Введение………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретические основы исследования фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией…………………………………5 1.1. Фонематическая система языка и её формирование в нормальном онтогенезе…………………………………………………………………………5 1.2.Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с дизартрией ……………………………………………………………………10 1.3. Особенности формирования фонематической системы у дошкольников с дизартрией ……………………………………………………17 Выводы по 1 главе………………………………………………………..20 Глава II. Исследование фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией …………………………………………….…..21 2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей контрольной и экспериментальной группы……………………………21 2.2 . Содержание методики исследования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с дизартрией…………………………………23 Выводы по 2 главе………………………………………………….…….32 Заключение……………………………………………………………..33 Список литературы ……………………………………………………35

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

курсовая работа
Педагогика
25 страниц
73% уникальность
2022 год
2 просмотров
Бритвина Е.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретические основы исследования фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией…………………………………5 1.1. Фонематическая система языка и её формирование в нормальном онтогенезе…………………………………………………………………………5 1.2.Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с дизартрией ……………………………………………………………………10 1.3. Особенности формирования фонематической системы у дошкольников с дизартрией ……………………………………………………17 Выводы по 1 главе………………………………………………………..20 Глава II. Исследование фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией …………………………………………….…..21 2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей контрольной и экспериментальной группы……………………………21 2.2 . Содержание методики исследования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с дизартрией…………………………………23 Выводы по 2 главе………………………………………………….…….32 Заключение……………………………………………………………..33 Список литературы ……………………………………………………35
Читать дальше
В настоящее время увеличивается количество детей дошкольного возраста, страдающих различными речевыми нарушениями, в частности, многочисленную группу составляют дети с нарушениями в формировании фонематических процессов, обусловленных дизартрией. В современной логопедии фонематическое восприятие определяется как слухо - произносительная дифференциация звуков речи. Существует целый ряд работ и исследований, посвященных вопросам, связанным с особенностями фонематических процессов у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Закономерности формирования фонематических функций в онтогенезе, вопросы о психофизиологических механизмах фонематических нарушений рассматриваются в работах Л.Е.


Если нужна помощь в написании курсовых работ , обращайтесь в Work5.


Левиной, В.К. Орфинской , Д.Б. Эльконина. Особенности фонематических нарушений у детей с дизартрией исследуются в работах Л.И. Беляковой, Е.Н. Винарской, Е.М. Мастюковой, К.А. Семеновой, Н.В. Серебряковой, а коррекции фонематических нарушений – Л.С. Волковой, Л.Н. Ефименковой, Л.В. Лопатиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Значительное количество речевых нарушений так или иначе, оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение. Кроме того, нарушение фонематического восприятия не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжёлых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия. Фонематическим восприятием называется специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова. В дошкольном возрасте у большинства детей уже сформирована фонематическая система языка, но у некоторых детей этот процесс становится затруднительным, в силу личных особенностей ребенка. Актуальность темы исследования обосновывается необходимостью раннего распознавания нарушений фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста для предупреждения впоследствии возможных затруднений в усвоении грамоты и правописания. Объект исследования: фонематическое восприятие у дошкольников с дизартрией. Предмет исследования: особенности фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией. Цель исследования: изучить особенности фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией. Задачи исследования: 1. Проанализировать научно-теоретическую литературу по исследуемой проблеме. 2. Подобрать методику для исследования фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией. Методы исследования: • теоретический – психолого-педагогические и др. виды анализа; • эмпирический – метод наблюдения, эксперимент. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы. Общий объём работы - 39 страницах печатного текста. Список литературы представлен 55 наименованиями работ.

Читать дальше
С каждым годом отмечается увеличение количества детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для логопедической коррекции, требующей длительной и кропотливой работы, является нарушение слоговой структуры слов, особенно у детей с дизартрией. Целью исследования являлось, изучить особенности фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией. В ходе написания курсового проекта нами были выполнены следующие задачи: 1.Проанализирована научно-теоретическая литература по исследуемой проблеме. 2.Подобрана методика для исследования фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией. В целях изучения особенностей восприятия фонетической стороны речи у детей 5-6 лет с дизартрией нами был проведен констатирующий эксперимент, за основу которого использовалась методика Е. Ф. Архиповой. Полученные результаты показали наиболее типичные нарушения звукопроизношения, которые проявились в виде искажений и замен звуков. Характерным для данных детей отмечалось нарушение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Также нарушение просодической стороны речи. Поэтому нами были предложены принципы систематизации игр и упражнений, которые помогут в развитии и коррекции фонетической стороны речи детей дошкольного возраста с дизартрией. По результатам исследования было выявлено, что у большинства детей предпосылки фонематического восприятия сформированы на среднем уровне, у одного ребенка на низком уровне. Это говорит, что у детей 5-6 лет с дизартрией необходимо проводить работу по формированию всех предпосылок фонематического восприятия. Следует учесть, что предпосылки формируются в том порядке, в котором происходит их формирование в процессе онтогенеза. Также учитываются индивидуальные особенности ребенка, в нашем случае - дизартрия. Поэтому не стоит забывать о том, что помимо работы над формированием предпосылок фонематического восприятия логопедическая работа должна быть направлена и на коррекцию дизартрии. По всему вышесказанному можно сделать несколько выводов. Во-первых, предпосылками фонематического восприятия являются: правильно функционирующий физический слух, узнавание и дифференцирование ребенком неречевых звуков; различение силы, тембра, высоты голоса; сформированный фонематический слух. Во-вторых, несформированность фонематического восприятия является вторичным нарушением при дизартрии, но, тем не менее, это нарушение влияет на развитие ребенка. В-третьих, было проведено исследование детей 5-6 лет с дизартрией на предмет сформированности предпосылок фонематического восприятия, по результатам которого было выяснено, что одиннадцать из пятнадцати детей данной категории имеют уровень выше среднего в сформированности предпосылок фонематического восприятия, один - низкий. Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить. К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов.  
Читать дальше
1. Абрамова, А. Ю. Нейропсихологическая диагностика высших психических функций детей с 3 до 18 лет / А. Ю. Абрамова. — М.: Норма плюс, 2018. – 272 с. 2. Алексеева А.Е. Подготовка детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью: дис. … канд. пед.наук : 13.00.03. / А.Е. Алексеева. - М., 2013. - 194 с. 3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с. 4. Алтухова Т.А. Формирование текстовой компетенции у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в процессе чтения: дис. … канд. пед.наук : 13.00.03. / Т.А. Алтухова – М.: Норма 2010. - 189 с. 5. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов./ / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007 – 224 с. 6. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. — М.: АСТ : Астрель, 2020. – 212 с. 7. Ахутина, Т. В. Нейропсихологиче-ский анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки / Т. В. Ахутина, Л. В. Яблокова, Н. Н. Полонская. // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. — 2018. – С. 1–22. 8. БабаеваТ. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И. Бабаева,З. А. Михайлова. – Спб.: «Детство Пресс», 2017. – 108 с. 9. Бабенко И.А. Графические диктанты на логопедических занятиях как средство предупреждения и коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых учащихся / И.А. Бабенко, О.А. Качка / Школьный логопед. - 2015. - №3. - С. 49-53. 10. Бехтерева, Н. П. Здоровый и больной мозг человека / Н. П. Бехтерева. — М.: АСТ , 2020. – С. 5–12. 11. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре / А. К Бондаренко, А. И. Матусик.  М.: Просвещение,2012.  305 с. 12. Варенцова Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова. – М., 2001 – 68с. 13. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии / Т. Г. Визель. — М.: АСТ: Астрель, 2018. – 252 с. 14. Винарская, Е. Н. Возрастная фонетика / Е. Н. Винарская, Г. М. Богомазов. — М.: Астрель, 2019. – 102 с. 15. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. — М.: АСТ : Астрель, 2018. – 112 с. 16. Волкова Л.С. Диагностика готовности к школьному обучению детей с речевой патологией / Л.С. Волкова, С.Р. Исмаилова // Дети с проблемами в развитии. — М.: АСТ : 2014. - № 1.. – С.8-9. 17. Волкова Л.С. Логопедия: учебное пособие / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е. М. Мастюкова. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 703 с. 18. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ, Астрель, 2010. – 671 с. 19. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология: [Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов] / М. В Гамезо, Е. А Петрова, Л. Орлова  М.: Педагогическое общество России, 2013.  512 с. 20. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М.: Детство-Пресс, 2021. – 160 с. 21. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: [Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская М.: Издательский центр «Академия», 2013.  320 с. 22. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 320 с. 23. Жильцова О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи / О.Л. Жильцова. – М., 2001 - 189с. 24. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2011. – 288 с. 25. Жулина Е.В., Смольянинова С.Г. Проблема акустической дисграфии у младших школьников/ Жулина, Е.В., Смольянинова, С.Г.// Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – 560 с. 26. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. / А. В. Запорожец  М.: Педагогическое общество России, 2012.  324 с. 27. Земцева, И. Ю. Нарушение речевого развития. Дизартрия / И. Ю. Земцева. — Уфа : Аэтерна, 2020. – 102 с. 28. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. — М.: Аэтерна, 2021. – 62 с. 29. Иншакова О.Б. Изменчивость форм дисграфии у школьников в период начального обучения // Специальное образование. 2018. С. 115-124. 30. Калашникова И. Л. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у старших дошкольников / И.Л. Калашникова // Логопед, 2013. –107с. 31. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев - СПб.: Речь, 2013 – 336 с. 32. Лалаева Р.И. Анализ и синтез у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Р.И. Лалаева, А. Гермаковская // Дефектология. № 4.- 2010.- С. 17 – 21. 33. Ларина, Е. А. Диагностика интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста / Е. А. Ларина. — Хабаровск : Тихоокеан. гос. ун-т, 2020. –96 с. 34. Ларина, Е. А. Опытно-экспериментальное изучение нейропсихологических и лингво-логопедических особенностей детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии / Е. А. Ларина. —// Коррекционная педагогика. — М.: . — 2020. — № 4. – С. 1–22. 35. Ларина, Е. А. Формирование темпо-ритмической организации речи у дошкольников со стертой дизартрией с использованием логопедической ритмики / Е. А. Ларина, В. Н. Перевалова. —// Вестник науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. — 2020. – С. 2–14. 36. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей /Р.Е. Левина, Н.А.Никашина // Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 2004. – 58 с. 37. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами / Л. В. Лопатина. — М.: Союз, 2019. –96 с. 38. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений / В. М. Минаева  М.: АРКТИ,  2011.  48 с. 39. Михайленко О. И. Курс лекций «Общая педагогика» / О. И. Михайленко  Кабардино-Балкарск: КБУ  2008  325 с. 40. Монахова В. М. Проектирование программ развития учащихся. Педагогическая технология академика / В. М. Монахова. М.: Новокузнецк ИПК,  2012.  401 с. 41. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: 4-е изд., / В. С. Мухина М.: Академия,  2011.  456 с. 42. Парамонова Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова - СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2012.- 128 с. 43. Перевалова, В. Н. Нейропсихологиче-ское и логопедическое обследование детей с ОВЗ (нарушение речи — стертая дизартрия) / В. Н. Перевалова, Е. А. Ларина. // Национальная ассоциация ученых. — 2020. — Т. 2. – С. 2–14. 44. Разживинова Н.Н. Логопедическая работа по развитию познавательной в процессе коррекции дисграфии у младших школьников: дис. … канд пед наук: 13.00.03 / Н.Н. Разживинова. - CПб, 2008. – 311 с. 45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2016. – 486 с. 46. Русецкая М.Н. Взаимосвязь нарушений устной речи, зрительных функций и дислексии у учащихся младших классов общеобразовательной школы / М.Н. Русецкая, О.Б. Иншакова // Практическая психология и логопедия. – 2003. - №1-2. С. 93-99 47. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович. — М.: : Генезис, 2017. 48. Смирнова Е. О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам / Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2013.  №4.  С 7376. 49. Смирнова Е. О. Средний и старший дошкольный возраст / Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание.  2013.  № 4.  С 2122. 50. Сохин, Ф.А. Развитие связной речи дошкольников / Ф.А. Сохин, А. В. Соболева // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. 2017. – № 2. – С. 1–22. 51. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи / Н.А. Стародубова. – М., 2015. – 245 с. 52. Трошин О.В. Логопсихология: Учеб.пособие / О.В. Трошин, Е.В. Жулина .-М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256 с. 53. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста/ Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2021. – 272 с. 54. Харламов И. Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп / И. Ф. Харламов  М.: Высшая школа, 2011.  576 с. 55. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика: хрестоматия/ сост. К. Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2016. – 330 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Современные педагогические технологии в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста
Количество страниц:
30
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Анализ требований ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенных для детей и подростков», предъявляемых к изделиям 1 слоя
Количество страниц:
25
Оригинальность:
47%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Товароведение
курсовая работа
Экономический анализ деятельности организаций городского транспорта на примере ООО "Трансавтолиз"
Количество страниц:
30
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономический анализ
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image