Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПАМЯТИ И ЕЕ ВИДАХ 5
1.1 Понятие памяти 5
1.2 Типологии памяти 8
Выводы к 1 главе 10
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 11
2.1 Нарушения памяти у умственно отсталых детей 11
2.2 Диагностика нарушений памяти у умственно отсталых детей 15
2.3 Методы коррекции нарушений памяти 21
Выводы к 2 главе 24
Заключение 25
Список литературы 26
Читать дальше
Память – это психический, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации
По характеру целевой деятельности можно выделить непроизвольную и произвольную память, по характеру преобладающей в деятельности психической активности – моторную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память. По продолжительности закрепления и сохранения материала память классифицируют как кратковременную, долговременную и оперативную.
Память детей с умственной отсталостью характеризуется качественным своеобразием: объем памяти снижен, нарушена прочность запоминания, информация не сохраняется в памяти надолго, а быстро забывается. Для воспроизведения информации требуется приложение дополнительных усилий. Дети с умственной отсталостью сталкиваются с трудностями пересказа услышанной информации. Наиболее деформирована у детей с умственной отсталостью логическая память, при этом механическая память может быть удовлетворительной, также может быть характерна эпизодическая забывчивость.
По результатам диагностики памяти детей с умственной отсталостью выявлено, что у большей части детей оперативная память находится на уровне ниже нормы, также показан низкий уровень словесно-логической памяти; наблюдается истощение внимания и забывчивость, долговременная память имеет низкий и очень низкий уровень. В коррекционной работе целесообразно применение игрового метода с использованием ассоциаций образов, наглядности и максимального сокращения изучаемого материала.
Читать дальше
1. Алентьева Е.А. Особенности развития психических процессов у детей с проблемами в интеллектуальном развитии// проблемы педагогики. – 2017. – №3. – С. 37-43
2. Газиева Я.З., Газиева М.З. Формирование и развитие памяти в онтогенезе в сборнике: шаг в науку // Сборник материалов III Международной научно-практической конференции с участием студентов: Махачкала. – 2020. – С. 293-296.
3. Григонис А.В. Развитие преднамеренной памяти детей с умственной отсталостью в процессе обучения // Роль обучения в развитии психики детей олигофренов. – М.: Педагогика, 2018 - 198 с.
4. Демиденко Я.С. Развитие памяти у дошкольников с ЗПР в процессе игровой деятельности // Modern Science. – 2022. – №3. – С. 240-244.
5. Дербенева К.А., Федосеева Е.С. Специфика словесно-логической памяти младших школьников с задержкой психического развития // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2021. – № 2. – С. 91-93.
6. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления детей, отстающих в развитии. – М.: Академия, 2019. – 100 с.
7. Князева Е.В. Особенности развития памяти у детей с нарушением интеллекта // Постулат. – 2019. – №4. – С. 6.
8. Кучина В.Н. Память дошкольников: классификация видов, их значение и характеристики // В сборнике Международной научно-практической конференции: В мире научных открытий. – Центр научной мысли. – 2015. – С. 48-51.
9. Роговенко А.И. Психологические особенности видов памяти младших школьников с умственной отсталостью // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. – № 27. – С. 40-44.
10. Ушакова Е.Л. Соотношение разных видов и сторон памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2020. – №12. – С. 130-135.
11. Циркин В.И., Трухина С.И., Трухин А.Н. Нейрофизиология: физиология памяти: учебник для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 407 с.
12. Щербетова А.Ю. Особенности познавательной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта// Проблемы педагогики. – 2018. - №7. – С. 54-69
Читать дальше