Введение…………………………………………………………………………..31 Теоретические основы обучения навыкам пересказа детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи с ОНР…………………….6 1.1 Развитие монологической формы речевого высказывания у младших школьников в норме……………………………………………………………..6 1.2 Особенности развития монологической формы речевого высказывания у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи……….11 1.3 Особенности работы по обучению пересказа детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………19 2 Особенности обучения навыкам пересказа детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)…....33 2.1 Методическое обоснование разработки программы диагностики развития навыков пересказа у младших школьников с ОНР………………………….33 2.2 Методические рекомендации по развитию навыка пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи…………………….………………44 Заключение……………………………………………………………………….57Список использованной

обучение навыкам пересказа детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

дипломная работа
Педагогика
60 страниц
52% уникальность
2022 год
4 просмотров
Вагнер А.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………………..31 Теоретические основы обучения навыкам пересказа детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи с ОНР…………………….6 1.1 Развитие монологической формы речевого высказывания у младших школьников в норме……………………………………………………………..6 1.2 Особенности развития монологической формы речевого высказывания у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи……….11 1.3 Особенности работы по обучению пересказа детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………19 2 Особенности обучения навыкам пересказа детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)…....33 2.1 Методическое обоснование разработки программы диагностики развития навыков пересказа у младших школьников с ОНР………………………….33 2.2 Методические рекомендации по развитию навыка пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи…………………….………………44 Заключение……………………………………………………………………….57Список использованной
Читать дальше
Актуальность темы. В настоящее время школьники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Нарушения речи у детей многообразны по своим проявлениям.


Нужна курсовая на заказ недорого в Воронеже с гарантией? Поможет Work5.


Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа. Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи. Вопросы развития связной речи при ОНР изучались такими авторами, как В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Т. А. Ткаченко и многими другими. Любое речевое нарушение, а особенно ОНР, влечет за собой снижение умственных способностей и успеваемости, отклонения в поведении и социализации, школьной дизадаптации. Но федеральный государственный образовательный стандарт основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО) требует от обучающихся умения строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменной форме, излагать свою точку зрения, оценивая и аргументируя. То есть одной из основных задач на ступени начального школьного образования является развитие монологической устной речи. Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей школьного возраста раскрыты Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, Р. И. Габовой, А. М. Бородич и др. Авторы подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи. Пересказ произведений положительно влияет на связность детской речи, способствует развитию навыков выразительной речи у детей. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему, что совершенствует все стороны четкой речи. В ходе таких занятий у детей развивается читательская активность и любознательность, желание самостоятельной читательской деятельности. Формируется полноценное эстетическое восприятие произведения, расширяются и углубляются знания детей, активизируется мыслительная деятельность, развивается словарный запас, возникают возможности для развития монологической речи - одного из ведущих в школьном обучении видов речевой деятельности детей. Такие исследователи как В. К. Воробьева, А. М. Леушина, Л. В. Эльконина и другие, отмечают преимущество предоставления материала в наглядной форме перед вербальной. Особенно при обучении младших школьников с ОНР значимую роль играют предметно-образные примеры, ярким примером которым может послужить наглядное моделирование или мнемотехника. Данный прием значительно облегчает процесс построения монологического высказывания, в том числе описания. Кроме того, мнемотехника способствует развитию исследовательских способностей, привлекает внимание к признакам предмета, влияет на развитие памяти и мышления. Несмотря на многочисленные работы в данной области, исходя из вышесказанного, можно считать, что проблема формирования навыков пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня остается актуальной. Необходимо совершенствование традиционных приемов и методов, поиск наиболее эффективных путей развития навыков пересказа у младших школьников с ОНР. Объект исследования – дети младшего школьного возраста. Предмет исследования – развитие навыков пересказа детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Цель данной работы заключается в исследование особенностей обучения навыкам пересказа детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Для достижения цели следует решить задачи: - рассмотреть развитие монологической формы речевого высказывания у младших школьников в норме и с общим недоразвитием речи; - изучить особенности работы по обучению пересказа детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи; - представить методическое обоснование разработки программы диагностики развития навыков пересказа у младших школьников с ОНР; - разработать методические рекомендации по развитию навыка пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи. Гипотеза: предполагается, что разработанное содержание логопедической работы по формированию навыков пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня на различных учебных предметах значительно повысит уровень сформированности связной речи у данной категории детей. Методологической основой исследования являются следующие учения: о системном строении речи (Р.Е. Левина) и исследования касающиеся развития речи при ОНР (Л.С. Волкова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева и др.), теории развития речи (Н.И. Жинкин, А.Н. Гвоздев, А.Н. Леонтьев и др.), исследования в области коррекции связной речи (В.П. Глухов, Т.А. Ладыженская, Т.А. Ткаченко и др.). Методы изучения: анализ литературы, эмпирические эксперимент, беседа, наблюдение), метод количественного и качественного анализа полученных данных. Экспериментальная база исследования – МАОУ №130. Практическая значимость исследования: Полученные результаты можно использовать для того, чтобы развивать навык пересказа у детей младшего школьного возраста в учебных учреждениях. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Читать дальше
Тяжелые нарушения речи, в частности общее недоразвитие речи, являются постоянным предметов исследования педагогов, логопедов, психологов и других специалистов. Одной из важных задач является обучение детей с ТНР самостоятельному общению, то есть составлению монологических высказываний разного вида. Изучение научно-методической литературы показало, что навыки пересказа являются более несформированными не только в дошкольном, но и младшем школьном возрасте. В первой главе проведен анализ различных источников и сделаны выводы о речевом развитии детей с ОНР III уровня и его влиянии на развитие обучающегося в целом. На теоретическом уровне показана актуальность изучения вопроса обучения пересказу, необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции и приёмов и методов логопедической работы. Итак, многочисленные нарушения в развитии свидетельствуют о необходимости комплексного взаимодействия различных специалистов. Основная задача логопедической работы заключается в формировании умения связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли. Это нужно для успешного обучения в школе, общения с взрослыми и формирования личностных качеств. Пересказ является сложным видом связной речи. У младших школьников с ОНР значительные трудности возникают при пересказе даже знакомых предметов. Чаще всего оно сводится к беспорядочному перечислению отдельных деталей предмета с лексико-грамматическими ошибками. Существует немало технологий и приемов, направленных на развитие описательной речи, в том числе элементы арт-терапии и средства ИКТ. Но остается необходимость поиска наиболее оптимальных и адекватных способов и приёмов, способствующих эффективному формированию навыков пересказа у младших школьников с ОНР, так как это одно из важных условий для их успешного овладения школьной программой. В рамках данного исследования был проведен эксперимента. Во второй главе представлена методика обследования описательной речи и критерии оценивания. На основе проведения обследования мы выяснили, состояние функций речи у детей с общим недоразвитием речи. Эксперимент показал, что уровень навыка пересказа у детей с общим недоразвитием речи неоднозначный. Нет детей с низким уровнем речевого развития и нет с высоким. Отмечались такие ошибки как: - большому количеству испытуемых требовалась помощь экспериментатора; - выпадали смысловые звенья, существенно искажался смысл; - неправильное воспроизведение причинно-следственных связей; - почти все дети не смогли придумать концовку, некоторые пересказывали только по наводящим вопросам; - дети часто делали словестные замены; - дети испытывали сложности при построении, восприятии и воспроизведении предложений; Анализ результатов констатирующего эксперимента подтверждает средний уровень сформированности рассматриваемого навыка и трудности в его овладении, что подчёркивает актуальность выбранной темы исследования. В последнем параграфе представлены материалы коррекционной работы по формированию навыков описательного рассказа средствами мнемотехники. Даны примеры использования данного приема на различных учебных дисциплинах: развитие речи, произношение, обучение грамоте, окружающий мир, технология. Представлены примеры рассказов, а также наглядный материал в виде мнемодорожек, мнемотаблиц и карточек. Также прилагаются работы обучающихся, выполненные в рамках исследования. Нами были определены этапы логопедической работы, для более успешного формирования навыка пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи: - использование наглядной схемы, опоры обучение выстраиванию плана ответа); - выделение подготовительной работы при пересказе; - включение родителей в коррекционно-образовательный процесс с целью формирования общечитательской компетенции; На основе полученных данных в ходе нашего эксперимента мы разработали методические рекомендации по развитию навыка пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи, которые на наш взгляд, должны успешно повлиять на развитие связной речи и навыков для пересказа. В процессе дальнейшей практической деятельности хотелось бы изучить способы и эффективность использования средств мнемотехники для построения повествовательных текстов и текстов-рассуждений, а также продолжить работу в 3 и 4 классах. Включать описанные приемы работы в другие учебные дисциплины (например, русский язык, математика, литературное чтение). Использовать мнемотехнику для построения не только устных, но и письменных рассказов, а также обучать самостоятельному рассказу, опираясь на собственный опыт, и составлению творческих рассказов. Делать акцент на практической деятельности обучающихся (например, самостоятельное составление мнемотаблиц).
Читать дальше
Учебная и монографическая литература: 1. Азимов Э. Г. Новый словарь методический терминов и понятий / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М. : ИКАР, 2019. – С. 60. 2. Архипова Е. В. Вопросы речевого развития младшего школьника: уч. пособие к спецсеминару для студентов-заочников факультета педагогики и методики начального образования / Е. В. Архипова. – Рязань: Изд-во РГПУ, 2015. – 43 с. 3. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, Академия К, 2018. – 240 с. 4. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. - М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011. – 125 с. 5. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т. В. Большева – М.: Детство-Пресс, 2005. – 144 с. 6. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л. А. Венгер. – М.: Педагогика, 1980. – 222 с. 7. Волков Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие. — М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 144 с. 8. Волкова Л. С. Логопедия: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / под ред. Л. С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2017. – 680с. 9. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2016. – 158 с. 10. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. – 342 с. 11. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. – 472 с. 12. Глухов В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. – М.: АСТ : Астрель, 2015. – 351 с. 13. Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – М.: Изд-во Академии пед. наук, 1982. – 378 с. 14. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж : НПО «МОДЭК», 2011. – 432 с. 15. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия / под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2020. – 254 с. 16. Ивашина Н. Ю. Языковые и иконические знаки в процессах речевой деятельности (на материалах поликодового текста): автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.19 / Н. Ю. Ивашина. – Киев, 2017. – 25 с. 17. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми / М. В. Киселева. – СПб.: Речь, 2018. – 160 с. 18. Краузе Е.Н. Практическая логопедия. Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста. - СПб.: СОЮЗ, 2014. – 166 с. 19. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей / Т. А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 1980. – 210 с. 20. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р. И. Лалаева – М.: Феникс, 2004. – 102 с. 21. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб.: СОЮЗ, 2020. – 165 с. 22. Леонтьев А.А. Психолингвистика / А. А. Леонтьев – М.: Наука, 2016. – 360 с. 23. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка / А.Р.Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 176 с. 24. Лурия А. Р. Речь и мышление / А. Р. Лурия. – М.: МГУ, 1975. – 120 с. 25. Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии / Е.В. Мазанова. – М., Аквариум, 2016. – 178 с 26. Мастюкова Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом / Е.М. Мастюкова, В.М. Ипполитова. – М.: Просвещение, 2019. – 192 с. 27. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2017. – 672 с. 28. Новые развивающие технологии педагогической практики: коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 448 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Правовая природа государственного управления
Количество страниц:
25
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
курсовая работа
Административно-правовой стратус федерального органа исполнительной власти
Количество страниц:
25
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Административное право
курсовая работа
Исследование методов начисления амортизации и их экономическая оценка на примере конкретного предприятия в строительной отрасли
Количество страниц:
40
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image