ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА
1.1 Особенности формирования бюджета в странах с развитой рыночной экономикой и в России
1.2 Понятие дефицита бюджета, его основные виды и причины его возникновения
2 РОЛЬ БЮДЖЕТА В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
2.1 Характерные черты социальной сферы в условиях переходной экономики
2.2 Социальные расходы бюджета в условиях переходной экономики
2.3 Социальные последствия бюджетного дефицита
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Читать дальше
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе написания работы была достигнута цель и решены поставленные задачи, а также сформулированы ключевые выводы.
В современной жизни бюджетная политика является важнейшим инструментом финансового регулирования развития российской экономики с точки зрения обеспечения стабильных темпов роста.
Важность бюджетной политики для устойчивого экономического развития определяется следующими факторами: во-первых, на макроэкономическом уровне она помогает достичь макроэкономической стабильности (необходимое условие экономического роста); во-вторых, на микроуровне она стимулирует инвестиции, накопление человеческого капитала и повышение производительности факторов производства.
Государство влияет на темпы и качество экономического роста через производственные расходы как один из важнейших компонентов совокупного спроса. Предметом исследования является влияние производительных государственных расходов на темпы экономического роста в Российской Федерации на этапах кризисного и посткризисного развития национальной экономики.
Таким образом, отсутствие средне- и долгосрочных резервов для увеличения государственных расходов обуславливает необходимость изменения структуры государственных расходов путем сокращения накладных расходов и увеличения издержек производства с целью обеспечения устойчивого экономического роста.
Но дефицит может явиться и результатом экономической политики государства: снижение налогов с целью стимулирования производства. Как показывает история, в этом случае государство может позволить себе достаточно большой и даже увеличивающийся дефицит бюджета в течение длительного периода времени при условии, что экономика страны развивается еще более бурными темпами.
Многое зависит и от того, из каких источников финансируется дефицит. Например, дефициты 80-х гг. в США были огромны, но на 80% процентов финансировались путем продажи государственных обязательств населению страны, причем обязательсв в основном долгосрочного характера. Это позволило правительству США сделать свой огромный трехтриллионный долг безопасным для национальной экономики и для благосостояния граждан. В России долгое время была другая крайность.
В условиях тотального недоверия внутренних и внешних кредиторов к государству упор делался на выпуск краткосрочных обязательств, что, конечно, увеличивало нагрузку на и без того нереальный бюджет. В результате, такой способ покрытия дефицита привел к финансовому кризису и к резкому падению доходов населения. В то же время, балансирование бюджета путем привлечения валютных кредитов правительств иностранных государств и различных международных фондов привело к тому, что перспективы развития экономики страны сегодня во многом находятся не в руках российского правительства, а в руках их кредиторов.
Иными словами, природа и последствия бюджетного дефицита полностью зависят от действий правительства.
Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет.
Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики. В этом суть бюджетного дефицита.
В целом ситуация с бюджетным дефицитом тяжелая, но не катастрофическая. Первоочередной задачей является увеличение валютных поступлений в бюджет.
Немаловажно отметить и необходимость осуществления налоговой и структурной бюджетной реформы. Главной целью совершенствования бюджетно-налоговой политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.
В области налоговой политики предстоит реформа всей системы налогов и сборов, законодательных основ налогообложения. Необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности - снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.
Расходы бюджета России должны определяться задачами социально-экономического развития. Нужно реализовать меры по усилению контроля за целевым использованием государственных средств, упорядочить механизм предоставления различным субъектам и на реализацию государственных программ.
Государственный долг необходимо использовать по возможности как инструмент оживления экономики. При этом предстоит обеспечивать оптимальное соотношение долгосрочных и краткосрочных государственных обязательств, и муниципальных займов, а также использовать прогнозные источники обслуживания и погашения государственного долга, при этом необходимо учесть горький опыт ГКО.
В результате, преодоление тяжелой существующей ситуации требует понимания проблем, путей их решения и тяжелого кропотливого труда.
Читать дальше
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 3- е изд., доп. – М.: Изд. дом «Флинта», 2020. - 358 с.
2. Варин В.С. Бюджетная система России: учебно-методическое пособие / под редакцией В.С. Варина. - М.: Наука и образование, 2017. – 278 с.
3. Ефимова Е.Г. «Экономика и бюджетирование»: Уч. для студентов экономических специальностей. - М.: «Юрайт», 2019. – 322 с.
4. Коровкина Е.В. О доходах и расходах Федерального бюджета, – М.: Финансы и кредиты, 2017. - С. 31-36.
5. Носова С.С. «Экономическая теория» - М.: «Юристъ» , 2016 – 266 с.
6. Ткачук М.И. Государственный бюджет / учебное пособие / под ред. М.И. Ткачук. – М.: Высшая школа, 2020. – 143 с.
7. Черепанова Т.С., Балтахинова О.Р. Основы бюджетной системы и бюджетного учета / учебное пособие – М.: Наука и образование, 2020. – 145 с.
8. Алёхин С. И. Роль бюджетной системы в обеспечении экономической безопасности. – М.: Молодой ученый, 2020. [Электронный ресурс] - https://moluch.ru/archive/311/70365/ (дата обращения: 12.12.2022).
9. Храмченко А.А., Орловская А.С., Сапожникова В.М. Современное состояние бюджетной системы российской федерации [Электронный ресурс] – https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-byudzhetnoy-sistemy-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 12.12.2022).
10. Чан Е.П. Особенности формирования бюджетной политики Российской Федерации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. – М.: Молодой ученый, 2020 [Электронный ресурс] - https://moluch.ru/archive/336/75198/ (дата обращения: 12.12.2022).
Читать дальше