательных процессов зачастую личность оказывается вне содержательного поля исследований, в то время как изучение личности пренебрегает конкретикой познавательных функций. Однако как бы ни были описаны особенности тех или иных познавательных процессов, сами по себе они или их определенная организация не способны действовать в предметном мире [27]. Преодоление существующего разрыва осуществляется в исследованиях личностной обусловленности психических функций. В настоящее время укрепляется научная позиция, утверждающая ведущую роль когнитивных процессов в понимании психического функционирования человека [11]. Вместе с тем, вопрос о соотношении когнитивных и личностных характеристик в психической структуре субъекта остаётся малоизученным и дискуссионным. Вопросы, прежде всего, возникают в отношении места и роли когнитивных стилей в психическом строении личности. Поиск ответов на все эти вопросы происходит в рамках новой структурно-интегративной методологической парадигмы в психологии, ориентированной на объяснение наблюдаемых психических свойств (в том числе стилевых) на основе анализа особенностей структурной организации индивидуального ментального опыта [16].


Задумываетесь о том, сколько стоит заказать дипломную работу ? Ответ найдёте на Work5.


Все большую популярность набирает направление когнитивной психологии, изучающее когнитивные стили человека. Термин «когнитивный стиль» используется в психологии для обозначения устойчивых характеристик того, как конкретный человек воспринимает, запоминает информацию, и какой предпочитает способ решения проблем. Вместе с тем, когнитивный стиль следует отличать от когнитивной способности, он отражает не только особенности интеллекта, но и стиль деятельности, общения, направленности познавательной активности, тип адаптации. Исследования когнитивных стилей не только раскрывают механизмы проявлений познавательной активности и специфики склада индивидуального ума, но направлены и на изучение вопросов, касающихся роли когнитивного фактора в психической организации личности и регуляции индивидуального поведения. Феномен когнитивных стилей проявляется как в факте существования индивидуального своеобразия познавательной активности, так и в индивидуальной «картине мира». Разные стили по-разному влияют на ее обогащение и объективацию. Когнитивные стили выполняют роль посредника между «ментальным миром» человека и «миром реальности», обеспечивая такое уникальное человеческое качество, как «индивидуальность творческого ума» [6]. Отметим, что на сегодняшний день нет единой теоретической концепции, описывающей и объясняющей взаимодействие параметров когнитивных стилей и различных свойств индивидуальности. Есть немногочисленные эмпирические исследования, направленные на изучение взаимосвязей когнитивных стилей и свойств личности. Такие исследования, как правило, проводились без учёта возрастных особенностей и возрастных изменений. Поэтому существует потребность в получении именно такого рода данных в формировании научных представлений о том, как отражаются возрастные особенности на характере взаимосвязей определённых параметров когнитивных стилей с личностными характеристиками и свойствами. Изучение этой проблемы может прояснить целый круг вопросов, связанный как с природой когнитивных стилей, так и с индивидуальноличностными особенностями и индивидуально-психологическими различиями [1]. Одним из наиболее изученных параметров когнитивного стиля является полезависимость, где под «полем» понимается актуальная психологическая ситуация, в которой находится индивид. Различия в характеристиках полезависимых и поленезависимых индивидов определяется способностью «отходить» от контекста и обладать относительной свободой от воздействия внешних референтов. В ряде исследований (Уиткин Г., Палей А.И., Егорова М.С., Холодная М.А.) показана связь этого когнитивного стиля с общением, отношением к конфликтам и социальным ситуация, а также с некоторыми личностными характеристиками. Актуальность обусловлена тем, что, если перед отдельной группой людей поставить одну и туже задачу, то можно будет увидеть, что каждые решит её хоть и правильно, но для этого будет использовать различные способы. Выбор способа будет обусловлен возрастом человека, его социокультурным положением, наличием опыта решения подобных задач, уровнем развития мышления и интеллекта, наличием определенных видов способностей. Определяет это и имеющийся когнитивный стиль личности. Поэтому становиться актуальным изучение когнитивных особенностей личности с целью выработки конструктивных способов решения возникающих проблем и общей стратегии жизненного поведения. Проблема когнитивных особенностей личности отражена в работах Виткина Г., Гарднера Р., Кагана Дж., Келли Дж., Кеттелла Р., Теплова Б.М. и других. личность психология когнитивный Целью исследования является изучение когнитивных особенностей личности. Объект исследования - студенты. Предмет исследования - когнитивные особенности личности студентов. Задачи исследования: 1. Анализ психологической литературы по проблеме когнитивных особенностей личности. 2. Подбор методов исследования. 3. Проанализировать результаты исследования. Гипотеза исследования: когнитивные особенности влияют на проявление личностных особенностей. Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 90 человек. Среди них было 63 девушки, 27 юношей. В работе были использованы следующие методы: 1. Теоретический анализ научной литературы; 2. Психологические опросно-диагностические методы. Теоретико-методологическая основа исследования: положения об интериоризации и знаковой опосредованности высших психических функций Л. С. Выготского; положение о культуре Э. Тайлора; определение культуры Э. Сепира; понятие деятельности А. Н. Леонтьева; положения о психическом развитии и самосознании М. Лазаруса и Х. Штейталя; положения о внутрикультурных механизмах Г. Лебона; положения о психическом заражении, внушении и подражании Г. де Тарда; интеракционистский подход к культуре Дж. Г. Мида; определение этноса Ю. И. Семёнова; концепция мнемонического преимущества минимально нарушенных конструктов П. Буайе; теорема Байеса; теория когнитивных искажений Д. Канемана и А. Тверски; теория личностных конструктов Дж. Келли; теория черт личности Р. Кеттелла. Научная новизна данного исследования заключается в выявлении личностных и когнитивных свойств индивида, детерминируемых воображаемым порядком, приверженцем которого он является. Практическая значимость данного исследования заключается в создании первичной структуры описания влияния воображаемых порядков на своих последователей и следующих из этого возможностей: урегулирования конфликтов; увеличении эффективности коммуникации; оснований для последующих «межпорядковых» исследований

Читать дальше
В настоящее вновь возрастает интерес к когнитивным стилям личности. Это связано со многими факторами. Наибольшее влияние имеет тенденция современного общества стремиться к индивидуальному подходу во всех сферах деятельности человека. В первую очередь это касается сферы услуг, но также начинает проявляться и в образовательной, профессиональной, производственной и других сферах. Конечно же, основой становления человека, как специалиста, профессионала и субъекта труда является его образование, среднее и высшее. Наиболее важными в процессе обучения представляются вопросы об оптимизации учебного процесса, позволяющей сделать его наиболее эффективны и продуктивным, и о профессиональном самоопределении школьников и студентов. Для решения данной проблемы проводилось большое количество личностных характеристик обучающихся, их интеллектуальных, мыслительных, творческих и других способностей. Наиболее перспективным направлением является изучение особенностей мыслительных процессов для оценки способов наилучшего обучения и выбора наиболее подходящей специальности и профессии. В отечественной психологии вопросами изучения особенностей мыслительных процессов занимается когнитивная психология, которая использует термин «когнитивный стиль». Когнитивные стили - это устойчивые характеристики, обозначающие особенности мышления, восприятия, способов обработки информации и решения проблем. В настоящее время в психологии нет целостного представления о положении когнитивных стилей в структуре индивидуальности. Отмечаются попытки выделения базовых структурных понятий когнитивных стилей, способных объединять их в ведущие стили, определяющие «стиль личности». Наиболее полно рассматривающей структуру когнитивных стилей представляется трехуровневая модель структурно-уровневой организации когнитивных стилей личности, в которой когнитивные стили рассматриваются как личностные образования внутри личностной системы личности на сенсорно-перцептивном уровне, мыслительном и метапознавательном (рефлексивный). Что позволило выдвинуть гипотезу о наличии связи между показателями аналитичности-холистичности на уровнях восприятия, мышления и мировоззрения, которая была частично подтвержена наличием значимой связи между показателями методики оценки стиля мышления К. Безингер и опросника AHS. Отсутствие значимой связи с показателями третьей методики , тем не менее, не дает основания для решения о не существовании взаимосвязи аналитичнсти-холистичности на всех трех уровнях структурной организации когнитивных стилей. Данный факт требует дальнейшего изучения с применением дополнительных методик. Анализ литературных источников показал, что когнитивный стиль аналитичность-холистичность наиболее часто рассматривается различными исследователями в качестве базовых стилей, определяющих проявление индивидуального набора стилевых характеристик личности. Данная гипотеза также частично подтверждается, так как корреляционный анализ показал наличие значимой связи между показателями когнитивного стиля полезависимость-поленезависимость и показателями стиля мышления по К. Безингер. Сравнительный анализ когнитивных стилей девушек и юношей выявил достоверные различия между показателями стилей мышления, обусловленных активностью передних отделов левого и правого полушария. Сравнение средних значений показало, что у юношей в большей мере, чем у девушек проявляются стили мышления, обеспечиваемые активностью данных зон мозга. Это говорит об их склонности к более ярко выраженному логическому мышлению, аналитическим навыкам и в то же время к хорошему воображению, экспрессивности, хорошо развитым зрительнопространственным способностям. Результаты данного исследования отчасти подтверждают литературные данные о трехуровневой структурной организации когнитивных стилей, и о выделении аналитичности-холистичности в качестве базовой структуры, определяющей стилевые характеристики личности. Несомненно, полученные данные требуют дальнейшего, более тщательного изучения, с целью конкретизации структуры когнитивных стилей и уточнения их взаимосвязи. Подобные исследования позволят улучшить понимание и оптимизировать процесс обучения и профессионального становления личности, а также расширят спектр прикладного использования отечественных психологических теорий.
Читать дальше
1. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю Айзенк // Вопросы психологии. – 2019. - № 1. - С. 111-131. 2. Апанович В. В., Безденежных Б. Н., Знаков В. В., Самс М., Яаскелайнен И., Александров Ю.И. Различия мозгового обеспечения индивидуального, кооперативного и конкурентного поведения у субъектов с аналитическим и холистическим когнитивными стилями / В. В. Апанович, Б. Н. Безденежных, В. В. Знаков, М. Самс, И. Яаскелайнен, Ю.И. Александров // Экспериментальная психология. - 2017. - Том 9. - № 2. - С. 5–22. 3. Апанович В. В., Знаков В. В., Александров Ю. И. Апробация шкалы аналитичности–холистичности на российской выборке / В. В. Апанович, В. В.Знаков, Ю. И.Александров // Психологический журнал. – 2017. – том 5. - №5. – С.80-96. 4. Асмолов А. Г. Когнитивный стиль личности как средство разрешения проблемно-конфликтных ситуаций // Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. - Акад. пед. и соц. Наук. - Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: издательство «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК». - 2017. — Разд. 4. — Гл. 5. — С. 550—552. 5. Базеева О. П. Метаструктура когнитивных стилей / О. П. Базеева / Интегральная индивидуальность, Я–концепция, личность / Под ред. Л. Я. Дорфмана. – М.: Смысл. - 2018. – С. 201–214. 6. Белоусова А. К., Пищик В. И. Стиль мышления: учебное пособие. / А. К. Белоусова, В. И. Пищик / Ростов-на-Дону. – ЮФУ. - 2018. - 152 с. 7. Берулава Г. А. Психологические особенности интегративного когнитивного стиля «дифференциальность - синтетичность» / Г. А. Берулава // Современные проблемы психологии мышления. - М.: Ежегодник. - 2019. - Вып. 1. - С. 54-64. 79 8. Бизюк А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования : [метод. пособие] / А. П. Бизюк. - СПб. : Речь. - 2017. - 399 с. 9. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону. – Издательcтво Ростовского университета. - 2019. – 176 с. 10. Брушлинский А. В. Гуманистичность психологической науки / А. В. Брушлинский // Психол. журн. - 2020. - Т. 21. - № 3. - С. 43–48. 11. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение : избранные психологические труды / А. В. Брушлинский. – Москва : Институт практической психологии : Воронеж : издательcтво НПО «МОДЭК». - 2019. – 392 с. 12. Волкова Н. Н., Гусев А. Н. Когнитивные стили: дискуссионные вопросы и проблемы изучения / Н. Н. Волкова, А. Н. Гусев // Национальный психологический журнал. - 2017. - № 2(22). - С. 28-37. 13. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский / Собр. соч. Т. 2. - М.: Педагогика. – 2019. – 504 с. 14. Жбанкова Н. В., Лукьянченко Н. В. Особенности структурной организации когнитивных стилей личности / Н. В. Жбанкова, Н. В. Лукьянченко // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2017. - №1. – С. 175-182 15. Знаков В. В. Аналитичность и холистичность во взглядах А. В. Брушлинского и О. К. Тихомирова / В. В. Знаков // Вопросы психологии. – 2017. - №4. – С. 135-146. 16. Каменская Е. Н. Гендерный подход в педагогике : дис. на соискание ученой степени д-ра пед. наук: 13.00.01 / Е. Н. Каменская ; Рост. гос. пед. ун-т . – Ростов-на-Дону. - 2019. – 385 с. 17. Колга В. А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: психол. наук: 19.00.01 / В. А. Колга – Ленинград: ЛГУ. - 2019. - 164 c. 18. Корнилова Т. В., Парамей Г. В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя / Т. В. Корнилова, Г. В. Парамей // Вопросы психологии.– № 6. – 2019. – С. 140–146. 19. Краткий отчет о результатах онлайн-опроса авторов Википедии, проведенного психологами МГУ весной 2018 года. [Электронный ресурс]. URL:http://www.psy.msu.ru/science/research/wiki/psy_preliminary_results_spring2018.pdf (дата обращения: 08.11.2022). 20. Ламзина Ю. А. Учет гендерных различий в процессе обучения в отечественной и зарубежной педагогике / Ю. А. Ламзина // Известия ВГПУ. - 2012. №10. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchetgendernyh-razlichiy-v-protsesse-obucheniya-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoypedagogike (дата обращения: дата обращения: 08.11.2022). 21. Ливер Бетти Лу Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения: дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук: 13.00.02 / Ливер Бетти Лу – Москва, Гос. ин-т Русского языка им. А. С. Пушкина. - 2000. – 203 с. 22. Немов Р. С. Общая психология в 3-х тт. Том II. Познавательные процессы и психические состояния : учебник и практикум для академического бакалавриата / Р. С. Немов. — 6-е изд. — Москва : издательство Юрайт. - 2017. — 1007 с. 23. Пермякова М. Е., Алмазова О. В. Применение методики «Копирование сложной фигуры Рея-Остеррица» для выявления нарушений зрительно-пространственных представлений у детей младшего школьного возраста: учебное пособие / М. Е. Пермякова, О. В. Алмазова. – Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования УрГПУ. - 2018. – 59 с. 24. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика. - 2019. – 424 с. 25. Семяшкин А. А. Влияние гендера и мотивации достижения на соотношения когнитивных стилей и психодинамических свойств личности / А. А. Семяшкин // Вестник ЯГУ. - 2019. - №4. С. – 96-103. 26. Тихомиров O. K. Структура мыслительной деятельности человека (Опыт теоретического и экспериментального исследования) / O. K. Тихомиров. - М.: Изд-во Московского ун-та. - 2019. - 304 c 27. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. / М. А. Холодная — СПб.: Питер. - 2018. — 384 с. 28. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная – М.: издательство Юрайт. - 2019. – 334 с. 29. Шкуратова И. П. Исследование стиля в психологии: оппозиция и консолидация / И. П. Шкуратова // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А. В. Либина. – Москва : Смысл. - 2018. – С. 13–33. 30. Шкуратова И. П. Когнитивный стиль и общение / И. П. Шкуратова / Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского педагогического университета. - 2019. - 156 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Реабилитационное сестринское дело. Роль медицинской сестры в реабилитации детей ново-рождённого и грудного возраста
Количество страниц:
20
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Медицина
курсовая работа
Административно-правовой статус иностранных граждан»
Количество страниц:
20
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Административное право
реферат
Региональная система регулирования цен на продовольствие на примере Нижегородской области
Количество страниц:
20
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image