Задумываетесь о том, сколько стоит заказать дипломную работу ? Ответ найдёте на Work5.
Все большую популярность набирает направление когнитивной психологии, изучающее когнитивные стили человека. Термин «когнитивный стиль» используется в психологии для обозначения устойчивых характеристик того, как конкретный человек воспринимает, запоминает информацию, и какой предпочитает способ решения проблем. Вместе с тем, когнитивный стиль следует отличать от когнитивной способности, он отражает не только особенности интеллекта, но и стиль деятельности, общения, направленности познавательной активности, тип адаптации. Исследования когнитивных стилей не только раскрывают механизмы проявлений познавательной активности и специфики склада индивидуального ума, но направлены и на изучение вопросов, касающихся роли когнитивного фактора в психической организации личности и регуляции индивидуального поведения. Феномен когнитивных стилей проявляется как в факте существования индивидуального своеобразия познавательной активности, так и в индивидуальной «картине мира». Разные стили по-разному влияют на ее обогащение и объективацию. Когнитивные стили выполняют роль посредника между «ментальным миром» человека и «миром реальности», обеспечивая такое уникальное человеческое качество, как «индивидуальность творческого ума» [6]. Отметим, что на сегодняшний день нет единой теоретической концепции, описывающей и объясняющей взаимодействие параметров когнитивных стилей и различных свойств индивидуальности. Есть немногочисленные эмпирические исследования, направленные на изучение взаимосвязей когнитивных стилей и свойств личности. Такие исследования, как правило, проводились без учёта возрастных особенностей и возрастных изменений. Поэтому существует потребность в получении именно такого рода данных в формировании научных представлений о том, как отражаются возрастные особенности на характере взаимосвязей определённых параметров когнитивных стилей с личностными характеристиками и свойствами. Изучение этой проблемы может прояснить целый круг вопросов, связанный как с природой когнитивных стилей, так и с индивидуальноличностными особенностями и индивидуально-психологическими различиями [1]. Одним из наиболее изученных параметров когнитивного стиля является полезависимость, где под «полем» понимается актуальная психологическая ситуация, в которой находится индивид. Различия в характеристиках полезависимых и поленезависимых индивидов определяется способностью «отходить» от контекста и обладать относительной свободой от воздействия внешних референтов. В ряде исследований (Уиткин Г., Палей А.И., Егорова М.С., Холодная М.А.) показана связь этого когнитивного стиля с общением, отношением к конфликтам и социальным ситуация, а также с некоторыми личностными характеристиками. Актуальность обусловлена тем, что, если перед отдельной группой людей поставить одну и туже задачу, то можно будет увидеть, что каждые решит её хоть и правильно, но для этого будет использовать различные способы. Выбор способа будет обусловлен возрастом человека, его социокультурным положением, наличием опыта решения подобных задач, уровнем развития мышления и интеллекта, наличием определенных видов способностей. Определяет это и имеющийся когнитивный стиль личности. Поэтому становиться актуальным изучение когнитивных особенностей личности с целью выработки конструктивных способов решения возникающих проблем и общей стратегии жизненного поведения. Проблема когнитивных особенностей личности отражена в работах Виткина Г., Гарднера Р., Кагана Дж., Келли Дж., Кеттелла Р., Теплова Б.М. и других. личность психология когнитивный Целью исследования является изучение когнитивных особенностей личности. Объект исследования - студенты. Предмет исследования - когнитивные особенности личности студентов. Задачи исследования: 1. Анализ психологической литературы по проблеме когнитивных особенностей личности. 2. Подбор методов исследования. 3. Проанализировать результаты исследования. Гипотеза исследования: когнитивные особенности влияют на проявление личностных особенностей. Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 90 человек. Среди них было 63 девушки, 27 юношей. В работе были использованы следующие методы: 1. Теоретический анализ научной литературы; 2. Психологические опросно-диагностические методы. Теоретико-методологическая основа исследования: положения об интериоризации и знаковой опосредованности высших психических функций Л. С. Выготского; положение о культуре Э. Тайлора; определение культуры Э. Сепира; понятие деятельности А. Н. Леонтьева; положения о психическом развитии и самосознании М. Лазаруса и Х. Штейталя; положения о внутрикультурных механизмах Г. Лебона; положения о психическом заражении, внушении и подражании Г. де Тарда; интеракционистский подход к культуре Дж. Г. Мида; определение этноса Ю. И. Семёнова; концепция мнемонического преимущества минимально нарушенных конструктов П. Буайе; теорема Байеса; теория когнитивных искажений Д. Канемана и А. Тверски; теория личностных конструктов Дж. Келли; теория черт личности Р. Кеттелла. Научная новизна данного исследования заключается в выявлении личностных и когнитивных свойств индивида, детерминируемых воображаемым порядком, приверженцем которого он является. Практическая значимость данного исследования заключается в создании первичной структуры описания влияния воображаемых порядков на своих последователей и следующих из этого возможностей: урегулирования конфликтов; увеличении эффективности коммуникации; оснований для последующих «межпорядковых» исследований