В современных условиях развития общества усиливается поток информации, которую необходимо не просто услышать, а переработать и усвоить человеку. Данная ситуация осложняется еще и тем, что в мире, в котором мы живем, становится информационно-противоречивым и неоднозначным, выдвигаются разнообразные точки зрения, мнения, многие вопросы выносятся на общественные дискуссии и критику. Современный обучающийся становится в центре этих противоречий и в силу своих возрастных особенностей не всегда может проанализировать и отобрать полезные сведения, которые стали бы его базой знаний и основой в дальнейшей жизни.
Для образовательных учреждений и в первую очередь для педагога, в таких условиях, главной задачей становится научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного пространства, самостоятельно добывать и анализировать информацию, сделать ее понятной и легко усвояемой.
Общество предъявляет высокие требования к будущему специалисту, ждет от него умения критически мыслить и предлагать, проектировать и анализировать, специалисты, работающие по поручению и указанию руководителя уходят в прошлое, на смену приходят работники, являющиеся сотрудниками и помощниками руководителя.
Одним из интересных, доступных и наглядных методических приемов является использование на уроках опорных конспектов, способствующих наилучшему представлению информации, ее усвоению и развитию мышления обучающихся. Работа с опорными конспектами, составление структурно-логических схем способствуют представлению всего объема материала в сжатом виде, настраивают обучающихся на вдумчивую и сосредоточенную работу на уроке. У них развиваются память, логическое, аналитическое, пространственное мышление, достигается высокая степень усвоения материала, формируются чувство ответственности и эстетический вкус. Понятие опорный конспект связано с именем педагога-новатора В. Ф. Шаталова, который впервые начал применять, и дал обоснование ассоциативных опорных конспектов. Опорный сигнал — это графический символ, замещающий смысл информации. Текст может быть закодирован с помощью ключевых слов, букв, чертежей, схем. В опорных сигналах присутствует и элемент игры, и экономия времени и места, и знание психологии ребят. Главная цель опорного конспекта — изложить учебный материал так, чтобы на основе логических связей материал стал доступнее, остался в долговременной памяти
Составление опорного конспекта является одним из важнейших приемов обучения. Это вторичный текст, потому что в нем, в краткой форме, передаются основные сведения текста исходного. Опорный конспект может составляться как учителем, чтобы школьники усвоили представленную в нем информацию по определенной теме, так и учениками, для оценки их знаний по предмету. По сути, изложение информации в форме конспекта является своеобразной «презентацией» знаний, умений и навыков учащихся.