ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ НА ШКОЛЬНИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Психологические особенности младших школьников 5
1.2 Место экзаменационных испытаний в системе стрессовых реакций 12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ НА ШКОЛЬНИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Результаты исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Читать дальше
В соответствии с поставленными целью и задачами были рассмотрены психологические особенности детей младшего школьного возраста на основе анализа психолого-педагогической литературы. Выявлено, что младшие школьники отличаются импульсивностью, для них общей недостаточностью воли. В трудных ситуациях младшие школьники, как правило. используют неадаптивные эмоциональные и поведенческие копинг-стратегии, такие как избегание, злость, самообвинение, грусть, плач, самоизоляция, физическое и вербальное проявление агрессии. В этом возрасте активно развивается самосознание и самооценка.
Экзаменационные испытания могут быть причиной развития тревожности у младших школьников, приводит к низкой самооценке, в связи с чем, у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих людей, дети становятся чувствительны к своим неудачам, начинают остро реагировать на них, предпочитают отказываться от той деятельности, которая для них затруднительна. При большой силе негативного воздействия на организм ребенка первичный стресс из-за экзаменационных испытаний переходит в его повреждающую форму – дистресс. При этом страх перед экзаменационными испытаниями затрагивает все системы организма младшего школьника: нервную, сердечно-сосудистую, иммунную системы. Реакция организма также часто зависит от темперамента и типа высшей нервной деятельности.
Для оценки влияния экзаменационных испытаний на детей младшего школьного возраста с помощью двух методик было проведено анкетирование перед экзаменационными испытаниями. Результаты исследования показали, что большинство опрошенных школьников испытывали страх не соответствовать ожиданиям. Кроме этого, почти у всех опрошенных детей была выявлена тревожность перед экзаменационными испытаниями. В то же время около трети детей младшего школьного возраста относились к категории спокойных, т.е. они были рассудительны и умели управлять своими эмоциями, были готовы к испытаниям и уверены, что все будет удачно. Наименьшая часть опрошенных в ходе исследования младших школьников испытывали сильный стресс из-за предстоящих экзаменационных испытаний.
Таким образом, результаты исследования показали, что экзаменационные испытания оказывают негативное влияние на большинство детей младшего школьного возраста. По этой причине была разработана психолого-педагогическая программа, которая направлена на снятие эмоционального напряжения у младших школьников и профилактику у них предэкзаменационного стресса, а также на развитие способности справляться со стрессовыми ситуациями и развитие уверенности в себе. Такие занятия помогут детям преодолевать стресс, спланировать время подготовки к экзаменам и справиться с тревожностью.
Читать дальше
1. Байрамян Р.М., Чулюкин К.С. Совладающее поведение младших школьников в разных трудных жизненных ситуациях // Консультативная психология и психотерапия. – 2022. – Т.30. – №2. – С. 24-44.
2. Бергер П.Д., Глебович И.О., Рубинчик Ю.С. Адаптация ребенка к обучению в школе и социальной среде: проблематика, факторы, условия // Социальные отношения. – 2022. – №1. – С. 19-31.
3. Бубчикова Н.В. Экзаменационный стресс: к вопросу актуальности понятия // В сборнике материалов Международной (заочной) научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки». –2018. – С. 147-150.
4. Давыдова Е. Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: «Академия», 2018. – 160 с.
5. Дехтеренко Т.В. Отрицательное влияние стресса на здоровье младших школьников // В сборнике: инновационные технологии научного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 187-188.
6. Дулова К.С. Страхи современных младших школьников: диагностика и прогнозы // В сборнике: Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы XXIV Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. – 2022. – С. 125-129.
7. Дунаевская Э.Б., Хандожко А.Н. Особенности эмоциональных состояний у младших школьников: изучение взаимосвязи тревожности и агрессивного поведения // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – №62. – С. 44-48.
8. Ильиных И.С., Корикова Е.А. Физиологическая адаптация младших школьников к умственным и физическим нагрузкам // В сборнике: Научно-методологические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Отв. редакторы Е.А. Югова, С.Н. Малафеева. Екатеринбург, 2021. – С.23-25.
9. Костюшина Н.В. Вызывают ли контрольные работы экзаменационный стресс у младших школьников? // Глобальный научный потенциал. – 2021. – №6. – С. 35-37.
10. Костюшина Н.В. Экзаменационный стресс у младших школьников // Глобальный научный потенциал. – 2022. – №2. –С. 38-39.
11. Лебедева С.И. Условия психического и личностного развития младших школьников В сборнике: Современная образовательная среда: теория и практика // Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 16-18.
12. Мамедова Л.В., Савченко Т.С. Профилактика предэкзаменационного стресса у младших школьников посредством программы «В 5-й класс без стресса» // Успехи современного естествознания. – 2018. – №5. – С. 71-72.
13. Минсабирова В.Н., Шакирзянова Л.Р. Психолого-педагогические особенности проявления стресса у младших школьников // Евразийское Научное Объединение. – 2020. – №5. – С. 450-452.
14. Перцева А.Д. Экзаменационный стресс и его место в общей системе стрессовых реакций // В сборнике: Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи. – Пермь, 2018. – С. 173-175.
15. Платонова Н.А. Влияние экзаменационных испытаний на эмоциональный интеллект обучающихся СПО // В сборнике: Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. – 2019. – С. 514-515.
16. Пряничникова Ю.Х. Экзаменационный стресс и его профилактика // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 184-186.
17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 412 с.
18. Тажутдинова Г.Ш. Создание условий психологической поддержки для свободного развития младших школьников // В сборнике: Актуальные проблемы педагогики и психологии начального образования. – 2016. – С. 223-229.
19. Танирбергенова А.Ш., Борыбаева Ф.К. Развитие взаимодействия у младших школьников // Приднепровский научный вестник. – 2017. – Т. 4. – №4. – С. 25-28.
20. Яударова Н.Ю. Психолого–педагогическая подготовка к экзаменационной процедуре. Экзамен – это испытание? // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2017. – №1. – С. 86-88.
Читать дальше