ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6 1.1 Определение понятия «активный словарь» и «пассивный словарь» в психолого-педагогической литературе 6 1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с моторной алалией 9 1.3 Особенности развития активного словаря у детей дошкольного возраста с моторной алалией 13 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯРАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ 18 2.1 Методика изучения активного словаря у детей дошкольного возраста с моторной алалией 18 2.2 Состояние активного словаря у детей дошкольного возраста с моторной алалией 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Развитие словаря у детей с моторной алалией.

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
78% уникальность
2023 год
13 просмотров
Винникова О.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6 1.1 Определение понятия «активный словарь» и «пассивный словарь» в психолого-педагогической литературе 6 1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с моторной алалией 9 1.3 Особенности развития активного словаря у детей дошкольного возраста с моторной алалией 13 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯРАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ 18 2.1 Методика изучения активного словаря у детей дошкольного возраста с моторной алалией 18 2.2 Состояние активного словаря у детей дошкольного возраста с моторной алалией 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Читать дальше
Овладение родным языком является важнейшим приобретением ребенка в дошкольном возрасте. Речь не дается человеку от рождения, чтобы ребенок начал говорить необходимо время. На этапе дошкольного образования речевое развитие является важной структурной единицей, которая представляет направления развития и образования детей. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие является одной из пяти образовательных областей, обеспечивающих «всестороннее развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности». Одним из существенных показателей гармоничного развития ребёнка является его активный словарь – объём слов, которым он пользуется в процессе общения и обучения. Именно поэтому накопление активного словаря является одной из важнейших задач речевого развития. Психолого-педагогические особенности и механизмы развития активного словаря раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.


Вы хотите купить курсовую работу по социологии? Мы предлагаем вам 1000 рублей за первый заказ. Вводите промокод WORK1000 и заказывайте курсовую работу!


.А. Леонтьева, Л.В. Щерба, С.Л. Рубинштейна и др. Основы методики развития активного словаря дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Состав активного словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие значений слов. Нередко у детей с моторной алалией задерживается развитие основного ведущего компонента экспрессивной речи – активного словаря. В исследованиях В.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской, Н.А. Никашиной и других, отмечается, что у детей с моторной алалией наблюдаются значительные трудности в усвоении лексических закономерностей родного языка. Следовательно, у большинства детей с моторной алалией обнаруживается бедность активного словаря, в некоторых случаях его отсутствие, своеобразие лексики, проявляющаяся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий и родовидовых соотношений. Особенности активного словаря у детей с моторной алалией отражают своеобразие познавательной деятельности, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности. Это свидетельствует о необходимости проведения коррекционной работы с детьми с моторной алалией. Актуальность темы: Развитие словаря у детей с моторной алалией. Таким образом, проблема развития активного словаря у детей дошкольного возраста с моторной алалией традиционно входит в разряд актуальных, она имеет теоретическое и практическое значение. Этим обстоятельством обусловлен выбор темы квалификационного исследования «Развитие активного словаря у детей дошкольного возраста с моторной алалией на логопедических занятиях». Цель исследования: теоретически изучить и практически показать эффективность коррекционной работы по развитию активного словаря у детей дошкольного возраста с моторной алалией на логопедических занятиях. Объект исследования – процесс развития активного словаря детей дошкольного возраста с моторной алалией Предмет исследования – особенности работы по развитию активного словаря у детей дошкольного возраста с моторной алалией на логопедических занятиях. Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках данного исследования решить следующие задачи: 1 Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Выделить специфические особенности активного словаря у детей дошкольного возраста с моторной алалией. 3. Определить содержание коррекционной работы по развитию активного словаря у детей дошкольного возраста с моторной алалией на логопедических занятиях. Методы исследования: 1. Анализ литературных источников по теме исследования. 2. Методы анализа реального педагогического процесса. 3. Наблюдение, беседа. 4. Обработка данных эксперимента. Экспериментальная база исследования: ЧДОУ № 152 ОАО «РЖД». В эксперименте приняли участие 4 детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, моторной алалией. Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Читать дальше
Овладение родным языком является важнейшим приобретением ребенка в дошкольном возрасте. Речь не дается человеку от рождения, чтобы ребенок начал говорить необходимо время. На этапе дошкольного образования речевое развитие является важной структурной единицей, которая представляет направления развития и образования детей. Актуальность темы нашего исследования - лексическое развитие является одной из основных задач развития речи в дошкольном возрасте у детей с моторной алалией. Поэтому необходимо развивать устную речь уже в дошкольном возрасте, тем самым создавая фундамент для успешного получения образования в будущем. Таким образом, проблема развития активного словаря у детей дошкольного возраста с моторной алалией традиционно входит в разряд актуальных, она имеет теоретическое и практическое значение. Целью настоящего исследования было теоретически изучить и практически показать результативность коррекционной работы по развитию активного словаря у детей дошкольного возраста с моторной алалией на логопедических занятиях. Объект исследования – процесс развития активного словаря детей дошкольного возраста с моторной алалией Предмет исследования – особенности работы по развитию активного словаря у детей дошкольного возраста с моторной алалией на логопедических занятиях. В соответствии с целью нами были выделены следующие задачи исследования: 1 Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Выделить специфические особенности активного словаря у детей дошкольного возраста с моторной алалией. 3. Определить содержание коррекционной работы по развитию активного словаря у детей дошкольного возраста с моторной алалией на логопедических занятиях. В процессе реализации первой задачи в главе I нашего исследования были раскрыты основные понятия активного словаря у детей дошкольного возраста с моторной алалией, дана клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с моторной алалией, выделены особенности детей с моторной алалией, ограниченность словарного запаса; рассмотрены особенности активного словаря у детей дошкольного возраста с моторной алалией, раскрыты основные понятия: моторная алалия, активный словарь, изучены основные признаки состояния активного словаря у детей с моторной алалией, представлены современные возможности в коррекции активного словаря у детей дошкольного возраста с моторной алалией на логопедических занятий, изучены разнообразные разработки многих авторов. В процессе реализации второй задачи в главе II нашего исследования были изучены методики обследования активного словаря многих авторов и в качестве основной была применена методика И.А. Смирновой. Для проведения обследования были выделены основные параметры обследования. Так же описаны этапы проведенной работы и оценено состояние сформированности активного словаря у детей дошкольного возраста с моторной алалией. Составлены таблицы и диаграммы, дана количественная и качественная оценка результатов обследования по параметрам.
Читать дальше
1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – 180 с. 2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. -М.: Просвещение, 1981. – 255 с. 3. Бухарина, К.Е. Конспекты занятий по развитию лексикограмматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР и ЗПР [Текст]: методическое пособие / К.Е. Бухарина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 184 с. 4. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст]: программа и методические рекомендации / В.В. Гербова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 64 с. 5. Гутник, Е.П. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией [Текст] / Е.П. Гутник // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. – Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. – С. 113-118. 6. Дубровская, Н.В. Цвет творчества. Конспекты занятий. Старшая группа [Текст] / Н.В. Дубровская – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 208 с. Е.А. Конышева, И.И. Васильева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 144 с. 7. Елкина, Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Н.В. Елкина. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. – 76 с. 8. Захарова, А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи [Текст]: автореферат дис. ... кандидата филологических наук / А.В. Захарова. – Новосибирск, 1975. – 23 с. 9. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления [Текст] / В.А. Ковшиков. – СПб., КАРО, 2006. – 304 с. 10. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М. М. Кольцова, М.С. Рузина изд – во: Екатеринбург: УФактория. – 2014. – 224 с. 11. Коноваленко, В.В. Синонимы. Лексико-семантические тренинги для детей 6-9 лет [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007 – 120 с. 12. Корнев, А. Н. нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: Мим. – 1997. – 286 с. 13. Косинова, Е. М. Комплексная программа коррекционной работы с «неговорящими» детьми дошкольного возраста. Методика «Слоёный пирог». 14. Краузе, Е.Н. Практическая логопедия. Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Н. Краузе. – СПб, 2008. – 80 с. 15. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе: дис. доктора пед. наук: 13.00.03 / Р. И. Лалаева. – 1988. – 421 с. 16. Лалаева, Р.И. Логопатопсихология [Текст]: учеб. пособие для студентов / Р.И. Лалаева // под ред. С.Н. Шаховской. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва, 2011. – 285 с. 17. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 224 с. 18. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2004. – 224 с. 19. Левина, Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов) [Текст] / Р.Е. Левина – М.: Учпедгиз, 1951. – 120 с. 20. Леонтьев, А.Н. Психологические воззрения Л.С. Выготского [Текст] / А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия – В кн.: Л.С. Выготский Избранные психологические исследования. М., 1956. С. 4-36 21. Логинова, В.И. Знакомство со свойствами предметов [Текст] / В.И. Логинова // Дошк. воспитание. –1992. – №2. – С. 23-28. 22. Логопедия [Текст]: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов // Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с. 23. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова – СПб., 2006. – 192 с. 24. Лурия, А.Р. Речь и мышление [Текст] / А.Р. Лурия. – М.: Наука, 1975. - 122 с. 25. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века») 26. Мелихова, Л.В. Моторная алалия [Текст] / Л.В. Мелихова // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. Л.В. Мелиховой. – СПб.: ЛГУ, 1997. – С. 43-46. 27. Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е.В. Долганюк, 28. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс. – 2001. – 544 с. 29. Нищева, Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н.В. Нищева. – Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СанктПетербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 199 с. 30. Нищева, Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР [Текст] / Н.В. Нищева. – СПб., ДЕТСТВО– ПРЕСС, 2012. 31. Новикова–Иванцова, Т. Н. Ритмы. Слоги. Методическое пособие для работы логопедов по формированию слоговой структуры слов у детей с тяжелой речевой патологией. – Москва: ГБОУ г. Москвы "Специальная (коррекционная) школа №1708". – 2015. – 100 с. 32. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] / Н.В. Новотроцева. -Ярославль: ТОО «Гринго», 2006. – 61 с. 33. Парамонова, Л.Г. Развитие словарного запаса у детей [Текст] / Л.Г. Парамонова. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007. – 80 с. 34. Полонская, Н. Н. Исследование динамики развития психических функций у детей дошкольного возраста. // Наследие А. Р. Лурии в современном научном и культурно-историческом контексте: К 110-летию со дня рождения А. Р. Лурия / Сост. Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе. – Москва. Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2012. – 209 – 222 с. 35. Придумай слово [Текст]: речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. для воспитателей детского сада и родителей // Под ред. О.С. Ушаковой. – 3-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 208 с. 36. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 37. Прищепова, И. В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно–методическое пособие. – Санкт-Петербург: КАРО. – 2015. – 144 с. 38. Пятница, Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии [Текст] / Т.В. Пятница, Т.В. Башинская. – М.: Астрель, 2008. – 234 с. 39. Седых, Н.А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия [Текст] / Н.А. Седых. – Москва: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. – 279 с. 40. Смирнова, Е. А. Исследование особенностей формирования психологической базы речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. // Исследования в области психологии и педагогике в условиях современного общества. – Уфа. – 2019. – 91 – 98 с. 41. Смирнова, И.А. Логопедический альбом для обследования лексикограмматического строя и связной речи: наглядно-методическое пособие [Текст] / И.А. Смирнова. – СПб. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. – 52 с. 42. Соботович, Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией [Текст] / Е.Ф. Соботович. – Киев: КГПИ, 1981. – 150 с. 43. Сырвачева, Л. А., Куцепалова, К. А. Изучение саморегуляции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: РИЦ БашГУ. – 2014. – 104 – 106 c. 44. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е.И. Тихеева. – Москва: Просвещение, 1981. – 111 с. 45. Тихомирова, Л. Ф. Развитие восприятия у детей 5-7 лет / Л. Ф. Тихомирова. – Москва: Академия развития. – 2000. – 243 с. 46. Ткаченко, Т. А. Фонематическое восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь / Т. А. Ткаченко. – Москва: Книголюб. – 2007. – 54 с. 47. Филимонова, О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх [Текст] / О.Ю. Филимонова. – СПб.: Детство-пресс, 2007. – 128 с. 48. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В, Чиркина. – Москва: Айрис – пресс. – 2008. – 377 с. 49. Филичева, Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.А. Каше. – М.: Просвещение, 1978. 50. Филичева, Т.Б. Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Педагогика и психология (дошк.)» [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина – М.: 1989. – 223 с. 51. Фуреева, Е. П., Шипилова Е. В., Филиппова О. В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / Е. П. Фуреева и др. – Ростов н/Д.: Феникс. – 2016. – 208 с. 52. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ.ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной 2 - е изд. Испр. – Москва: АРКТИ. 2015. – 362 с. 53. Чистякова, И. И. Психогимнастика. // Москва: Владос. – 1995. – 160 с. 54. Чудинова, Л.М. Приемы активизации речи у алаликов. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Л.М. Чудинова // Под ред. Р.Е. Левиной – М., 1961. – 130 с. 55. Шайтор, В. М., Захирина, Л. А., Пономарева Е. А. Комплексная клинико-неврологическая, логопедическая и психологическая оценка детей с речевыми расстройствами. // Сборник материалов X Конференции «Нейроиммунология». – Санкт-Петербург: – 2001. – 31 – 38 с. 56. Шаховская, С.Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией. Расстройства речи и методы их устранения [Текст] / С.Н. Шаховская // Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. – М., 1975. – С. 46-50. 57. Шаховская, С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи у детей, страдающих моторной алалией [Текст] / С.Н. Шаховская // Патология речи – Т. 406. – М., 1971. 58. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи [Текст] / Г.С. Швайко. – М., Айрис–пресс, 2006. – 64 с. 59. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Москва: Академия. – 2013. – 314 с. 60. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Информационное обеспечение инновационного менеджмента(ПК-4, З2 З3, У2 У 3 ) (УК-2,У1, У2, У3)
Количество страниц:
25
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Инновационный менеджмент
курсовая работа
География размещения отраслей цветной металлургии России. Современное состояние развития
Количество страниц:
30
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Материаловедение
курсовая работа
Сотрудничество России и Германии в рамках проекта “Северный поток” (2012-2018)
Количество страниц:
25
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Международные отношения
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image