ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Основные особенности хакасского искусства 5
Глава 2. Сагалаков Георгий Николаевич 8
Глава 3. Кобыльцов Александр Григорьевич 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15
Читать дальше
Сегодняшнее изобразительное искусство отражает жизнь и настроение современников, показывает повседневную жизнь человека с ее трагическими и счастливыми моментами. В современном изобразительном искусстве Хакасии можно выделить несколько основных направлений. В творчестве художников просматриваются традиции хакасской земли, ее истории, декоративно-прикладного искусства хакасского народа.
Природа Хакасии - главная тема национальной живописи. В каком бы жанре не работали художники, они всегда стремятся передать необычное освещение, неповторимый колорит и атмосферу родной земли.
Еще одно направление изобразительного искусства - следование давним, тысячелетним традициям наскального искусства, каменных изваяний, шаманизма - верованию хакасов [8]. Работы этого направления получили развитие недавно и связаны с уровнем изученности древней истории и искусства Хакасии. Произведения художников Хакасии при всем разнообразии сюжета и стиля характеризуются гармоничным сочетанием понимания мира древним и современным человеком.
История стала для художников Хакасии неисчерпаемым источником постижения человека. Этим можно объяснить интерес к археологии, в частности, к наскальным рисункам.
Одним из источников, наполняющим сегодняшнее искусство особой поэтичностью, является хакасский героический эпос [12].
Традиции прикладного искусства нашли свое наиболее яркое воплощение в декоре народного костюма, жилища, седельно-сбруйных украшениях, в резьбе по дереву, в инкрустации.
Картины хакасских мастеров отличаются как разнообразием творческих поисков, так и широтой тематики. Достоинство каждого из художников Хакасии определяется по тому, насколько его творчество характеризуется самобытностью манеры письма и спецификой подхода к раскрытию избранной темы. Одни художники тяготеют к яркой цветовой гамме, другие рисуют главным образом тушью. Некоторые мастера пишут в основном пейзажи, тогда как их коллег интересуют в первую очередь исторические события и жизнь людей. Одни художники основное внимание обращают на композицию картины. Другие - на показ силы и красоты жизни. Все эти сложные творческие поиски и определяют широту и разнообразие искусства художников Хакасии.
Изобразительное искусство Хакасии на современном этапе представляет собой переосмысление традиционного искусства и создание на его основе новой мифологии. Археоарт является своего рода воплощением этнографических характеристик региона в реалиях современного художественного процесса [6]. Этнографический мотив здесь выявляет те характеристики территории, которые невозможно передать на словах, а только почувствовать и увидеть через знаки визуального языка произведения изобразительного искусства. Можно говорить, что развитие неоархаики, или археоарта, на территории Хакасии складывалось на основе трансформации знаков этнографического мотива в сторону нарастания символизма (от знака-образа к знаку-символу) и упрощения стилистики изображения (от реализма к примитивизму). Использование этнографических характеристик региона является основой современного художественного языка, а изменения знаков – важной составляющей современного художественного процесса.
Читать дальше
Высоцкая Т. М. Из истории создания Союза художников Республики Хакасия // Художники Хакасии: альбомкаталог. – Красноярск: ВВВ, 2009. – C. 7–11.
2. Высоцкая Т. М. О некоторых особенностях творческого сознания художников Республики Хакасия (1990–2000-е годы). Художники Хакасии: альбом-каталог. – Красноярск: ВВВ, 2009. – C. 53–58.
3. Грищенко А. П. Этнографический мотив: проблема дефиниции // Енисейская Сибирь в истории России (к 400-летию г. Енисейска). – 2019. – С. 84–87.
4. Кичигина А. Г. Явление неоархаики в современном искусстве Сибири // Омский научный вестник. – 2007. – № 1 (51). – С. 183–187.
5. Копцева Н. П., Неволько Н. Н. Визуализация этнических традиций в живописных и графических произведениях искусства хакасских мастеров // Искусство и образование. – 2012. – № 1. – С. 27–27.
6. Коробейникова Т. С. Археоарт как отличительная черта творчества сибирских художников-авангардистов 60–80-х годов XX века // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 361. – С. 51–54.
7. Маточкин Е. П. Археоарт Сибири // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2010. – № 5. – С. 227–232.
8. Нехвядович Л. И. Этноискусствознание как метод изучения этнокультурных традиций в изобразительном искусстве // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 6 (43). – С. 417–419.
9. Рещикова И. П. Археоарт и археология // Актуальные проблемы этнической, культурной и религиозной толерантности коренных народов русского и монгольского Алтая: мат-лы Междунар. науч. конф. (23–24 ноября 2006 года). – Горно-Алтайск, 2006. – С. 71–79.
10. Симанженкова Т. К., Серикова Т. Ю. Гений места: репрезентация образа родного края в живописи (На примере творчества А. М. Знака, А. В. Казанского и А. Н. Осипова) // Артикульт. – 2020. – № 2 (38). – С. 61–76.
11. Троякова Ю. К. Художники Хакасии в 1965–1970 годы: исторический опыт формирования и деятельности // Вестник Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова. – 2012. – № 1. – С. 47–51.
12. Чебодаева М. П. Становление и развитие изобразительного искусства в Хакасии (1920–2000-е годы): дис.канд. искусствоведения: специальность 17.00.04 «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура». – Санкт-Петербург, 2004. – 149 с.
13. Чирков В. Ф. Проблемы художественного отражения в современном искусстве. От фигуративности к тексту // Первые Омские искусствоведческие культурологические чтения. – Омск, 1996. – С. 31–33.
Читать дальше