Социальное формирование ребенка происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает решающее влияние на данный процесс. Игровая деятельность детей в празднично-досуговых социокультурных практиках как фактор социализации отличается особым динамизмом, появлением новых видов и форм в связи с трансформацией социокультурной реальности.
Таким образом, социокультурные практики социализации детей, включающие игры и праздники, являются оптимальным средством формирования социально-коммуникативной деятельности, развития познавательных интересов, творческого воображения, формируют благоприятный эмоциональный фон удовлетворенности происходящим. В процессе организации социокультурных практик детей особое внимание должно уделяться разнообразию образовательных и игровых процессов как базы конструирования педагогической деятельности.
В настоящее время современное российское общество переживает кризис духовно-нравственных ценностей, когда материальные ценности имеют большее значение для людей, чем духовные. Это оказывает влияние на то, что у современных детей формируются неправильно или не прививаются вообще представления о таких нравственных качествах, как доброта, отзывчивость, милосердие, сострадание, справедливость и другие, что, в свою очередь, негативно отражается на их социализации.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» одной из первостепенных задач государства в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.
Социализация ребенка - длительный и достаточно сложный разноаспектный процесс. Любое общество, с одной стороны, непосредственно заинтересовано в том, чтобы каждый индивид стал его полноправным членом, усвоил и принял определенную систему культурных, нравственных и социальных ценностей, установленные правила и нормы поведения, адаптировался к взаимодействию в условиях конкретного общества. С другой стороны, большое влияние на формирование личности ребенка оказывают разнообразные социальные, культурные, экономические процессы, происходящие в жизни общества, а также социальные институты, функционирующие в нем.
Следует отметить, что долгое время в отечественной педагогике проблема социализации личности по причине существовавших в обществе идеологических установок была мало разработанной. На современном этапе она выступает приоритетной позицией, что особенно актуально в сфере общей и социальной педагогики. Кроме того, это находит отражение и в нормативно-правовых документах. Так, в «Национальной доктрине образования» отмечается, что необходимо наряду с воспитанием и обучением нового поколения детей и молодежи решать ключевые задачи их успешной социализации: обеспечить оптимальные условия адаптации к социальному окружению выпускников различных ступеней образования; развивать способность к самореализации и самоопределению в обществе.
Под социализацией личности ребенка в психолого-педагогической литературе понимается процесс его включения в социальную действительность через развитие психики и личностных качеств. Этот процесс осуществляется, в первую очередь, в ходе целенаправленного и управляемого воспитания и обучения детей, посредством передачи и присвоения информации о специфике организации всех сторон жизнедеятельности в местах, где родился и будет осуществлять последующую жизнь ребенок.
Успешно идентифицироваться и взаимодействовать ребенку позволяет определенная система социальных связей и отношений между социокультурной средой образовательной организации и семьей, составляя систему взаимосвязей «личность - семья -среда образовательной организации», которая выступает важным механизмом социализации. Соответственно, образовательные организации, семья, сверстники в дошкольном детстве выступают ведущими агентами социализации.
Поскольку характер потребностей ребенка, его желания, чувства и эмоции также непосредственно обуславливают поведение, то процесс социализации предполагает, что воспитательные воздействия необходимо направлять на формирование у ребенка стремления поступать в соответствии с требованиями общества и учитывать интересы окружающих, адаптируя собственные интересы к интересам других, при этом необязательно подчиняясь последним.
В современном социуме, который постоянно развивается и трансформируется, к личным качествам человека предъявляются определенные требования. В этих требованиях можно отметить способность эффективно взаимодействовать с другими людьми и умение легко адаптироваться к изменениям деятельности и существования. В настоящее время многие люди испытывают трудности в общении с другими людьми. Именно поэтому в современном мире большое внимание уделяют процессу социализации. А умение взаимодействовать, общаться с другими людьми, уважительно относится к людям, к окружающему миру, к самому себе, узнавать правила и нормы поведения в обществе, устанавливать границы дозволенного — все это создается и развивается в период дошкольного возраста, этот период считается наиболее позитивным для социализации.
Понятие «социализация» трактуется как процесс овладения определенной системы знаний, ценностей и норм, необходимых для успешного функционирования в конкретном обществе в качестве полноправного члена общества. В данный момент общество страдает от увеличения количества людей, ведущий образ жизни аморальный, асоциальный. Это подталкивает исследователей на изучения начальной стадии социализации человека, то есть социализацию при помощи семьи.
Межличностные отношения детей и социализация личности — процесс противоречивый и сложный, перед которым стоят многочисленные кризисы и препятствия, а социализация дошкольников является важным этапом для дальнейшего успешного развития ребенка. Опять же хочется отметить, что дошкольный возраст наиболее оптимальный и значимый период для социализации ребенка. В этом возрасте ребенок активно овладевает навыком речи, приобретает знания о нормах и правилах в обществе и учится им соответствовать, учится общаться со сверстниками и со взрослыми. Так как в дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность и коммуникация, то ребенку будет проще социализироваться при помощи игры и общения. Во время игровой деятельности у ребенка развивается также: мышление, память, внимание, воля, эмоции, воображение, речь. Развиваются физические и духовные силы ребенка. Дети очень подражательны и наблюдательны. Поэтому дети часто отражают в игре то, что видят в окружающем мире. Именно по игре можно увидеть, как общество выглядит в глазах детей и как оно влияет, стихийно или осознано, на эту игру. Если рассматривать технологию игры с эмоциональной точки зрения, то она является феноменальной и не похожа на другие воспитательные технологии.
Игра предлагает детям разнообразные развлечения, удовольствие и наряду с этим игра формирует нужные для жизни в обществе образцы нравственного поведения. Усваивая знания, полученными в процессе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой существует и к культуре мира. Игра дает возможность ребенку освоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Помимо этого, в игре происходит активное общение ребенка со сверстниками. Это развивает уровень общения и взаимодействия с другими людьми. Кроме того, в игре ребенок учится овладевать новыми для него действиями, учится преодолевать трудности, а все это развивает его волю. Именно в игре ребенок развивает умственную деятельность, так как игра требует решать новые задачи, а также постоянно усложняет эти задачи. Ребенок придерживается правил игры и считается с чужим мнением, он понимает, что его действия должны устраивать всех остальных участников игры.
В этих играх от педагога требуется обучение детей правильному выполнению игровых действий, поощрения детей к самостоятельным распределением ролей. Чтобы у детей сформировался коммуникативный опыт, педагог должен создавать условия для преодоления отрицательных эмоций, а также устранять влияние на игру следующих черт характера: неуверенность, высокое самолюбие, обидчивость, застенчивость и прочих. Также педагог должен ставить перед детьми определенные игровые задачи, которые помогут развить способность ребенка к общению.
Работа в дошкольных образовательных организациях по социализации ребенка ведется в нескольких направлениях:
— Развитие взаимодействия и общения со взрослыми и сверстниками;
— Знакомство с правилами и нормами поведения в обществе;
— Развитие уважительного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе, к своей семье;
— Усвоение нравственных и моральных ценностей;
— Развитие позитивного отношения к труду;
— Развитие самостоятельности, а также саморегуляции собственной деятельности.
Стоит отметить, что наилучший результат при работе в перечисленных направлениях достигается за счет совместной работы родителей и педагогических работников, так как именно родители выступают в роли заказчика образовательных услуг и рассматриваются как партнеры детской образовательной организации в реализации образовательной деятельности детей.
Подводя итоги изложенному, хочется отметить, что процесс социализации ребенка дошкольного возраста пройдет более эффективно при учете знаний о возрастных особенностях детей, с учетом влияния современного социума и семьи на данный процесс, а также при успешном взаимодействии между родителями и педагогическими работниками в процессе постижения ребенком окружаемого его мира и постижения себя самого как неотъемлемой части.