ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ 5
1.1.Феномен искусственной виртуальной реальности 5
1.2.Современное использование виртуальной реальности в изучении культурного наследия 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОЛИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ 22
2.1. Проблема виртуальной реальности в культурологии 22
2.2. Преимущества и ограничения высоконадежной виртуальной реальности для обучения культурологии 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Читать дальше
Найти точное определение виртуальной реальности непросто, учитывая, что исследователи и ученые по-разному интерпретируют, что именно представляет собой эта технология. Следует различать виртуальную реальность с низким погружением, которая представляет виртуальную среду на мониторе компьютера с ограниченным полем зрения, и виртуальную реальность с высоким погружением, в которой используется устройство на голове, обеспечивающее более глубокое погружение с более широким полем зрения. Несмотря на различия в определениях виртуальной реальности, все согласны с тем, что эта технология, будь то с низким или высоким уровнем погружения, способствует контекстуализированному обучению, обеспечивает аутентичный опыт, способствует вовлечению и повышает мотивацию.
Кроме того, эмпирические исследования в области виртуальной реальности в основном сосредоточены на краткосрочных приложениях без долгосрочной интеграции такой технологии в учебную программу. Учитывая пробел в литературе по виртуальной реальности для языкового образования, в этой статье обсуждается, как виртуальная реальность может поддержать изучающих язык, особенно с точки зрения изучения культуры. В первом разделе описывается использование виртуальных сред в 2000-х годах и рассматриваются исследования, посвященные использованию виртуальной реальности с низким уровнем погружения в языковое образование. Далее определяются две основные возможности виртуальных сред, то есть погружение и присутствие. Затем обсуждаются исследования, исследующие высокоэффективную виртуальную реальность для образования. В немногих исследованиях рассматривалось влияние виртуальной реальности с высоким уровнем погружения на изучение культуры.
В этом исследовании обсуждалось, как виртуальная реальность использовалась в образовании, и ее потенциал с точки зрения глубокого погружения в изучение культуры. В последние годы концепция виртуальной реальности сместилась с низкого уровня погружения на высокий, и, хотя много исследований было посвящено средам с низким уровнем погружения, использование виртуальной реальности с высоким уровнем погружения недостаточно хорошо документировано. Исследования, посвященные виртуальной реальности с низким уровнем погружения, показали, что она может повысить отношение и интерес учащихся к культуре, помочь учащимся получить знания о видимых и невидимых культурных аспектах, снизить тревожность и заторможенность, а также повысить вовлеченность и мотивацию. В других областях использование виртуальной реальности с высоким уровнем погружения сравнивалось с традиционными педагогическими ресурсами, и результаты показывают, что участники лучше запоминали информацию при обучении в виртуальной среде с HMD по сравнению с условиями обучения по 2D-видео и учебникам.
Виртуальная реальность предлагает большой потенциал для изучения иностранных культур, поскольку в этих полностью захватывающих условиях учащиеся могут ориентироваться в аутентичной и контекстуализированной среде, сосредоточиться на том, что их интересует, и познакомиться с аутентичной целевой культурой в обстановке класса. Анализ литературы показал, что мало что известно о высокоэффективной виртуальной реальности для культурного образования, и многое еще предстоит сделать для поддержки интеграции этой технологии в изучении культуры. В будущих исследованиях следует изучить, как виртуальная реальность может улучшить обучение студентов, исследуя их понимание иностранных культур в виртуальной среде и сравнивая обучение в виртуальной реальности с традиционным обучением по учебникам. Необходимы лонгитюдные исследования, чтобы понять, как виртуальная реальность может привести к улучшениям с течением времени, поскольку пользователи лучше знакомятся с технологией и исследуют аутентичные культурные условия беспрецедентными способами.
Читать дальше
1. Грязнов С.А. Новая образовательная реальность // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022. №84. – С. 3-9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-obrazovatelnaya-realnost (дата обращения: 03.12.2022).
2. Грязнова Е. В., Афанасьев С. В., Хлап А. А. «Информационная культура» и «психологическая виртуальная реальность» как категории информационной концепции виртуальной реальности // Человек и культура. 2018. №6. – С. 83-92. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kultura-i-psihologicheskaya-virtualnaya-realnost-kak-kategorii-informatsionnoy-kontseptsii-virtualnoy-realnosti (дата обращения: 03.12.2022).
3. Кириллова Н. Б., Ляпустина П. А. Виртуализация культуры как фактор формирования нового музейного пространства // Вестник ЧГАКИ. 2020. №3 (63). – С. 51-60. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualizatsiya-kultury-kak-faktor-formirovaniya-novogo-muzeynogo-prostranstva (дата обращения: 03.12.2022).
4. Китов Ю. В., Гертнер С. Л. Виртуальная реальность и медиа как предметы анализа социального этимологического подхода // Вестник ЧГАКИ. 2022. №3 (71). – С. 52-63. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-realnost-i-media-kak-predmety-analiza-sotsialnogo-etimologicheskogo-podhoda (дата обращения: 03.12.2022).
5. Колин Ю.В. Виртуальная реальность как проблема современного общества // The Scientific Heritage. 2022. №95. – С. 3-33. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-realnost-kak-problema-sovremennogo-obschestva (дата обращения: 03.12.2022).
6. Колин Ю.В. Проблема восприятия исторического наследия как фактора общественной стабильности, "Культура и цивилизация", Москва. 2020, Том 10, №1 А, С.169-181.
7. Корнилов Ю. В., Мукашева М. У., Сарсимбаева С. М. Применение технологий виртуальной реальности в изучении различных предметов: обзор научной литературы // Педагогика. Психология. Философия. 2022. №2 (26). – С. 5-15. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-tehnologiy-virtualnoy-realnosti-v-izuchenii-razlichnyh-predmetov-obzor-nauchnoy-literatury (дата обращения: 03.12.2022).
8. Кошетарова Л.Н., Лосинская А.Ю. Флуктуации виртуальности: модели виртуальной реальности в контексте культурной динамики // Ценности и смыслы. 2019. №1. – С. 62-77. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fluktuatsii-virtualnosti-modeli-virtualnoy-realnosti-v-kontekste-kulturnoy-dinamiki (дата обращения: 03.12.2022).
9. Кропивка Н. В. Мировоззрение современного человека в контексте виртуальной реальности // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2021. №3. – С. 474-480. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovozzrenie-sovremennogo-cheloveka-v-kontekste-virtualnoy-realnosti (дата обращения: 03.12.2022).
10. Лопатинская Т. Д. Виртуализация современной культуры и ее феноменов / Т. Д. Лопатинская // Теория и практика общественного развития. - 2014. -№ 4. - С. 34-38.
11. Овчинникова Т.Н. Виртуальное общение в современном обществе // Сборник научных трудов «Общение в эпоху конвергенции технологий». 2022. №. – С. 153-156. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnoe-obschenie-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 03.12.2022).
12. Склярова В. С. Визуальные повороты и зрелищная культура: теоретические аспекты и культурные практики // Вестник ЧГАКИ. 2017. №4 (52). – С. 116-121. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnye-povoroty-i-zrelischnaya-kultura-teoreticheskie-aspekty-i-kulturnye-praktiki (дата обращения: 03.12.2022).
13. Соковиков С. С., Клярова В. С. Виртуализация и реальное зрелище в современной визуальной культуре // Вестник МГУКИ. 2018. №6 (86). – С. 27-34. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualizatsiya-i-realnoe-zrelische-v-sovremennoy-vizualnoy-kulture (дата обращения: 03.12.2022).
14. Усанова Д. О. Виртуальная культура как феномен современности и ее репрезентация в субкультурных практиках // Теория и практика общественного развития. 2013. №11. – С. 395-397. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-kultura-kak-fenomen-sovremennosti-i-ee-reprezentatsiya-v-subkulturnyh-praktikah (дата обращения: 03.12.2022).
15. Харири Ю. 21 урок для XXI века. Пер. с иврита Ю. Гольдберг / Ю. Харири. - М: Синдбад, 2019. - 416 с.
Читать дальше