Введение 3 1. Понятие «внимание». Онтогенез развития внимания 5 2. Методики определения уровня развития внимания детей дошкольного возраста 16 3.Психолого–педагогические методы развития внимания детей дошкольного возраста 23 Заключение 38 Список литературы 40

Развитие внимания детей дошкольного возраста

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
54% уникальность
2023 год
3 просмотров
Тарасенко Ю.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Понятие «внимание». Онтогенез развития внимания 5 2. Методики определения уровня развития внимания детей дошкольного возраста 16 3.Психолого–педагогические методы развития внимания детей дошкольного возраста 23 Заключение 38 Список литературы 40
Читать дальше
Актуальность. Проблема развития внимания в дошкольном возрасте уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов. Это обусловлено тем, что внимание является психическим процессом, который тесно взаимосвязан с другими процессами и составляет основу познавательной деятельности детей. Развитие внимания – одна из труднейших задач, так как, «внимание представляется наименее содержательным, а поэтому наиболее трудно изучаемым и управляемым психологическим явлением. Внимание продолжает привлекать к себе интерес исследователей как сложная многоуровневая деятельность, которая реализуется в единстве нескольких связанных между собой звеньев: мотивационного, индивидуально–психологического, операционного и других. С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители детей, начавших обучение в образовательной среде. Это очевидно, так как учебная деятельность предъявляет к ребёнку новые, более высокие формы произвольного поведения, способность управления психическими процессами. «Невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» отмечаются у многих нормально развивающихся дошкольников и представляют особо острую проблему. Поэтому уже в старшем дошкольном возрасте ребенок должен научиться сознательно управлять своим вниманием. Изучением внимания, в течение многих десятков лет, занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги (Л.


Если к вашей работе нужна презентация цены на её выполнение можно узнать на сайте Work5.


.С. Выготский, П.Я. Гальперин, У. Джемс, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Т.Рибо, С.Л. Рубинштейн и многие другие), ими была раскрыта сущность процесса внимания, его характеристики, описаны виды и свойства внимания. Высокий интерес ученых обусловлен тем, что внимание обеспечивает избирательность протекания психических процессов и является формой. Объект исследования: развитие внимания в дошкольном возрасте. Предмет исследования: процесс развития внимания в дошкольном возрасте. Цель исследования: изучить развитие внимания в дошкольном возрасте. Задачи исследования: 1. Раскрыть понятие «внимание» и онтогенез развития внимания 2. Проанализировать методики определения уровня развития внимания детей дошкольного возраста. 3. Рассмотреть психолого-педагогические методы развития внимания детей дошкольного возраста. Методологические (теоретические) основы исследования: в психологической науке присутствуют многочисленные теории и концепции по развитию внимания и его составляющим (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Н. Ланге, Т. Рибо и др.). Некоторые авторы проблему внимания рассматривают исходя из психолого–педагогического аспекта, то есть обращаются к условиям и закономерностям его формирования (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Н.В. Дубровинская и др.). Методы и технология сбора и обработки информации: анализ психолого–педагогической и методической литературы; интерпретация, обобщение, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ. Практическая значимость проведенной работы заключается в том, что приобретенный в ходе исследования опыт позволяет педагогам дошкольных образовательных учреждений успешно развивать внимание детей дошкольного возраста. Структура работы: работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Таким образом, внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым. Внимание, выступает важным психическим явлением, организующим работу психики, для получения и переработки информации в процессе повседневной жизни, а также во всех видах деятельности, и служит показателем интеллектуального развития ребёнка. Истоки внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что сама по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенку новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те же средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять вниманием. Конечная цель такого развития состоит в овладении ребенком собственным вниманием, формировании у него способности управлять им, что и составляет сущность произвольности любого психического процесса. Таким образом, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в нем выявляется специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа. На этапе дошкольного детства возникновение и развитие у ребёнка внимания является одним из важнейших приобретений личности. Будучи связанным с формирование у ребёнка волевых качеств, оно так же находится в тесном взаимодействии с его умственным развитием. Необходимо своевременно оказывать помощь детям для развития внимания, уже в рамках дошкольных образовательных организаций, для того чтобы при поступлении в школу, и дальнейшем обучении в ней, избежать большого напряжения и стресса, при овладении школьными навыками и социализации в обществе. Большое значение для развития внимания имеет деятельность педагога. Необходимо, чтоб ежедневно проходило развитие произвольного внимания у дошкольника. Стоит отметить, что даже в старшем дошкольном возрасте у детей преобладающей деятельностью на занятии является игра. Только через игру у педагога есть возможность развивать внимание ребенка. Во время занятий педагог направляет внимание детей, тем самым развивает способность детей к самостоятельному направлению и управлению собственным вниманием. Однако даже во время развития внимания дошкольника у него на занятии может быть нарушение внимания. Для удержания внимания существует ряд способов для педагога, одним из главных который является эмоциональный настрой детей, что включает в себя и сюрпризный момент, и эмоционально окрашенная речь и чередование заданий в игровой форме. Важную роль в формировании внимания у ребят среднего дошкольного выполняет игра. По ходу игры ребенок, концентрируясь на выполнении необходимых в игре действий и движений, контролируя себя в деле выполнения правил игры, опосредованно формирует и развивает свойства внимания. Дидактическая игра выступает как условие и средство развития и воспитания. На основе игровых правил воспитатель руководит не только игрой, но и направляет становление процессов познавательной деятельности, формирует позитивные модели поведения детей. В итоге дидактические игры влияют на становление и внимания, и организованности.
Читать дальше
1. Аксенова, М.Н. Об уровне развития устойчивости произвольного внимания у детей, поступающих из детского сада в школу [Текст] / М.Н. Аксенова, К.А. Некрасова // Вопросы психологии. – 2020. – №5. – С.5–32. 2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.С. Абрамова. М.: Академический Проект, 2015. – 670 с. 3. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы развития [Текст] / И.Л. Баскакова – М.: Просвещение, 2017. – 389 с. 4. Выготский, Л.С. История развития высших психологических функций [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2013. – 420 с. 5. Веракса, Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Е. Веракса – М.: PerSe, 2013. – 144 с. 6. Венгер, Л.А. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте [Текст] / Л.А.Венгер, В.С. Мухина // Дошкольное воспитание. – 2021. - №12. – С. 4–61. 7. Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание [Текст] / Ф.Н. Гоноболин – М.: «Педагогика», 2015. – 160 с. 8. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая – М.: Просвещение, 2014. – 278 с. 9. Добрынин, Н. Ф. О теории и воспитании внимания / Н. Ф. Добрынин // Вопросы психологии. – 2019. – № 8. – С. 5–32. 10. Джеймс, У. Психология [Текст] / У. Джеймс; пер. с англ.; ред. Л.А. Петровская; отв. Ред. М. Г. Ярошевский. – М.: Педагогика, 2017. – 368 с. 11. Дубровинская, Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе [Текст] / Н.В. Дубровинская // Психологический журнал. – 2019. – №5. – С. 14–55. 12. Дормашев, Ю.Б. Психология внимания [Текст] / Ю.Б.Дормашев, В.Я.Романов – М.: Просвещение, 2012. – 441 с. 13. Загорная, Е. В. Настольная книга детского психолога [Текст] / Е. В. Загорная СПб., 2010. – 159 с 14. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения / А.А.Катаева, Е.А. Стребелева – М.: БУК-МАСТЕР, 2017. – 146 с. 15. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А.Н. Леонтьев – М.: Просвещение, 2014. – 689 с. 16. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие [Текст] / В.В. Лебединский. – М.: Инфра-М, 2017. – 155 с 17. Ланге, Н.Н. Теория волевого внимания [Текст] / Н.Н. Ланге. – М.: Просвещение, 2016. – 107 с. 18. Марьянович. А.Т. Методика исследования динамики внимания [Текст] / А.Т. Марьянович // Вопросы психологии. – 2021. – №2. – С. 5–24. 19. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учебник / А. Г. Маклаков. ‒ СПб : Питер, 2008. ‒ 583 с. 20. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / С. В. Мухина. ‒ М.: Академия, 2014. ‒ 456 с. 21. Маркова, А.К Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте [Текст] / А.К. Маркова, А.Г. Лидерс, Е.Л. Яковлева. – Петрозаводск : Карельский научно-методический центр повышения квалификации педагогических кадров, 2019. – 180 с. 22. Немов Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 656 с. 23. Страхов, В.И. Внимание в структуре личности [Текст] / В.И. Страхов. – Саратов, 2011. – 154 с. 24. Титченер, Э.Б. Внимание. Хрестоматия по вниманию [Текст] / Э.Б. Титченер – М.: МГУ, 2016. – 285 с. 25. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, 2016. –705 с. 26. Угарова, Г.М. Возрастная динамика свойств внимания дошкольников и младших школьников: Автореф. Дис.канд. психол. наук. [Текст] / Г.М. Угарова. М.:Педагогика, 2014. –121 с. 27. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П.Усова – Москва : Просвещение, 2016. – 94 с. 28. Якобсон, С.Г. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у школьников [Текст] / С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. – 2018. – № 5. – С. 3–60.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Служба управления персоналом организации: статус, функции, задачи
Количество страниц:
15
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Управление персоналом
дипломная работа
повышение эффективности работы персонала на примере компании ИП Леушканов В.В.  
Количество страниц:
50
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Стратегический менеджмент
дипломная работа
Способы исполнения обязательств
Количество страниц:
60
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image