Введение................................................................................................................3
Глава 1. Сущность исторического подхода в географической науке и школьной географии............................................................................................4
1.1. Анализ понятий «историзм», «принцип историзма», «исторический подход», «исторический метод»........................................................................4
1.2. Главные аспекты исторического подхода в школьной географии и степень их отражения в программах и учебниках..........................................12
Глава 2. Реализация исторического подхода в процессе изучения курса географии России и регионального курса (на примере географии Пензенской области)................................................................................................................20
2.1.Разработка эффективных методических условий реализации исторического подхода в процессе изучения курса географии России и регионального курса (на примере географии Пензенской области).............20
2.2.Эффективность разработанных методических условий..............................24
Заключение.........................................................................................................27
Список литературы............................................................................................29
Читать дальше
В основе исторического подхода, включающего исторический метод, лежит философский общенаучный принцип историзма, предполагающий сознание того, что все явления, объекты, процессы развиваются и изменяются, что существует непрерывная связь между прошлым, настоящим и будущим и требующий изучения любого объекта в его конкретно-исторической обусловленности.
Сущность исторического подхода в географии как проекции общенаучного принципа историзма, заключается в понимании того, что природа, общество в целом и их отдельные компоненты находятся в постоянном изменении и развитии, которое осуществляется как в пространстве, так и во времени.
Определена сущность исторического подхода в школьной географии и выявлены его аспекты.
В методике обучения географии исторический подход является одним из факторов повышения научности обучения и рассматривается как совокупность приемов, способов, средств, способствующих реализации общенаучного принципа историзма.
В основу предлагаемого варианта выделения аспектов исторического подхода положены особенности изложения и функции исторического материала в школьной географии. В частности, выявлены следующие аспекты исторического подхода: историческое описание, историческое объяснение, географическое про В современных учебниках четко прослеживается тенденция на увеличение роли методического аппарата и иллюстративного материала в реализации аспектов исторического подхода.
В отличие от современных учебников по географии России, в учебных пособиях по географии Пензенской области последнего поколения, не получил достаточного отражения географический прогноз, а такой аспект, как топонимика, практически отсутствует, не реализован потенциал иллюстративного материала в реализации исторического подхода.
Определены методические условия реализации исторического подхода посредством повышения эффективности реализации его аспектов.
Наиболее эффективной реализации исторических описаний и объяснений способствует организация лекционно-семинарской системы обучения. Исследование показало, что исторический подход может быть реализован во всех структурных компонентах предлагаемой' системы обучения (лекция практикум - семинар - зачет) и предложенная лекционно-семинарская система открывает широкие возможности для осуществления географического прогнозирования.
При изучении отдельных историко-географических вопросов необходима организация коллективной формы учебной деятельности. Она позволяет более эмоционально и деятельностно организовать восприятие и усвоение историко-географического материала. В работе определены темы и представлены методические разработки отдельных уроков историко-географического содержания. Исследование особенностей организации и проведения коллективных форм позволило выделить основные принципы и этапы организации.
Реализация топонимики как аспекта исторического подхода целесообразно при изучении топонимии своего края в региональном курсе географии. Выявлена оптимальная система внедрения топонимики в курс географии Пензенской области.
Читать дальше
1. Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии. - М.: « Вентана - Граф», 2020 – с. 46.
2. Беляева М.В. Методологические подходы к формированию гражданской идентичности в географическом образовании // Национальные приоритеты России. 2019. №1 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-formirovaniyu-grazhdanskoi-identichnosti-v-geograficheskom-obr-azovanii (дата обращения: 15.01.2023).
3. Большаков А.Г., Зазнаев О.И. Формирование гражданской идентичности: проблемы, современное состояние, перспективы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2021.– № 12 (26) в 3 ч. –Ч. II. –C. 38-41.
4. Бондаренко А.Е., Лихарев Д.В. Реализация регионального компонента в средних общеобразовательных школах (на примере преподавания истории Приморского края) // The Scientific Heritage. 2020. №47-3 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-regionalnogo-komponenta-v-srednih-obscheobrazovatelnyh-shkolah-na-primere-prepodavaniya-istorii-primorskogo-kraya (дата обращения: 15.01.2023).
5. Бородина, С.Н. Региональный компонент в системе образования современной России: проблемы и значение. // Теория и практика общественного развития. [Электронный ресурс]. - 2019. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/regюnalnyy-komponent-v-sisteme-obrazovaniya-sovremennoy-rossii-problemy-i-znachenie (дата обращения: 15.01.2023)
6. Горбанёв В.А. Географическая наука в условиях глобализации как важнейшая составляющая реформирования географического образования в России : автореф. дис. ... д-ра геогр. наук: (25.00.24). МГИМО (Университет) МИД России. Пермь, 2010.– 57 с.
7. Иванищева Н.А. Реализация картографического метода в изучении регионального компонента географического образования // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kartograficheskogo-metoda-v-izuchenii-regionalnogo-komponenta-geograficheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 15.01.2023).
8. Концепция развития географического образования в Российской Федерации. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250/ (дата обращения: 15.01.2023).
9. Крючкова Е.А. К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ЕДИНОЙ КОНЦЕПЦИИ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Наука и школа. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-neobhodimosti-edinoy-kontseptsii-shkolnogo-istoricheskogo-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 15.01.2023).
10. Кухаренко Ю.С. Изучение истории родного края во внеурочной деятельности // сайт ГАПОУ «Волгоградский социально-педагогический колледж». https://www.vspc34.ru/index.php?option=com_conten t&view=article&id=1839 (дата обращения: 15.01.2023).
11. Марков К.Н. Пространство и время в географии // Природа. –2019.– № 5. –С. 56-61.
12. Маркова, А.К. Формирование мотивации ученика в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 2018. – 96с.
13. Проконина А.А. Методика реализации историко-географического подхода (на примере курса «Экономическая и социальная география мира»). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42516121(дата обращения: 15.01.2023).
14. Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. –М.: Политиздат, 2019. –303 с.
15. Середовских Б.А., Ярош Д.А. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС // МНКО. 2022. №4 (95). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-voprosy-prepodavaniya-regionalnogo-komponenta-soderzhaniya-obrazovaniya-v-usloviyah-vvedeniya-obnovlennogo-fgos (дата обращения: 15.01.2023).
16. Таможняя Е. А., Смирнова М.С., Душина И.В. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата. –М.: Юрайт, 2017.– 321 с.
17. Таможняя Е.А. Методика реализации историко-географического подхода в школьном курсе географии России: дис. …к-та пед. наук: 13.00.02 / М., 1998.– 270 с.
18. Туова Т.Г. Методика организации самостоятельной работы учащихся при реализации исторического подхода к обучению географии в школе. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34925180 (дата обращения: 15.01.2023).
19. Туова, Т.Г. Психолого-педагогические основы мотивации учебной деятельности в условиях билингвизма в школьном географическом образовании: монография / Т.Г. Туова. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. – 175с.
20. Шишова А.С. Регион как объект изучения, отражаемый в национально-региональном компоненте содержания общего специального образования//Наука, образование и культура.– 2020.– № 7 (10).– С.79 - 83.
Читать дальше