ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы речевого развития детей раннего возраста 5
1.1. Психолого–педагогическая характеристика детей раннего возраста 5
1.2. Особенности речевого развития детей раннего возраста 8
1.3. Методы речевого развития детей раннего возраста 12
Глава II. Организация и методы исследования 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Читать дальше
Таким образом, ранний возраст с 1 до 3 лет это во всех отношениях особенное время в жизни ребенка. Интенсивное физическое и психологическое развитие происходит наравне с изменениями в социальном окружении ребенка. Дети раннего возраста в основном большую часть времени проводят дома, в окружении семьи, знакомых людей. Все их представления об окружающем мире складывается на основании того, в каких условиях дети находятся. В этот период главная задача взрослых, ухаживающих за ребёнком, создать безопасные условия, способствующие развитию и совершенствованию всех органов чувств, формирующие стремления ребенка к познавательной и исследовательской активности. В этом возрасте закладываются фундаментальные личностные образования, в том числе и эмоции. Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаются коррекции в более поздние периоды. Важнейшей стороной развития эмоциональной сферы в раннем возрасте является появление эмпатии и других социальных эмоций. Особенности поведенческих реакций детей в период адаптации зависят, как от возраста, психофизиологических и личностных особенностей ребенка, сложившихся отношений в семье, стиле воспитания, так и от условий пребывания в детском дошкольном учреждении.
Становление речи в первые три года жизни детей – это не только лексическое обогащение. Это сложнейший нервно–психологический процесс, который в своей основе содержитэлементы взаимодействия детей с окружающей действительностью и элементы коммуникации со взрослым. Дети к трем годам должны накапливать приблизительно 1000 слов при условии нормального развития. Данный этап подразумевает, что они будут обучаться составлять первые предложения, первые обобщения. У детей появляются первые вопросы, они начинают активно применять вербальные средства для коммуникации.
Развитие речи – широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле – человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества. Ребёнок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырём годам. На доречевом этапе у него наблюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. Развитие фонематического слуха позволяет ребёнку усваивать фонемы. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам – двусловные фразы и начинается освоение грамматики. К трём годам словарь ребёнка увеличивается многократно. Речь детей раннего возраста будет развиваться более успешно при использовании эффективных методов, приемов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации речевой деятельности, появлению интереса к занятиям. К числу таких средств можно отнести игры, специальные занятия и упражнения с детьми раннего возраста. Эти условия будут способствовать развитию диалогической и грамматической речи, повышению общей речевой деятельности в целом.
Выявлен исходный уровень речи у детей раннего возраста. При проведении констатирующего эксперимента мы увидели, что многие дети раннего возраста имеют определенные затруднения в употреблении многих слов, обозначающих названия предметов, их признаки и действия.
Определим основные направления дальнейшего исследования проблемы: разработать и частично апробировать комплекс мероприятий взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи у детей раннего возраста.
Читать дальше
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва, 2018. – 290 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада /А.Г. Арушанова. – М: Мозаика–Синтез, 2019. – 272с
3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка: моногр. / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2014. – 512 с.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев – М.: ACT: Астрель, 2018. – 351 c.
5. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. – М. : Мозаика–синтез, 2021. – 64 с.
6. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: вторая младшая группа / В. В. Гербова. – М. : МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2017. – 96 с.
7. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи / А.В. Захарова. – М.: Златоуст, 2018. – 283 с.
8. Люблинская А. А. Овладение словарным составом языка и усвоение понятий / А. А. Люблинская. – Москва, 2018. – 412 с.
9. Лаврентьева А.И. Детская речь (становление языковой способности в онтогенезе) / А.И. Лаврентьева. М.: Просвещение, 2020. –130 с.
10. Любина Г.А. Детская речь / Г.А. Любина. Минск, 2017. –159 с.
11. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: метод. пособие / Г.М. Лямина. – М.: Айрис–Пресс, 2017. – 96 с.
12. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Детство–Пресс, 2018. – 180 с.
13. Плотникова С. В. Лексикон ребенка: закономерности овладения словарем и методика его развития: учебное пособие / С. В. Плотникова; Урал. гос. пед. ун–т. – Екатеринбург, 2017. – 216 с.
14. Павлова Л.Н. Ранее детство: развитие речи и мышления: метод. пособие / Л.Н. Павлова. – М.: Мозаика–Синтез, 2017. –149 с.
15. Смирнова Е. Как помочь маленькому ребенку заговорить: особенности речевого развития ребенка раннего возраста / Е. Смирнова // Дошкольное образование. 2021. № 2. С. 4–58.
16. Ткаченко Т.А. Формирование лексико–грамматических представлений / Т.А. Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2018. –150с.
17. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева, под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Академия, 2015. – 159 с.
18. Ушакова Т.М. Речь: истоки и принципы развития / Т.М. Ушакова. М.: Наука, 2017. –147 с.
19. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Владос, 2018. –149 с.
20. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькин. – М.: Просвещение : Владос, 2017. – 291 с.
21. Флерина Е.А. Разговорная речь в детском саду : учеб.пособие / Е.А. Флерина.– М.: АРКТИ, 2018. –260 с.
22. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. М.: Просвещение, 2018. –130 с.
23. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2017. – 384 с.
Читать дальше