Если очень нужно купить курсовую срочно , мы поможем сделать заказ.
Развитие креативности является необходимым условием успешного включения субъекта в социальную среду [8]. Не смотря на это, большинство развивающих программ нацелены на более младшую возрастную группу. Вследствие чего, можно сказать о ярко выраженном дефиците развивающих программ для учащихся старшего[13]. Данные противоречия послужили основаниями для определения темы данного исследования: «Развитие креативности старшеклассников». Многие исследователи работали по вопросам формирования и развития креативности. По данной проблеме имеется весомый психолого-педагогический экспериментальный опыт, но система общего образования реализует этот компонент малоэффективно, используя малую часть накопленного научного потенциала для решения данной задачи. В разные исторические периоды вопросы, касающиеся психологии креативности интересовали как зарубежных, так и отечественных ученых. Например, К.В.Тейлор, Дж.Гилфорд, Э.П.Торренс, Э.Фромм, Ж.Пиаже, М.Вертгеймер, К.Дункер, а также Л.С.Выготский, Я.А.Пономарев, В.Н.Дружинин, Е.Яковлева, Д.Б.Богоявленская. Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать готовую программу формирования креативности у старшеклассников. Объект исследования: креативность старшеклассников. Предмет исследования: процесс развития креативности у старшеклассников. Гипотеза: процесс развития креативности у старшеклассников, будет более эффективным при развитии специфических особенностей структурных компонентов креативности (когнитивно-интеллектуального, личностного, вербального и образного). Гипотеза и цель исследования определили необходимость решения следующих задач: 1. Раскрыть сущность теоретического подхода к исследованию креативности в зарубежной и отечественной литературе; 2. Проанализировать особенности креативности у старшеклассников. 3. На основе анализа литературы провести исследование, направленное на изучение креативности старшеклассников. 4. Апробировать готовую программу по развитию креативности старшеклассников и проанализировать ее эффективность. Методологической и теоретической основой исследования являются следующие подходы: деятельностный подход к развитию личности (Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, О.К.Тихомиров); положения исследователей креативного мышления (Д.Б.Богоявленская, Н.Д.Дружинин, Е.П.Ильин, А.Н.Леонтьев, А.Н.Лук, Я.А.Пономарев, Е.Е.Туник); подходы к рассмотрению формирования креативности в онтогенезе (Е.П.Ильин, З.И.Калмыкова, М.В.Прибыткова, В.Ф.Спиридонов, О.К.Тихомиров, М.В.Фор, Н.Б.Шумакова); труды, рассматривающие условия формирования креативности (К.Н.Апушкина, Н.Д.Дружинин, А.Н.Лук, А.М.Пахамова, Н.И.Чернецкая). 4 Используемые в работе методы исследования: метод теоретического анализа (анализ психологической, педагогической и социологической литературы по изучаемой проблеме), при констатирующем и контрольном этапе эксперимента были использованы эмпирические методы (методика «Вербальная фантазия», диагностика невербальной креативности (методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным), диагностика вербальной креативности (методика С. Медника, адаптирована А.Н. Ворониным)), методы формирующего эксперимента (основа - интерактивные тренинговые занятия, в которые входят психодиагностические и коррекционные упражнения, ролевая и имитационные игры, дискуссионная игра, релаксационный метод, рисуночный метод, подвижные игры, задания на активизацию поисковой деятельности, интервьюирование, мини-лекции), математико-статистические методы обработки полученных данных исследования. В исследовании приняли участие 15 человек – учащиеся 10-го класса. Дети 16-17 лет. Распределение старшеклассников гендерному следующее: 9 мальчиков и 6 девочек. Практическая значимость исследования: представленная программа развития творческого мышления у старшеклассников может быть использована педагогом-психологом, психологической службой, классным руководителем, а также учителем-предметником в образовательных учреждениях для формирования творческого потенциала учащихся и активизации самостоятельной поисковой деятельности, а также потребности в ней. Структура работы: данная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложений.