Введение……………………………………….……………………….……...3
1. Теоретические основы организации стратегического контроля на предприятии ………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность стратегического контроля ……………………………….5
1.2. Процесс организации стратегического контроля на предприятии..7
1.3. Методы проведения стратегического контроля…………………….9
2. Анализ системы стратегического контроля на предприятии «Apple»…………………………………………………………………………….12
2.1. Краткая характеристика организации «Apple»……………………12
2.2. Анализ практики организации стратегического контроля на примере «Apple»………………………………………………………………….21
2.3. Рекомендации по совершенствованию стратегического контроля………………….…………….................................................................24
Заключение…………….……………………………………………………34
Список источников и литературы………………………………….……...36
Читать дальше
Стратегическое управление определяет характер и основные направления развития предприятия. Оно обеспечивает последовательность действий на каждом уровне управления и способствует интеграции, поскольку все усилия подчинены общим целям и единой стратегии. Стратегическое управление требует прочных связей между миссией предприятия, его целями, стратегией и претворением ее в жизнь.
Стратегический контроль - это неотъемлемая часть стратегического управления, обеспечивающая процесс информационно-аналитическим инструментарием для принятия решений в режиме реального времени. Стратегический контроль выполняет координацию процесса реализации стратегии через оценку предварительных результатов, и сравнение полученных результатов с запланированными контрольными точками.
Система стратегического контроля неизменно присутствует на каждом из этапов стратегического управления. Создание видения будущего предприятия строится на прогнозировании, которое реализуется через непрерывный мониторинг и анализ факторов успеха конкурентов, поведения потребителей и их предпочтений, исследование тенденций развития отрасли. Анализ стратегических альтернатив предполагает оценку достоинств и недостатков каждого варианта и обоснование выбора приемлемой стратегии. На этом этапе стратегический контроль участвует в анализе и развитии инструментов и методов стратегического планирования; координирует сбор и подготовку важнейшей информации о рынках, конкурентах, а также о слабых и сильных сторонах самого предприятия.
При реализации стратегии возникает потребность в информации об отклонениях от принятых направлений развития, причинах их возникновения и возможности корректировки. Задача стратегического контроля, на данном этапе, заключается в определении допустимых границ, пределов отклонения от стратегических планов, способов их выявления и анализе. Деятельность системы стратегического контроля должна быть направлена на выработку и реализацию стратегии компании для обеспечения долговременной и эффективной деятельности предприятия в изменяющихся условиях. В зависимости от стадии стратегического планирования выделяют четыре типа стратегического контроля: стратегическое наблюдений; контроль исходных условий; контроль непредвиденных обстоятельств; контроль хода реализации стратегии.
Стратегическое наблюдение представляет собой всеобщий тип контроля, охватывающий каждый из этапов реализации стратегии. Задача данного типа контроля состоит в наблюдении критических факторов макросреды и внутреннего состояния компании. Регулярное исследование бизнес-среды, помогает вовремя выявлять изменения и тем самым производить мониторинг за деятельностью предприятия.
Контроль исходных условий обращен к сфере внешнего окружения компании и тенденциям, которые задает отраслевой рынок. Контроль нацелен на анализ соответствия реализуемой стратегии условиям внешней среды. При обнаружении изменений базовых условий или утрате их значимости, происходит корректировка или смена текущей стратегии. Для своевременного обнаружения изменений исходных условий, должна быть выстроена непрерывная система наблюдения, при которой параметры исходных условий систематически проверяются или обновляются.
Контроль хода реализации стратегии представляет собой комплекс мер, позволяющий координировать процесс реализации стратегии поэтапно. Контроль осуществляется через оценку предварительных результатов общего проекта реализации стратегии, и основывается на сравнении предварительных результатов с запланированными контрольными точками. В результате проведения подобного типа контроля, руководители принимают решения о текущих изменениях реализуемой стратегии, пересмотре стратегии или о дальнейшем ее внедрении.
Таким образом, система сбалансированных показателей - это комплекс намерений, реализация которых приводит к достижению генеральной цели, при акценте на цели, подверженные угрозе, нельзя забывать о тех процессах, которые являются базой для реализации общей стратегии развития компании. Предложенный метод контроля реализации стратегии позволяет через оценку рисков определить центральные угрозы для реализации стратегии методом расчета вероятности наступления риска и произвести дальнейший контроль за развитием ситуации, при снижении показателей можно будет говорить об ослаблении вероятности наступления негативных последствии, а внедрение стратегии развития станет эффективным.
Читать дальше
1. Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 1. Сущность и содержание : учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов ; под редакцией В. С. Абрамова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. 270 с.
2. Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 2. Функциональные стратегии : учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов ; под редакцией В. С. Абрамова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. 246 с.
3. Агафонов, В. А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры : монография / В.А. Агафонов. – Москва : ИНФРА-М, 2018. 276 с.
4. Акмаева, Р.И. Стратегический менеджмент : учебное пособие / Р.И. Акмаева – Москва: Русайнс, 2020. 256 с.
5. Антипатров, Ю.А. Обзор научных взглядов на разработку стратегии развития фирмы в рамках исследования экономической категории / Ю.А. Антипатров // Вопросы науки и образования. 2018. №19 (31). С. 26-29.
6. Веселков, С.Н. Стратегический менеджмент. Успешное управление бизнесом в России: Учебно-практическое пособие / С.Н. Веселков, Ю.А. Цыпкин. – М.: Юнити, 2018. 247 c.
7. Воронин, Н.В. Специфика выбора стратегии развития предприятия / Н.В. Воронин // Вестник науки и образования. 2019. №12-2 (66). С. 17-20.
8. Голубков, Е. П. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / Е. П. Голубков. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. 290 с.
9. Губарева, Е.Г. Теоретико-методические основы стратегического управления предприятием / Е.Г. Губарева, А.С. Будагов, А.М. Колесников // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2018. №4. С. 3-9.
10. Джуха, В.М. Стратегический менеджмент : учебное пособие / В.М. Джуха, Н.П. Жуковская, А.Н. Кокин, И.С. Штапова – КноРус, 2019 282с.
11. Егоршин, А. П. Стратегический менеджмент : учебник / А.П. Егоршин, И.В. Гуськова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2018. 290 с.
12. Жданов В.Ю. НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ / В.Ю. Жданов // Московский экономический журнал. 2021. №6. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-vzglyad-na-etapy-zhiznennogo-tsikla-organizatsii (дата обращения: 30.10.2022).
13. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Т. Зуб. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. 375 с.
14. ООО "ЭППЛ РУС" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.audit-it.ru/contragent/5117746070019_ooo-eppl-rus (дата обращения: 30.10.2022)
15. Хадисов М.Б., Маташева Х.П. Теоретические аспекты жизненного цикла продукта и его компоненты / М.Б. Хадисов, Х.П. Маташева // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-zhiznennogo-tsikla-produkta-i-ego-komponenty (дата обращения: 30.10.2022).
Читать дальше