ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ 7 1.1.Творчество и креативность в психологических исследованиях 7 1.2 Особенности развития креативности у старшеклассников 14 1.3. Теоретические подходы к организации процесса развития креативности у обучающихся в старших классах 21 Выводы по первой главе 28 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 29 2.1. Организация опытно-экспериментальной работы, анализ данных первичной диагностики 29 2.2. Описание программы формирования креативности старшеклассников 33 2.3. Анализ эффективности программы формирования креативности старшеклассников 35 Выводы по второй главе 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 48 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 49 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 54

Исследование креативности

курсовая работа
Психология
40 страниц
85% уникальность
2022 год
4 просмотров
.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ 7 1.1.Творчество и креативность в психологических исследованиях 7 1.2 Особенности развития креативности у старшеклассников 14 1.3. Теоретические подходы к организации процесса развития креативности у обучающихся в старших классах 21 Выводы по первой главе 28 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 29 2.1. Организация опытно-экспериментальной работы, анализ данных первичной диагностики 29 2.2. Описание программы формирования креативности старшеклассников 33 2.3. Анализ эффективности программы формирования креативности старшеклассников 35 Выводы по второй главе 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 48 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 49 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 54
Читать дальше
Процесс становления человека как личности в старшем школьном возрасте играет важную роль, когда закладывается база сознательного поведения и формируются нравственные представления и социальные установки. Данное исследование можно считать актуальным, так как современные тенденции развития общества ставят перед школой новые задачи, которые требуют развития особого образа мышления. С введением Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования подрастающее поколение важно подготовить к новому времени для использования своих возможностей, которое готовит нам жизнь. А также обучающийся должен уметь приспосабливаться в изменяющемся мире для того чтобы соответствующе реагировать на все изменения, — это, собственно, и есть, проявление своей уникальности и креативности. Более того, многие исследователи утверждают, что обучающиеся в старшем звене попадают в те возрастные рамки, которые считаются сензитивными для развития креативного способа мышления.


Если очень нужно купить курсовую срочно , мы поможем сделать заказ.


Развитие креативности является необходимым условием успешного включения субъекта в социальную среду [8]. Не смотря на это, большинство развивающих программ нацелены на более младшую возрастную группу. Вследствие чего, можно сказать о ярко выраженном дефиците развивающих программ для учащихся старшего[13]. Данные противоречия послужили основаниями для определения темы данного исследования: «Развитие креативности старшеклассников». Многие исследователи работали по вопросам формирования и развития креативности. По данной проблеме имеется весомый психолого-педагогический экспериментальный опыт, но система общего образования реализует этот компонент малоэффективно, используя малую часть накопленного научного потенциала для решения данной задачи. В разные исторические периоды вопросы, касающиеся психологии креативности интересовали как зарубежных, так и отечественных ученых. Например, К.В.Тейлор, Дж.Гилфорд, Э.П.Торренс, Э.Фромм, Ж.Пиаже, М.Вертгеймер, К.Дункер, а также Л.С.Выготский, Я.А.Пономарев, В.Н.Дружинин, Е.Яковлева, Д.Б.Богоявленская. Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать готовую программу формирования креативности у старшеклассников. Объект исследования: креативность старшеклассников. Предмет исследования: процесс развития креативности у старшеклассников. Гипотеза: процесс развития креативности у старшеклассников, будет более эффективным при развитии специфических особенностей структурных компонентов креативности (когнитивно-интеллектуального, личностного, вербального и образного). Гипотеза и цель исследования определили необходимость решения следующих задач: 1. Раскрыть сущность теоретического подхода к исследованию креативности в зарубежной и отечественной литературе; 2. Проанализировать особенности креативности у старшеклассников. 3. На основе анализа литературы провести исследование, направленное на изучение креативности старшеклассников. 4. Апробировать готовую программу по развитию креативности старшеклассников и проанализировать ее эффективность. Методологической и теоретической основой исследования являются следующие подходы:  деятельностный подход к развитию личности (Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, О.К.Тихомиров);  положения исследователей креативного мышления (Д.Б.Богоявленская, Н.Д.Дружинин, Е.П.Ильин, А.Н.Леонтьев, А.Н.Лук, Я.А.Пономарев, Е.Е.Туник);  подходы к рассмотрению формирования креативности в онтогенезе (Е.П.Ильин, З.И.Калмыкова, М.В.Прибыткова, В.Ф.Спиридонов, О.К.Тихомиров, М.В.Фор, Н.Б.Шумакова);  труды, рассматривающие условия формирования креативности (К.Н.Апушкина, Н.Д.Дружинин, А.Н.Лук, А.М.Пахамова, Н.И.Чернецкая). 4 Используемые в работе методы исследования:  метод теоретического анализа (анализ психологической, педагогической и социологической литературы по изучаемой проблеме), при констатирующем и контрольном этапе эксперимента были использованы эмпирические методы (методика «Вербальная фантазия», диагностика невербальной креативности (методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным), диагностика вербальной креативности (методика С. Медника, адаптирована А.Н. Ворониным)),  методы формирующего эксперимента (основа - интерактивные тренинговые занятия, в которые входят психодиагностические и коррекционные упражнения, ролевая и имитационные игры, дискуссионная игра, релаксационный метод, рисуночный метод, подвижные игры, задания на активизацию поисковой деятельности, интервьюирование, мини-лекции),  математико-статистические методы обработки полученных данных исследования. В исследовании приняли участие 15 человек – учащиеся 10-го класса. Дети 16-17 лет. Распределение старшеклассников гендерному следующее: 9 мальчиков и 6 девочек. Практическая значимость исследования: представленная программа развития творческого мышления у старшеклассников может быть использована педагогом-психологом, психологической службой, классным руководителем, а также учителем-предметником в образовательных учреждениях для формирования творческого потенциала учащихся и активизации самостоятельной поисковой деятельности, а также потребности в ней. Структура работы: данная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложений.

Читать дальше
Теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме развития креативности позволяет сделать вывод о том, что понятие креативность в психологических исследованиях трактуется по-разному: деятельность, ориентированная на решение задачи, как процесс, как творческая способность, как одаренность, как личностная характеристика. Проанализировав структурно-содержательную наполненность креативности, сравнивая с другими понятиями, используемыми в некоторых случаях как синонимы к креативности, опираясь на определение О.К.Тихомирова, мы считаем возможным рассматривать креативность, как процесс формирования единых связей, качеств личности, творческих способностей, которые характеризуются целостностью и активностью. Отличительной чертой креативности является новизна продукта и результата, а также наличием процесса и имеющим существенное влияние на уровень развития в целом и его обогащение. У креативности есть свои качественные показатели такие как гибкость, беглость, экономичность, оригинальность, последовательность. Таким образом, развитие креативности – это специально организованный, целенаправленный и системный процесс, результатом которого будут являться основательные сдвиги в показателях уровня развития составляющих креативности: когнитивно-интеллектуальной сфере творчества (беглость, гибкость, оригинальность и точность мышления) и личностной сфере (комплексность, способность пойти на риск, воображение и любознательность), основанный на механизмах регуляции поисковой деятельности. На современном этапе развития общества, несмотря на возрастающий социальный заказ, а также анализ данных Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, имеющиеся программы развития креативности для разных возрастных категорий не используются. Наиболее часто исследователи обращаются к развитию креативности у дошкольников и младших школьников (А.М.Пахамова, Н.И.Чернецкая), при этом, не достаточно раскрывается необходимость развитие креативности в старшеклассниковом возрасте, у старшеклассников. В то время как данный возрастной период выделяется многими авторами как сензитивный, чувствительный. В ходе опытно-экспериментальной работы нами был использован ряд психодиагностических методик. В результате контрольного этапа эксперимента было установлено, что уровень развития креативности (вербальной и невербальной), а также творческого воображения стал значительно выше после проведенных развивающих мероприятий. На основе научно-теоретического анализа проблемы нами была выбрана и апробирована психолого-педагогическая программа развития креативности у старшеклассников, базирующаяся на принципах системного, деятельностного подходов, а также принципе учета возрастных особенностей участников; основанная на механизмах поисковой деятельности, выделенных О.К.Тихомировым; направленную на развитие различных компонентов креативности (когнитивный, индивидуально-личностный, образный, вербальный), требующая соблюдения определенных условий для создания благоприятной атмосферы и чувства безопасности. После чего, с помощью методов математико-статистической обработки эмпирических данных на этапе контрольного эксперимента было установлено наличие изменений исследуемых параметров в экспериментальной группе. Сами старшеклассники отметили произошедшие с ними изменения, подчеркнув то, что они «другими глазами смотрят на жизнь». Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанной и проведенной нами психолого-педагогической программы развития креативности у учащихся старших классов. После проведения программы результаты изменились, приобретя положительную тенденцию. Возросло число учеников, продемонстрировавших высокий уровень по результатам тестирования. Таким образом, результаты проведенного психолого-педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что цель исследования достигнута, а эмпирическая гипотеза подтверждена.
Читать дальше
1. Альтшуллер, Г.С. Алгоритм изобретения / Г.С. Альтшуллер. – М.: Оникс, 2018. – 296 с. 2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М., 2018 - 320 с. 3. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление/ М.Вертгеймер; пер. с англ.; под ред. С.Ф.Горбова, В.П.Зинченко; вступ. ст. В.П. Зинченко. — М.: Оникс, 2017. — 336 с. 4. Возрастная и педагогическая психология/ Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.-М.:Педагогическое общество россии,2017.- 512 с. 5. Вундт В. Введение в психологию. Хрестоматия по вниманию. М., 2018. с. 8-24. 6. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студ. Вузов / П.Я.Гальперин. – М.:КдУ, 2019. – 400 с. 7. Грецов А.Г.Тренинг креативности для старшеклассников и студентовСпБ: Питер, 2021. - 208 с. 8. Джемс, У. Мышление / У.Джемс // Хрестоматия по психологии: психология мышления / сост. Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.:АСТ, 2018. – С. 2-9. 9. Дружинин, В. Н. Творчество: природа и развитие/ В.Н.Дружинин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - №3. - С. 91 -107. 10. 10.Дункер, К. Подходы к исследованию продуктивного мышления/ К.Дункер // Хрестоматия по психологии: психология мышления / сост. Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2018. – С. 22-31. 52 11. 11.Зиновкина М.М. Основы технического творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка творческих решений: учебное пособие / М.М.Зиновкина. – М.: МГИУ, 2019. – 184 с. ].с.45 12. 12.Зинченко В.П. Вступительная статья к книге: Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 2020. – 432 с. 13. 13.Кудрявцев, А.В. Методы интуитивного поиска технических решений/ А.В. Кудрявцев. – М.: Академия, 2021. – 112 с. 14. 14.Латыпов Н. Основы интеллектуального тренинга. СПб.: Питер, 2020.-336 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
История развития оборудования для очистки запылённого воздуха
Количество страниц:
12
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Электротехника
курсовая работа
История развития оборудования для очистки запылённого воздуха
Количество страниц:
35
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
курсовая работа
Проектирование номерного фонда гостиницы категории «пять звёзд»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Туризм
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image