Введение 3 Глава 1 Теоретические основы формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста в семье 7 1.1 Понятие «самооценка» в психолого–педагогической литературе 7 1.2 Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста 10 1.3 Условия формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста 14 1.4 Стили семейного воспитания 17 1.5 Влияние особенностей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста 22 Глава 2 Экспериментальное исследование влияния стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста 26 2.1 Диагностическое исследование влияния стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста 26 2.2 Опытно–экспериментальная работа по выявлению влияния стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста 28 2.3 Сравнительный анализ результатов эксперимента 32 Глава 3. Сравнительный анализ влияния стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста 40 3.1. Анализ взаимосвязи влияния стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста 40 3.2. Рекомендации для педагогов и родителей 42 Заключение 50 Список использованных источников 53 Приложения 57

Стили семейного воспитания как средство формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста

дипломная работа
Педагогика
55 страниц
66% уникальность
2022 год
3 просмотров
Власова Е.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1 Теоретические основы формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста в семье 7 1.1 Понятие «самооценка» в психолого–педагогической литературе 7 1.2 Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста 10 1.3 Условия формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста 14 1.4 Стили семейного воспитания 17 1.5 Влияние особенностей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста 22 Глава 2 Экспериментальное исследование влияния стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста 26 2.1 Диагностическое исследование влияния стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста 26 2.2 Опытно–экспериментальная работа по выявлению влияния стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста 28 2.3 Сравнительный анализ результатов эксперимента 32 Глава 3. Сравнительный анализ влияния стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста 40 3.1. Анализ взаимосвязи влияния стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста 40 3.2. Рекомендации для педагогов и родителей 42 Заключение 50 Список использованных источников 53 Приложения 57
Читать дальше
Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что происходит базисное становление самооценки. Самооценка оказывает огромное влияние на все развитие личности человека. Именно в старшем дошкольном возрасте развитие самооценки во многом зависит от детско-родительского общения и отношений. Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности, а особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. Ребенок в этом возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. Происходит дальнейшее развитие компонента самосознания – самооценки, которая возникает на основе знаний и мыслей о себе. А.В. Петровский рассматривает самооценку, как основу личности «От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.


Самая низкая цена дипломной работы по социальной работе в Work5. Мы напишем качественный диплом за недорого.


Тем самым самооценка влияет на развитие личности человека» [29, с.37]. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки взрослого и, в первую очередь, в процессе формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста огромную роль играют особенности семейного воспитания [33, с.53]. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что период старшего дошкольного возраста является источником развития самооценки ребенка, и в то же время ребенок находится в ожидании новой социальной роли – роли школьника, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других, способность к восприятию чужих оценок. В связи с этим особенно важно определить, какие факторы и как влияют на процесс формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста. Основное влияние на развитие личности ребенка имеет семья – его родители и родственники. Анализ психологической литературы показал, что проблема самооценки применительно к дошкольному возрасту исследована в недостаточной степени. Поэтому на сегодняшний день есть потребность исследовать самооценку дошкольника, делая акцент на том, что она формируется самым главным образом под воздействием факторов, связанных с семьей и под влиянием обоих родителей. Закономерности и особенности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы Б.Г. Ананьевым, О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, А.В. Захаровой, Е.Н. Корнеевой, Н.В. Клюевой, И.С. Коном, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, В.В. Столиным, Ю.В. Филипповой, И.И. Чесноковой и другими. В свою очередь изучением стилей родительского воспитания занимались отечественные и зарубежные психологи, такие как А.С. Спиваковская [39], В.В. Столин [37] и др., которые определяли стиль воспитания как совокупность эмоционального отношения и поведения взрослых по отношению к своему ребенку, при использовании определенных методов педагогического воздействия. В результате проведенного нами анализа литературных источников, было обнаружено, что недостаточно рассмотрен вопрос взаимосвязи особенностей самооценки дошкольника и стилей семейного воспитания. Объект исследования: процесс формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: стили семейного воспитания как средство формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: выявление взаимосвязи формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста и влияния стилей семейного воспитания. Задачи исследования:  провести анализ психолого–педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «самооценка»,  изучить теоретический аспект формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста;  проанализировать психолого–педагогические особенности влияния семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста;  на констатирующем этапе опытно–поисковой работы, подобрать диагностические методики и провести диагностику по выявлению уровней самооценки у детей старшего дошкольного возраста;  в ходе опытно–экспериментальной работы разобрать и провести мероприятия, направленные на влияние стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования – процесс формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста и влияния стилей семейного воспитания будет эффективен при следующих педагогических условиях:  педагогическом взаимодействии с семьей при учете типологии семьи и стиля семейного воспитания;  обеспечении профессиональной компетентности педагогов по формированию адекватной самооценки дошкольников. Методы исследования: анализ и обобщение психолого–педагогической литературы, наблюдение, тестирование, методы обработки данных Базой для проведения экспериментального исследования является МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 73» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, десяти параграфов, списков использованных источников и приложений. Первая глава раскрывает теоретические аспекты формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста в семье. Вторая глава включает экспериментальную работу исследование влияния стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста. В третьей главе выполнен сравнительный анализ влияния стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста, предложены рекомендации родителям и педагогам. В заключении сформированы основные выводы.

Читать дальше
Итак, многочисленные исследования самооценки позволяют утверждать, что сегодня не существует четкого определения данного понятия, хотя данный феномен освещается в литературе довольно подробно. В психологической литературе понятие «самооценка» в общих чертах обозначает сложную систему, которая включает общую и частные самооценки, определяющие характер самоотношения личности. Общая самооценка отражает целостное восприятие себя (принятие или непринятие), определяя уровень самоуважения. Частные самооценки определяют отношение личности к отдельным ее сторонам или проявлениям (физическим, социальным, поведенческим, психологическим). Самооценка выступает компонентом самосознания личности, включающим наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором её поведения и деятельности. Старший дошкольный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Именно поэтому очень важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи. У ребенка к концу старшего дошкольного возраста происходит формирование его самосознания, способности к самооценкам своих поступков, действий, приоритетов. Для этого необходима положительная и адекватная оценка взрослого, его понимание, любовь и уважение со стороны родителей, воспитателей, сверстников, а также социальная роль. Сравнивая мнение о себе окружающих его людей, у ребенка формируется самооценка самого себя. Стили семейного воспитания являются решающим фактором в формировании самооценки ребенка, нежели общие условия его социального существования. Очень важен эмоциональный контакт между родителями и ребенком, степень доверия и открытости. В конечном итоге детско–родительские отношения определяют тип семьи, позицию взрослых и роль ребенка в семье. Многие ученые отметили наиболее оптимальный тип детско–родительских отношений – стиль «принятие». В таком случае к ребенку прислушиваются, учитывают его пожелания и интересы, между родителями и ребенком выстраиваются доверительный отношения. Именно при таком стиле воспитания, взросление происходит максимально гармонично и безопасно для психики ребенка. В таких стилях воспитания как «чрезмерной требовательности» и «отвержении» прослеживается очень высокий контроль за ребенком, вследствие чего, ребенок может расти запуганным, стеснительным, и как правило это формирует заниженную самооценку и дисгармоничные отношениями с родителями. При стиле «излишняя опека» в воспитании, когда контроль за ребенком практически отсутствует, дети начинают вести себя агрессивно и требовательно. И таким образом, забота и проявление любви со стороны родителей при отсутствии требований формируют завышенную самооценку у ребенка. Из всего вышесказанного, все стили семейного воспитания можно объединить двумя независимыми измерениями: любовь – враждебность и автономия – контроль. Задача родителей заключается в том, чтобы в большей степени придерживаться стиля воспитания соответствующий типу «принятия», это в значительной мере поможет расти ребенку в гармоничных отношениях с собой и с «внешним» миром, так как будет формироваться с большей вероятностью адекватная самооценка. В результате исследования, мы отметили, что у большинства родителей большинство детей из нашей выборки находятся в эмоциональном благополучии. Они склонны анализировать свое поведение, уверенны в себе и идут на контакт с другими людьми. Несмотря на присутствующие черты негармоничного воспитания со стороны родителей, у большинства респондентов сформировано в целом положительное отношение к себе. Завышенная самооценка для дошкольника является вариантом нормы. Часто такие дети более уверенны в себе, являются инициаторами разных игр, но не могу объяснить свой ответ, потому что полагаются на мнение взрослых, которые окружают ребенка. Так, слова мамы: «Ты самый лучший» и подобные ребенок воспринимает буквально. Заниженная самооценка может свидетельствовать об отрицательном или негативном отношении к себе, а также о неуверенности в своих силах. Также может быть связана с непониманием ребенком своей значимости, высоким требованиям родителей и окружающих. Но с другой стороны, это может быть ситуативная реакция на проблему, с которой ребенок еще не справился. Обобщая результаты, мы отметили, что определенные нарушения в личности родителей непосредственно сказываются на стиле воспитания ребенка в семье. Причем, чем более выражены эти нарушения (которые родитель чаще всего даже не осознает), тем больше попыток разрешить их за счет воспитания ребенка, используя негармоничные стили воспитания. По результатам исследования были подобраны рекомендации родителям и педагогам по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Читать дальше
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в субкультуре / В.В. Абраменкова. М.: Наука, 2016. – 140 с. 2. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я–концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. – 2011. – Вып. № 1. – С. 4 – 46. 3. Бернс, Р. Развитие Я–концепции и воспитание / Р. Бернс. – Москва : Прогресс, 2012. – 307 с. 4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва : Просвещение, 2015. – 346 с. 5. Валков, Б.С. Детская психология. Схемы / Б.С. Валков, Н.С. Волкова Москва ГИЦ «ВЛАДОС», 2002. – 130 с. 6. Варга, А.Я. Типы родительского отношения / А.Я. Варга. Самара, 1997. – 140 с. 7. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппнрейтер. – М., 2000. – 240 с. 8. Гозман, Л.Я. Психологические проблемы семьи / Л.Я.Гозман, Е.И.Шлягина // Вопросы психологии – 1985. – №2. – С. 186 –187. 9. Голод, С.И. Стабильность семьи / С.И. Голод. – Л.: Наука, 1984. – 136 с. 10. Галкина, Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т.В. Галкина. Москва : Институт психологии РАН, 2014. – 312 с. 11. Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи. /И.В. Гребенников. – М.: Знание, 1976. – 40 с. 12. Демьянов, Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии / Ю. Г. Демьянов. – СПб., 1999. – 224с. 13. Джайнотт, Х. Родители и дети / Х. Джайнотт // Знание. – 1996. – №4. – С. 17 – 29. 14. Джемс, У. Психология / У. Джеймс. – М.: Педагогика, 2011. – 368 с. 15. Деркач, А.А. Самооценка, как структурообразующая процесса акмеологического развития / А.А. Деркач // Мир психологии. 2018.С. 2–54. 16. Зинько, Е.В. Соотношение самооценки и уровня притязаний по параметрам устойчивости и адекватности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук. / Е.В. Зинько. М.: Наука, 2017. – 185 с. 17. Костицкий, В. И. Эти трудные почти нормальные семьи / В. И. Костицкий // Семья и школа. 1979. – №8. – С. 32–69. 18. Куперсмит, С. Предпосылки самооценки / С. Куперсмит. – Москва: Просвещение, 2009. – 129 с. 19. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с. 20. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. – СПб., 2000. – 150с. 21. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. – М., 2001. – 240 с. 22. Минияров, В. М. Психология семейного воспитания / В. М. Минияров. – Воронеж, 2000. – 256 с. 23. Осорина, М. В. Секретней мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. – СПб. : ЧП «Фаланстер», 2008. – 220 с. 24. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова.– М., 1995. – 360 с. 25. Оклендер, В. Окна в мир ребенка / В. Оклендер. – М.: Независимая фирма «Класс», 2003. – 336 с. 26. Папп, П. Семейная терапия и ее парадоксы / П. Папп. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 288 с. 27. Пезешкиан, Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт / Н. Пезешкиан. – М., 1993. – 380 с. 28. Петровская, Л. А. Компетентность в общении: Социально–психологический тренинг / Л. А. Петровская. – М., 1989. –200 с. 29. Петровский, А. В. Дети и тактика семейного воспитания / А. В. Петровский. – М.: Знание. 1981. – 129 с. 30. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева. – М., 1989. – 380с. 31. Практическая психодиагностика / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1998. – 672с. 32. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. Дубровиной. – М., 1999. – 160с. 33. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и педагогических колледжей / под редакцией П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогические общество России, 2004. – 608 с. 34. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка / А.А. Рояк. – М.: Педагогика, 1988. – 120 с. 35. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. – М., 1989. – 300 с. 36. Сатир, В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – СПб., 2000. – 283 с. 37. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. М., 1983. – 120 с. 38. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. М, 2018. – 150 с. 39. Спиваковская, А. С. Как быть родителями / А. С. Спиваковская. – М.: Педагогика, 2016. –160 с. 40. Сидоров, К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников / К.Р. Сидоров //Вопросы психологии. 2017. №3. С.6–39. 41. Теория личности в западно–европейской и американской психологии / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 1996. – 480 с. 42. Уманец, Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников / Л.И. Уманец // Вопросы психологии. – 2016. – № 11. – С. 1 – 67. 43. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка. / Г.Т. Хоментаускас. – М.: Педагогика, 1989. – 160 с. 44. Юдина, И. О. Роль игры в формировании самооценки дошкольника / И. О. Юдина // Личность и общество: психологический подход к проблемам. – 2017. – С. 8–52. 45. Эйдемиллер, Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М. – СПб., 1996. – 365 с. 46. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г.Эйдемиллер, В. Юстицкис– СПб.: Питер, 1999. – 656 с. 47. Эльконин, Д.Б. Детская психология /Д.Б. Эльконин. Москва AKADEMA,2002. – 130 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Модуль сбора статистики по медленным запросам
Количество страниц:
26
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Программирование
курсовая работа
Быт и культурная жизнь немецких военнопленных в СССР
Количество страниц:
30
Оригинальность:
52%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История
курсовая работа
Золотовалютные резервы России: объем, структура, управление и значение для развитии экономики
Количество страниц:
30
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image