Введение................................................................................................................3 Глава 1. Сущность исторического подхода в географической науке и школьной географии............................................................................................4 1.1. Анализ понятий «историзм», «принцип историзма», «исторический подход», «исторический метод»........................................................................4 1.2. Главные аспекты исторического подхода в школьной географии и степень их отражения в программах и учебниках..........................................12 Глава 2. Реализация исторического подхода в процессе изучения курса географии России и регионального курса (на примере географии Пензенской области)................................................................................................................20 2.1.Разработка эффективных методических условий реализации исторического подхода в процессе изучения курса географии России и регионального курса (на примере географии Пензенской области).............20 2.2.Эффективность разработанных методических условий..............................24 Заключение.........................................................................................................27 Список литературы............................................................................................29

Методические условия реализации исторического подхода в школьном курсе географии России и в региональном курсе (на примере географии Пензенской области)»

курсовая работа
Языки
30 страниц
49% уникальность
2023 год
5 просмотров
Валуйская Ю.
Эксперт по предмету «Методика преподавания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение................................................................................................................3 Глава 1. Сущность исторического подхода в географической науке и школьной географии............................................................................................4 1.1. Анализ понятий «историзм», «принцип историзма», «исторический подход», «исторический метод»........................................................................4 1.2. Главные аспекты исторического подхода в школьной географии и степень их отражения в программах и учебниках..........................................12 Глава 2. Реализация исторического подхода в процессе изучения курса географии России и регионального курса (на примере географии Пензенской области)................................................................................................................20 2.1.Разработка эффективных методических условий реализации исторического подхода в процессе изучения курса географии России и регионального курса (на примере географии Пензенской области).............20 2.2.Эффективность разработанных методических условий..............................24 Заключение.........................................................................................................27 Список литературы............................................................................................29
Читать дальше
Актуальность. В современной школьной географии исторический подход является одним из научных подходов, положенных в основу формирования географического мышления. Он позволяет проследить развитие любого географического объекта или процесса со времени его возникновения до современного состояния, предположить перспективы его развития. Исторический подход способствует повышению научности обучения школьной географии, развитию умений и навыков географического прогнозирования. Цель – изучить методические условия реализации исторического подхода в школьном курсе географии России и в региональном курсе (на примере географии Пензенской области). Задачи: – провести анализ понятий «историзм», «принцип историзма», «исторический подход», «исторический метод»; – изучить главные аспекты исторического подхода в школьной географии и степень их отражения в программах и учебниках; – провести разработку эффективных методических условий реализации исторического подхода в процессе изучения курса географии России и регионального курса (на примере географии Пензенской области); – проанализировать эффективность разработанных методических условий. Объект – география Пензенской области. Предмет – исторический подход в школьном курсе географии. Методы исследования в работе – сравнение и анализ. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникла необходимость составить ответы на вопросы на экзамен ? Сделайте это на сайте Work5.


.

Читать дальше
В основе исторического подхода, включающего исторический метод, лежит философский общенаучный принцип историзма, предполагающий сознание того, что все явления, объекты, процессы развиваются и изменяются, что существует непрерывная связь между прошлым, настоящим и будущим и требующий изучения любого объекта в его конкретно-исторической обусловленности. Сущность исторического подхода в географии как проекции общенаучного принципа историзма, заключается в понимании того, что природа, общество в целом и их отдельные компоненты находятся в постоянном изменении и развитии, которое осуществляется как в пространстве, так и во времени. Определена сущность исторического подхода в школьной географии и выявлены его аспекты. В методике обучения географии исторический подход является одним из факторов повышения научности обучения и рассматривается как совокупность приемов, способов, средств, способствующих реализации общенаучного принципа историзма. В основу предлагаемого варианта выделения аспектов исторического подхода положены особенности изложения и функции исторического материала в школьной географии. В частности, выявлены следующие аспекты исторического подхода: историческое описание, историческое объяснение, географическое про В современных учебниках четко прослеживается тенденция на увеличение роли методического аппарата и иллюстративного материала в реализации аспектов исторического подхода. В отличие от современных учебников по географии России, в учебных пособиях по географии Пензенской области последнего поколения, не получил достаточного отражения географический прогноз, а такой аспект, как топонимика, практически отсутствует, не реализован потенциал иллюстративного материала в реализации исторического подхода. Определены методические условия реализации исторического подхода посредством повышения эффективности реализации его аспектов. Наиболее эффективной реализации исторических описаний и объяснений способствует организация лекционно-семинарской системы обучения. Исследование показало, что исторический подход может быть реализован во всех структурных компонентах предлагаемой' системы обучения (лекция практикум - семинар - зачет) и предложенная лекционно-семинарская система открывает широкие возможности для осуществления географического прогнозирования. При изучении отдельных историко-географических вопросов необходима организация коллективной формы учебной деятельности. Она позволяет более эмоционально и деятельностно организовать восприятие и усвоение историко-географического материала. В работе определены темы и представлены методические разработки отдельных уроков историко-географического содержания. Исследование особенностей организации и проведения коллективных форм позволило выделить основные принципы и этапы организации. Реализация топонимики как аспекта исторического подхода целесообразно при изучении топонимии своего края в региональном курсе географии. Выявлена оптимальная система внедрения топонимики в курс географии Пензенской области.
Читать дальше
1. Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии. - М.: « Вентана - Граф», 2020 – с. 46. 2. Беляева М.В. Методологические подходы к формированию гражданской идентичности в географическом образовании // Национальные приоритеты России. 2019. №1 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-formirovaniyu-grazhdanskoi-identichnosti-v-geograficheskom-obr-azovanii (дата обращения: 15.01.2023). 3. Большаков А.Г., Зазнаев О.И. Формирование гражданской идентичности: проблемы, современное состояние, перспективы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2021.– № 12 (26) в 3 ч. –Ч. II. –C. 38-41. 4. Бондаренко А.Е., Лихарев Д.В. Реализация регионального компонента в средних общеобразовательных школах (на примере преподавания истории Приморского края) // The Scientific Heritage. 2020. №47-3 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-regionalnogo-komponenta-v-srednih-obscheobrazovatelnyh-shkolah-na-primere-prepodavaniya-istorii-primorskogo-kraya (дата обращения: 15.01.2023). 5. Бородина, С.Н. Региональный компонент в системе образования современной России: проблемы и значение. // Теория и практика общественного развития. [Электронный ресурс]. - 2019. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/regюnalnyy-komponent-v-sisteme-obrazovaniya-sovremennoy-rossii-problemy-i-znachenie (дата обращения: 15.01.2023) 6. Горбанёв В.А. Географическая наука в условиях глобализации как важнейшая составляющая реформирования географического образования в России : автореф. дис. ... д-ра геогр. наук: (25.00.24). МГИМО (Университет) МИД России. Пермь, 2010.– 57 с. 7. Иванищева Н.А. Реализация картографического метода в изучении регионального компонента географического образования // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kartograficheskogo-metoda-v-izuchenii-regionalnogo-komponenta-geograficheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 15.01.2023). 8. Концепция развития географического образования в Российской Федерации. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250/ (дата обращения: 15.01.2023). 9. Крючкова Е.А. К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ЕДИНОЙ КОНЦЕПЦИИ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Наука и школа. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-neobhodimosti-edinoy-kontseptsii-shkolnogo-istoricheskogo-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 15.01.2023). 10. Кухаренко Ю.С. Изучение истории родного края во внеурочной деятельности // сайт ГАПОУ «Волгоградский социально-педагогический колледж». https://www.vspc34.ru/index.php?option=com_conten t&view=article&id=1839 (дата обращения: 15.01.2023). 11. Марков К.Н. Пространство и время в географии // Природа. –2019.– № 5. –С. 56-61. 12. Маркова, А.К. Формирование мотивации ученика в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 2018. – 96с. 13. Проконина А.А. Методика реализации историко-географического подхода (на примере курса «Экономическая и социальная география мира»). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42516121(дата обращения: 15.01.2023). 14. Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. –М.: Политиздат, 2019. –303 с. 15. Середовских Б.А., Ярош Д.А. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС // МНКО. 2022. №4 (95). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-voprosy-prepodavaniya-regionalnogo-komponenta-soderzhaniya-obrazovaniya-v-usloviyah-vvedeniya-obnovlennogo-fgos (дата обращения: 15.01.2023). 16. Таможняя Е. А., Смирнова М.С., Душина И.В. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата. –М.: Юрайт, 2017.– 321 с. 17. Таможняя Е.А. Методика реализации историко-географического подхода в школьном курсе географии России: дис. …к-та пед. наук: 13.00.02 / М., 1998.– 270 с. 18. Туова Т.Г. Методика организации самостоятельной работы учащихся при реализации исторического подхода к обучению географии в школе. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34925180 (дата обращения: 15.01.2023). 19. Туова, Т.Г. Психолого-педагогические основы мотивации учебной деятельности в условиях билингвизма в школьном географическом образовании: монография / Т.Г. Туова. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. – 175с. 20. Шишова А.С. Регион как объект изучения, отражаемый в национально-региональном компоненте содержания общего специального образования//Наука, образование и культура.– 2020.– № 7 (10).– С.79 - 83.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Инфологическая модель базы данных
Количество страниц:
21
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Информатика
реферат
Педагогический основы социализации младшего школьника
Количество страниц:
17
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Организация учëта процентов по размещённым средствам
Количество страниц:
25
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Финансы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image