Ведение 4
1. Теоретические аспекты развития логического мышления на уроках математики у младших школьников 5
1.1 Понятие логического мышления в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Возрастные особенности развития логического мышления младших школьников 8
1.3 Методы и приемы развития логического мышления у младших школьников 11
2. Методика использования интеллектуальных заданий на уроках математики у младших школьников 15
2.1 Приемы и методы формирования логического мышления средствами математики 15
2.2 Классификация интеллектуальных заданий для развития логического мышления младших школьников и организация различных форм работы с ними 21
2.3 Методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления младших школьников 22
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложение 30
Читать дальше
В соответствии с целью исследования в первой главе курсовой работы был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития навыков логического мышления у учащихся младших классов с целью выявления особенностей логического мышления детей.
Анализ литературы позволил нам выделить основные характеристики логического мышления детей в данный период. То есть развитие от наглядно - реального к конкретно - образному, а от него к понятийному (логическому) мышлению.
Поскольку наиболее благоприятным периодом для развития логического мышления является возраст от 12 до 14 лет, целесообразно начинать развитие логического мышления в первом классе начальной школы. Безусловно, необходима дополнительная работа в этом направлении в начальной школе, так как большая часть сензитивного периода приходится на начальную школу. Развитие познавательных процессов у младших школьников происходит более продуктивно при целенаправленном внешнем воздействии. Такими инструментами воздействия являются развивающие игры, упражнения и задания, направленные на развитие навыков логического мышления у учащихся начальной школы.
Во второй части курсовой работы были описаны основные формы и методы работы по развитию навыков логического мышления, представлены приемы обучения.
В ходе исследования данной темы были сделаны определенные выводы.
- Для того чтобы способствовать развитию навыков логического мышления, необходимо целенаправленно проводить работу по обучению основным приемам мыслительных операций.
- Диагностика и своевременная коррекция мышления младших школьников может способствовать более успешному развитию приемов логического мышления (анализ и сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
Читать дальше
1. Бабкина Н.В. Логические задачи для развития интеллекта младших школьников / Н.В. Бабкина. - М.: Школьная пресса, 2006. - 24 с.
2. Басов А.В., Тихомирова Л.Ф. Материалы по оценке готовности к обучению в среднем звене. - Ярославль, 1992. - 202 с.
3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. / Н.В. Басова. - Ростов-н/Д: "Феникс", 2000. - 416с.
4. Белошистая А.В., Левитес В.В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной систем занятий: Монография. / А.В. Белошистая, В.В. Левитес - Мурманск: МГПУ, 2009. - 104 с.
5. Волков Б.С. Психология младшего школьника: уч. пособие / Б.С. Волков. - М.: Академический проект, 2005. - 208 с.
6. Замбацявичене Э.Ф. Методика исследования словесно-логического мышления младших школьников / Э.Ф. Замбацявичене. - Ростов-на-Дону, 1999 // Детская психодиагностика и профориентация: [сборник популярных тестов] / сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - С.166-170.
7. Зарипова И.Р. Решение познавательных задач в структуре формирования мышления учащихся (на материале математики): Автореф. дис. канд. психол. наук. - Казань, 2001. - 22 с.
8. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 288 с.
9. Кулагин, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /И.Ю. Кулагин, В.Н. Комоцкий. - М.: ТЦ Сфера, при участии "Юрайт”, 2003. - 404 с.
10. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития /И.Ю. Кулагина. - М.: Эксмо, 2009. - 176 с.
11. Лоскутова Н.А. Упражнения, игры для развития логического мышления /Н.А. Лоскутова // Начальная школа. - 2005. - №4 - с.80-82
12. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. / А.А. Люблинская. - Москва: 1993. С.182 - 203.
13. Лященко, Л.Г. Загадка - средство развития логического мышления /Л.Г. Лященко // Начальная школа. - 2009. - №11. - с.15 - 18
14. Математика в жизни общества [Электронный ресурс]
15. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост.е.И. рогов. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 448 с.
16. Останина Е.Е. Обучение школьников приему классификации /Е.Е. Останина // Начальная школа. - 2000. - №4. - с.52-56
17. Пасяева, К.З. Развитие внимания и логического мышления /К.З. Пасяева // Начальная школа. - 2005. - №7. - с.38-40
18. С.Л. Рубинштейн. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958.
19. Сайт учителя начальных классов Буцких Е.В. Приемы развития логического мышления. [Электронный ресурс]
20. Ясюкова, Л.А. Часть 2: Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах (дополнительная комплектация): Методика Ясюковой Л.А. [Смешанный комплект]: стимульный материал / Л.А. Ясюкова. - Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2006. - (Комплексное обеспечение психологической практики)
Читать дальше