Введение……………………………………………………….………….……3 Глава 1. Социализация детей: понятие и особенности ………………………………………………………………...……..…………..7 1.1 Понятие социализации детей…………………………………………..…..7 1.2 Роль педагогики в социализации детей ………………………………….10 Глава 2. Анализ социализации детей: проблематика вопроса……………….………………………..……….…………………...…22 2.1 Изучение способов социализации детей в педагогике….………….…22 2.2 Проблемы социализации детей………………..…………………..……33 Заключение……………………………………………………………….…..40 Список использованной литературы…………………………..…………46

СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

курсовая работа
Педагогика
46 страниц
96% уникальность
2023 год
5 просмотров
Нелюбова С.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………….………….……3 Глава 1. Социализация детей: понятие и особенности ………………………………………………………………...……..…………..7 1.1 Понятие социализации детей…………………………………………..…..7 1.2 Роль педагогики в социализации детей ………………………………….10 Глава 2. Анализ социализации детей: проблематика вопроса……………….………………………..……….…………………...…22 2.1 Изучение способов социализации детей в педагогике….………….…22 2.2 Проблемы социализации детей………………..…………………..……33 Заключение……………………………………………………………….…..40 Список использованной литературы…………………………..…………46
Читать дальше
Актуальность исследования. В XXI в. в условиях развивающихся сетевых технологий и прогрессирующей популярности гаджетов в сочетании с отсутствием жизненного опыта и попытками самоутверждения у детей возникают новые проблемы культурной социализации при освоении ценностей общества. Поскольку культурная социализация является интегрирующей и задающей основное направление процессу социализации личности, особую тревогу вызывает ухудшение важнейших показателей социализации детей, их коммуникативных и адаптационных способностей, необходимых для дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающим миром. Статистические данные по интернет-зависимости у детей до 12 лет показывают, что 80 % из них выходят в Интернет самостоятельно через отдельные компьютеры и мобильные телефоны, 56 % постоянно находятся в Сети. Больше половины интернет-пользователей в возрасте до 14 лет посещают сайты с нежелательным контентом, 19 % просматривают сцены насилия, 16 % увлекаются азартными играми [1, c. 55]. Можно сделать вывод, что современные сетевые практики детей формируют риски компьютерной зависимости и негативно влияют на базовые показатели социализации ребенка. В условиях недостаточности реальных коммуникаций детей в современном обществе большой интерес вызывают социокультурные факторы социализации детей в празднично-игровой деятельности.


Если нужно заказать курсовую работу срочно в Ростове , заполните форму на Work5.


Проблема социализации детей, социальное воспитание в семье привлекает внимание многих ученых, специалистов-практиков различного профиля. Осмысление сущности обозначенной проблемы в любом исследовании предполагает точность, выверенность исходного понятийного аппарата. В изложении содержания данного параграфа, приступая к характеристике ключевого понятия «этнокультурное пространство», мы хотели бы раскрыть сущность и содержание, прежде всего следующих составляющих этого понятия: «этнокультурное пространство», «этнопедагогическое пространство семьи», «этнокультурный потенциал семьи и социума», «традиционная педагогическая культура» и т. д. Определение содержания этих основных понятий послужили теоретической базой для обоснования нами сущности этнокультурного потенциала семьи и ДОУ как условия успешной организации социализации детей в социуме. В своем исследовании мы исходим из реальных возможностей этнокультурного потенциала социума в социализации детей дошкольного возраста. Термин «потенциал» — от лат. potential, означает — сила, возможность. Для нашего исследования весьма приемлемо определение А. Н. Лутошкина, по мнению которого это понятие используется для характеристики возможностей той или иной общности людей, новых сил, рождающихся в процессе их совместной деятельности [1, c. 57]. По определению Ю. П. Сокольникова, «воспитательный потенциал» — это целостное явление, определяющее суть, содержание и формирование воспитательного взаимодействия [1, c. 60]. В контексте исследования понятие «потенциал этнокультурного пространства» определяется как интегративная совокупность социально-педагогических и этнокультурных «средств, запасов, источников», имеющихся в наличии социальных институтов социума, которые могут быть мобилизованы, интегрированы и активизированы, приведены в действие, использованы для достижения цели и задач социального воспитания детей дошкольного возраста. Этот воспитательно-социализирующий и формирующий потенциал имеющихся этнокультурных форм, методов, средств, может быть использован для приобщения детей к окружающему миру и подготовке их к реальной жизни на основе формирования системы социальных качеств, социального поведения, взглядов и убеждений, необходимой для адаптации к современному обществу. Однако для начала необходимо раскрыть особенности социума, обусловленные такими социальными и этнокультурными феноменами, как улица, окружение. Они сами по себе специфичны и определяют своеобразие этнических традиций социального «воспитания и развития детей с самого раннего возраста. Проблема исследования. Анализ актуальности определил проблему исследования: какие необходимо использовать технологии в процессе психолого-педагогического сопровождения социализации детей? Объект исследования: социализация детей. Предмет исследования: разработка мероприятий, способствующих социализации детей. Цель исследования – проанализировать проблематику социализации детей. Задачи исследования: 1) рассмотреть понятие социализации детей; 2) определить роль педагогики в социализации детей; 3) представить изучение способов социализации детей в педагогике; 4) выявить проблемы социализации детей. Гипотеза исследования: Профориентационная работа по социализации детей будет успешной при соблюдении следующих условий: использование различных способов социализации, а также преодоление возникающих и существующих проблем. Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:  - теоретические (анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);  эмпирические;  методы качественного и количественного анализа результатов исследования. Практическая значимость полученных результатов заключается в разработке и реализации программы психолого-педагогического сопровождения социализации детей, которая может быть использована в работе социального педагога, педагога-психолога, классных руководителей образовательных учреждений. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введении обозначена актуальность проблемы, цели, задачи, объект и предмет исследования, методы исследования, практическая значимость.

Читать дальше
Социальное формирование ребенка происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает решающее влияние на данный процесс. Игровая деятельность детей в празднично-досуговых социокультурных практиках как фактор социализации отличается особым динамизмом, появлением новых видов и форм в связи с трансформацией социокультурной реальности. Таким образом, социокультурные практики социализации детей, включающие игры и праздники, являются оптимальным средством формирования социально-коммуникативной деятельности, развития познавательных интересов, творческого воображения, формируют благоприятный эмоциональный фон удовлетворенности происходящим. В процессе организации социокультурных практик детей особое внимание должно уделяться разнообразию образовательных и игровых процессов как базы конструирования педагогической деятельности. В настоящее время современное российское общество переживает кризис духовно-нравственных ценностей, когда материальные ценности имеют большее значение для людей, чем духовные. Это оказывает влияние на то, что у современных детей формируются неправильно или не прививаются вообще представления о таких нравственных качествах, как доброта, отзывчивость, милосердие, сострадание, справедливость и другие, что, в свою очередь, негативно отражается на их социализации. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» одной из первостепенных задач государства в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Социализация ребенка - длительный и достаточно сложный разноаспектный процесс. Любое общество, с одной стороны, непосредственно заинтересовано в том, чтобы каждый индивид стал его полноправным членом, усвоил и принял определенную систему культурных, нравственных и социальных ценностей, установленные правила и нормы поведения, адаптировался к взаимодействию в условиях конкретного общества. С другой стороны, большое влияние на формирование личности ребенка оказывают разнообразные социальные, культурные, экономические процессы, происходящие в жизни общества, а также социальные институты, функционирующие в нем. Следует отметить, что долгое время в отечественной педагогике проблема социализации личности по причине существовавших в обществе идеологических установок была мало разработанной. На современном этапе она выступает приоритетной позицией, что особенно актуально в сфере общей и социальной педагогики. Кроме того, это находит отражение и в нормативно-правовых документах. Так, в «Национальной доктрине образования» отмечается, что необходимо наряду с воспитанием и обучением нового поколения детей и молодежи решать ключевые задачи их успешной социализации: обеспечить оптимальные условия адаптации к социальному окружению выпускников различных ступеней образования; развивать способность к самореализации и самоопределению в обществе. Под социализацией личности ребенка в психолого-педагогической литературе понимается процесс его включения в социальную действительность через развитие психики и личностных качеств. Этот процесс осуществляется, в первую очередь, в ходе целенаправленного и управляемого воспитания и обучения детей, посредством передачи и присвоения информации о специфике организации всех сторон жизнедеятельности в местах, где родился и будет осуществлять последующую жизнь ребенок. Успешно идентифицироваться и взаимодействовать ребенку позволяет определенная система социальных связей и отношений между социокультурной средой образовательной организации и семьей, составляя систему взаимосвязей «личность - семья -среда образовательной организации», которая выступает важным механизмом социализации. Соответственно, образовательные организации, семья, сверстники в дошкольном детстве выступают ведущими агентами социализации. Поскольку характер потребностей ребенка, его желания, чувства и эмоции также непосредственно обуславливают поведение, то процесс социализации предполагает, что воспитательные воздействия необходимо направлять на формирование у ребенка стремления поступать в соответствии с требованиями общества и учитывать интересы окружающих, адаптируя собственные интересы к интересам других, при этом необязательно подчиняясь последним. В современном социуме, который постоянно развивается и трансформируется, к личным качествам человека предъявляются определенные требования. В этих требованиях можно отметить способность эффективно взаимодействовать с другими людьми и умение легко адаптироваться к изменениям деятельности и существования. В настоящее время многие люди испытывают трудности в общении с другими людьми. Именно поэтому в современном мире большое внимание уделяют процессу социализации. А умение взаимодействовать, общаться с другими людьми, уважительно относится к людям, к окружающему миру, к самому себе, узнавать правила и нормы поведения в обществе, устанавливать границы дозволенного — все это создается и развивается в период дошкольного возраста, этот период считается наиболее позитивным для социализации. Понятие «социализация» трактуется как процесс овладения определенной системы знаний, ценностей и норм, необходимых для успешного функционирования в конкретном обществе в качестве полноправного члена общества. В данный момент общество страдает от увеличения количества людей, ведущий образ жизни аморальный, асоциальный. Это подталкивает исследователей на изучения начальной стадии социализации человека, то есть социализацию при помощи семьи. Межличностные отношения детей и социализация личности — процесс противоречивый и сложный, перед которым стоят многочисленные кризисы и препятствия, а социализация дошкольников является важным этапом для дальнейшего успешного развития ребенка. Опять же хочется отметить, что дошкольный возраст наиболее оптимальный и значимый период для социализации ребенка. В этом возрасте ребенок активно овладевает навыком речи, приобретает знания о нормах и правилах в обществе и учится им соответствовать, учится общаться со сверстниками и со взрослыми. Так как в дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность и коммуникация, то ребенку будет проще социализироваться при помощи игры и общения. Во время игровой деятельности у ребенка развивается также: мышление, память, внимание, воля, эмоции, воображение, речь. Развиваются физические и духовные силы ребенка. Дети очень подражательны и наблюдательны. Поэтому дети часто отражают в игре то, что видят в окружающем мире. Именно по игре можно увидеть, как общество выглядит в глазах детей и как оно влияет, стихийно или осознано, на эту игру. Если рассматривать технологию игры с эмоциональной точки зрения, то она является феноменальной и не похожа на другие воспитательные технологии. Игра предлагает детям разнообразные развлечения, удовольствие и наряду с этим игра формирует нужные для жизни в обществе образцы нравственного поведения. Усваивая знания, полученными в процессе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой существует и к культуре мира. Игра дает возможность ребенку освоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Помимо этого, в игре происходит активное общение ребенка со сверстниками. Это развивает уровень общения и взаимодействия с другими людьми. Кроме того, в игре ребенок учится овладевать новыми для него действиями, учится преодолевать трудности, а все это развивает его волю. Именно в игре ребенок развивает умственную деятельность, так как игра требует решать новые задачи, а также постоянно усложняет эти задачи. Ребенок придерживается правил игры и считается с чужим мнением, он понимает, что его действия должны устраивать всех остальных участников игры. В этих играх от педагога требуется обучение детей правильному выполнению игровых действий, поощрения детей к самостоятельным распределением ролей. Чтобы у детей сформировался коммуникативный опыт, педагог должен создавать условия для преодоления отрицательных эмоций, а также устранять влияние на игру следующих черт характера: неуверенность, высокое самолюбие, обидчивость, застенчивость и прочих. Также педагог должен ставить перед детьми определенные игровые задачи, которые помогут развить способность ребенка к общению. Работа в дошкольных образовательных организациях по социализации ребенка ведется в нескольких направлениях: — Развитие взаимодействия и общения со взрослыми и сверстниками; — Знакомство с правилами и нормами поведения в обществе; — Развитие уважительного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе, к своей семье; — Усвоение нравственных и моральных ценностей; — Развитие позитивного отношения к труду; — Развитие самостоятельности, а также саморегуляции собственной деятельности. Стоит отметить, что наилучший результат при работе в перечисленных направлениях достигается за счет совместной работы родителей и педагогических работников, так как именно родители выступают в роли заказчика образовательных услуг и рассматриваются как партнеры детской образовательной организации в реализации образовательной деятельности детей. Подводя итоги изложенному, хочется отметить, что процесс социализации ребенка дошкольного возраста пройдет более эффективно при учете знаний о возрастных особенностях детей, с учетом влияния современного социума и семьи на данный процесс, а также при успешном взаимодействии между родителями и педагогическими работниками в процессе постижения ребенком окружаемого его мира и постижения себя самого как неотъемлемой части.
Читать дальше
1. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с. 2. Блинов В. И. М.: Юрайт, 2019. 354 с. 3. Богданова Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 236 с. 4. Воскобойникова Э. Г. Музыкальная педагогика в детских школах искусств. Общеразвивающее и предпрофессиональное обучение в классе фортепиано. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 200 с. 5. Галигузова Л. Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю. Дошкольная педагогика. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2019. 254 с. 6. Герцман Е. В. Музыкально-педагогические системы: античная музыкальная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 77 с. 7. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с. 8. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. Учебник и практикум для академического бакалавриата / ред. Дубровская Е. А., Козлова С. А. М.: Юрайт, 2019. 180 с. 9. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с. 10. Есаулов И. Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии. Учебник. М.: Планета музыки, 2020. 256 с. 11. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 178 с. 12. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 178 с. 13. Каптерев П. Ф. История русской педагогики. Учебное пособие для вузов. В 2-х частях. Часть 2. Общественная педагогия. М.: Юрайт, 2019. 272 с. 14. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 720 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Методы защиты от нелегального использования ПО (и других IT ресурсов)
Количество страниц:
12
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Информатика
реферат
Бог как основание бытия в теологии П. Тиллиха
Количество страниц:
15
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Зарубежная философия
курсовая работа
Проблема одиночества в подростковом и молодом возрасте: проявления, причины, способы профилактики и коррекции
Количество страниц:
25
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Возрастная психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image