Нужна курсовая на заказ недорого в Воронеже с гарантией? Поможет Work5.
Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа. Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи. Вопросы развития связной речи при ОНР изучались такими авторами, как В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Т. А. Ткаченко и многими другими. Любое речевое нарушение, а особенно ОНР, влечет за собой снижение умственных способностей и успеваемости, отклонения в поведении и социализации, школьной дизадаптации. Но федеральный государственный образовательный стандарт основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО) требует от обучающихся умения строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменной форме, излагать свою точку зрения, оценивая и аргументируя. То есть одной из основных задач на ступени начального школьного образования является развитие монологической устной речи. Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей школьного возраста раскрыты Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, Р. И. Габовой, А. М. Бородич и др. Авторы подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи. Пересказ произведений положительно влияет на связность детской речи, способствует развитию навыков выразительной речи у детей. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему, что совершенствует все стороны четкой речи. В ходе таких занятий у детей развивается читательская активность и любознательность, желание самостоятельной читательской деятельности. Формируется полноценное эстетическое восприятие произведения, расширяются и углубляются знания детей, активизируется мыслительная деятельность, развивается словарный запас, возникают возможности для развития монологической речи - одного из ведущих в школьном обучении видов речевой деятельности детей. Такие исследователи как В. К. Воробьева, А. М. Леушина, Л. В. Эльконина и другие, отмечают преимущество предоставления материала в наглядной форме перед вербальной. Особенно при обучении младших школьников с ОНР значимую роль играют предметно-образные примеры, ярким примером которым может послужить наглядное моделирование или мнемотехника. Данный прием значительно облегчает процесс построения монологического высказывания, в том числе описания. Кроме того, мнемотехника способствует развитию исследовательских способностей, привлекает внимание к признакам предмета, влияет на развитие памяти и мышления. Несмотря на многочисленные работы в данной области, исходя из вышесказанного, можно считать, что проблема формирования навыков пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня остается актуальной. Необходимо совершенствование традиционных приемов и методов, поиск наиболее эффективных путей развития навыков пересказа у младших школьников с ОНР. Объект исследования – дети младшего школьного возраста. Предмет исследования – развитие навыков пересказа детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Цель данной работы заключается в исследование особенностей обучения навыкам пересказа детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Для достижения цели следует решить задачи: - рассмотреть развитие монологической формы речевого высказывания у младших школьников в норме и с общим недоразвитием речи; - изучить особенности работы по обучению пересказа детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи; - представить методическое обоснование разработки программы диагностики развития навыков пересказа у младших школьников с ОНР; - разработать методические рекомендации по развитию навыка пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи. Гипотеза: предполагается, что разработанное содержание логопедической работы по формированию навыков пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня на различных учебных предметах значительно повысит уровень сформированности связной речи у данной категории детей. Методологической основой исследования являются следующие учения: о системном строении речи (Р.Е. Левина) и исследования касающиеся развития речи при ОНР (Л.С. Волкова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева и др.), теории развития речи (Н.И. Жинкин, А.Н. Гвоздев, А.Н. Леонтьев и др.), исследования в области коррекции связной речи (В.П. Глухов, Т.А. Ладыженская, Т.А. Ткаченко и др.). Методы изучения: анализ литературы, эмпирические эксперимент, беседа, наблюдение), метод количественного и качественного анализа полученных данных. Экспериментальная база исследования – МАОУ №130. Практическая значимость исследования: Полученные результаты можно использовать для того, чтобы развивать навык пересказа у детей младшего школьного возраста в учебных учреждениях. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.