ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРАММАТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5 1.1. Развитие словаря в онтогенезе 5 1.2. Особенности понимания и подбора синонимов и антонимов дошкольниками с речевым недоразвитием 9 1.3. Методы развития речи обогащения словаря у дошкольников с ОНР 11 ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ПОНИМАНИЯ И ПОДБОРА СИНОНИМОВ И АНТОНИМОВ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 16 2.1. База, организация, методика и методы изучения понимания и подбора синонимов и антонимов дошкольниками с ОНР 16 2.2. Анализ результатов понимания и подбора синонимов и антонимов у дошкольников с ОНР 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31 ПРИЛОЖЕНИЕ 33

ПОНИМАНИЕ И ПОДБОР СИНОНИМОВ И АНТОНИМОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
61% уникальность
2022 год
4 просмотров
Бабина Т.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРАММАТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5 1.1. Развитие словаря в онтогенезе 5 1.2. Особенности понимания и подбора синонимов и антонимов дошкольниками с речевым недоразвитием 9 1.3. Методы развития речи обогащения словаря у дошкольников с ОНР 11 ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ПОНИМАНИЯ И ПОДБОРА СИНОНИМОВ И АНТОНИМОВ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 16 2.1. База, организация, методика и методы изучения понимания и подбора синонимов и антонимов дошкольниками с ОНР 16 2.2. Анализ результатов понимания и подбора синонимов и антонимов у дошкольников с ОНР 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31 ПРИЛОЖЕНИЕ 33
Читать дальше
В современной логопедии особое место занимает такая проблема, как становление лексической системности у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Рассмотрение вопросов об особенностях словарного запаса, формировании синонимических и антонимических отношений лексических единиц, содержании коррекционной работы у детей с нарушениями речи остается актуальным. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечаются бедность словарного запаса, неточность употребления слов, вербальные парафазии, трудности подбора и длительный поиск подходящего слова, не умеют выделять основные различительные семантические признаки, на основе которых противопоставляется значение слов. Несложно предположить, что формирование словаря синонимов и антонимов, как одного из сложных разделов лексики, у детей с общим недоразвитием речи будет сопровождаться определенными трудностями. Изучением состояния синонимии и антонимии у дошкольников с ОНР занимались Р.Е. Левина, Р. И. Лалаева, Н. В.


Поможем сделать курсовой проект на заказ , оформите заявку на сайте.


Серебрякова и другие. В работах многих авторов подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом (моторная, сенсорная алалия, стертая форма дизартрии, дизартрия, задержка речевого развития и др.). Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Это затрудняет дальнейшее развитие их лексической системы. Нарушения лексической стороны речи являются ведущим дефектом в структуре общего недоразвития речи. В работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. подчеркивается, что позднее формирование речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования наблюдаются у детей с общим недоразвитием речи. Все это влияет на общее состояние речи детей, а также на способность к общению с окружающими. Объект исследования: дети дошкольного возраста с ОНР Предмет исследования: особенности понимания и подбора синонимов и антонимов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Цель исследования: изучить понимание и подбор синонимов и антонимов дошкольниками у дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: – рассмотреть развитие словаря антонимов и синонимов детей с рождения до 6 лет; – выявить особенности понимания и подбора синонимов и антонимов у дошкольников с ОНР; – рассмотреть формирование понимание и подбора синонимов и антонимов у дошкольников с ОНР; – изучить и проанализировать понимание и подбор синонимов и антонимов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Методы исследования:  теоретические: изучение психолого–педагогической литературы по теме исследования;  экспериментальные: опрос; педагогический эксперимент;  методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: интерпретация результатов. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Читать дальше
Словарь – это слова (основные единицы, речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, социальной среды; под активным – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями. В онтогенезе при развитии словаря дошкольников происходит накопление и своеобразное уточнение представлений об окружающем мире, формирование. Развитие словаря дошкольников в онтогенезе характеризуется накоплением и уточнением представлений, формированием понятий, развитием содержательной стороны мышления. Соответственно овладевая словарем, дошкольник развивается, так как содержание исторического опыта, приобретенного дошкольником в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего, в значениях слов. Если же словарь дошкольника недостаточно развит, беден по своей сущности, то это сказывается и на общем развитии ребенка. Своевременное развитие словаря – важное условие подготовки к школьному обучению. Развивая словарь дошкольника, мы накопляем и уточняем его представления об окружающем мире, формируем понятия, развиваем содержательную сторону мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления. И конечно же, богатство словаря является первым признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Особенностями словарного запаса детей с общим недоразвитием речи является полное незнание, неточное понимание и употребление ряда слов, замена видовых понятий родовыми и наоборот, взаимозамещение признаков. Главной особенностью словаря у детей с ОНР является неточность использования слов, которая проявляется в вербальных парафазиях. Неточность или неправильное употребление слов в речи детей с OНР очень разнообразно. В одних случаях дети применяют слова в очень широком смысле, в других – употребляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с ОНР применяют слово в какой–то определенной ситуации, но слово не употребляется в речи при других обстоятельствах. Таким образом, «понимание и использование слова носит еще ситуативный характер. Среди многочисленных вербальных парафазий у таких детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие. В словаре детей мало обобщающих понятий, практически отсутствуют синонимы и антонимы. При подборе синонимов и антонимов у детей с нарушением речи проявляются трудности: несформированность словарного запаса, трудности актуализации словаря, неумение определить значимые семантические признаки в структуре слова, осуществлять сравнение значений слов на основе единого семантического признак. Проанализировав и обработав полученные результаты в ходе проведения диагностических заданий, можно сделать вывод о том, что у большей части детей экспериментальной группы наблюдается низкий уровень понимания словаря синонимов и антонимов. Вместо этого ребята подбирали антонимы, родственные слова, а также слова, связанные синтагматическими связями, прибавляли к исходному слову приставку «не», называли в основном только один синоним. Так же сложность заключалась в назывании одним словом–синонимом предложенные словосочетания, в подборе синонимов в тексте.
Читать дальше
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2006. – 400c. 2. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М.: Наука. 2018. – 338с. 3. Бабенко Л. Г. Лексикология русского языка: учеб.пособие – Екатеринбург, 2018. – 126с. 4. Богатырева, А. В. Формирование словаря антонимов и синонимов у детей с ОНР / А. В. Богатырева, М. А. Косткина. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3 (20). — С. 14-16. 5. Ванюхина Г.А. Особенности организации лексикограмматических игр в структуре семантического поля. // Логопед в детском саду. №6, 2006. 6. Вологдина С.С. Результаты исследования состояния синонимии и антонимии у дошкольников с ОНР // Специальное образование – Санкт–Петербург: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2018. С. 7–71. 7. Выготский Л. С. Психология. – Москва: Издательство ЭКСМО–Пресс, 2013. – 1008 с. 8. Гибадуллина Д.М., Пяшкур Ю.С Особенности лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Детство в современном мире – Пермь, 2017. – 202 с. 9. Жерздева А.А. Особенности лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР// Специальное образование– СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017 – 144 с. 10. Куликовская Т.Б. 100 упражнений для формирования словаря дошкольника. М.: АСТ Серия: Родничок, 2015. – 93 с. 11. Лопухина И.С. Вопитательные 550 занимательных упражнений по развитию речи. М.: Аквариум, 2015. – 384 с. 12. Люблинская А. А. Овладение словарным составом языка и усвоение понятий. – Москва, 2019. – 412 с. 13. Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды / Ред.–сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. – Москва: АРКТИ, 2015. – 224 с. 14. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков – М.: Аркти, 2020. – 76 с 15. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на воспитательных занятиях. М.: Просвещение, 2019. – 245 с. 16. Малышко А.А.Обучение старших дошкольников с нарушением речи употреблению синонимов // Воспитание дошкольников. – 2020. – №5. –С.3–75. 17. Слепович Е.С. Некоторые особенности словарного запаса дошкольников // Дошкольник. 2018. № 1. С.5–32. 18. Смирнова Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет. М.: АСТ, Астрель, 2017. –175 c. 19. Серебрякова Н. В. Формирование лексики у дошкольников со стертой дизартрией: монография. – Санкт–Петербург: Наука–Питер, 2017. – 195 с 20. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты. – Екатеринбург : Урал.гос.пед.ун–т, 2018. – 50 с. 21. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 2016. – 159 c. 22. Ушакова О.С. Программа по развитию речи детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с. 23. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 287 с. 24. Шадрина Л.Г. Развитие речи–рассуждения детей 5–7 лет. М.: ТЦ. Сфера, 2018. –128 c.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
.
Количество страниц:
70
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Логопедия
курсовая работа
Правовой режим объектов интеллектуальной собственности в сфере тамо-женного дела
Количество страниц:
37
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image