ВВЕДЕНИЕ 4 Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста в отечественной и зарубежной литературе 8 1.1. Понятие ФФН как предмет научного исследования 8 1.2. Развитие звукопроизношения в онтогенезе 11 1.3. Особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста 13 Выводы по I главе 22 2.1. Анализ методик обследования проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста 24 2.2. Анализ методик коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста 26 2.3. Дидактическая игра как средство коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста 30 Вывод по 2 главе 31 Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по проблеме фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста 33 3. 1. Констатирующий этап эксперимента 33 3.2. Формирующий этап эксперимента 38 3.3. Контрольный этап эксперимента 50 Выводы по III главе 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65

Использование дидактических игр в коррекции звукопроизношения дошкольников с фонематическими нарушениями.

реферат
Медицина
15 страниц
88% уникальность
2023 год
6 просмотров
Ужегов С.
Эксперт по предмету «Медицина»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 4 Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста в отечественной и зарубежной литературе 8 1.1. Понятие ФФН как предмет научного исследования 8 1.2. Развитие звукопроизношения в онтогенезе 11 1.3. Особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста 13 Выводы по I главе 22 2.1. Анализ методик обследования проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста 24 2.2. Анализ методик коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста 26 2.3. Дидактическая игра как средство коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста 30 Вывод по 2 главе 31 Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по проблеме фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста 33 3. 1. Констатирующий этап эксперимента 33 3.2. Формирующий этап эксперимента 38 3.3. Контрольный этап эксперимента 50 Выводы по III главе 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
Читать дальше
Речь – это средство общения между людьми, и является одной из высших психических функций. Нарушения в развитии речи затрудняют общение ребенка с окружающими, оказывают неблагоприятное воздействие на формирование и развитие познавательных процессов, приобретение знаний, умений и навыков, социализации и вследствие этого создают трудности для полноценного развития личности. Формирование фонематических процессов у детей сложный последовательный процесс, ребенку предстоит научиться управлять органами речи, осуществлять контроль над собственной речью. Помочь каждому ребенку овладеть речью вне зависимости от физических и функциональных нарушений в развитии основная задача педагогов и образовательного процесса [42]. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи негативно сказывается на фонологической системе языка. В настоящее время достаточно важной проблемой является несформированность фонетических процессов у детей старшего дошкольного возраста, которые в дальнейшем будут создавать значительные трудности для успешного обучения детей в школе [18]. По мнению многих авторов, в том числе и Н. С. Жуковой [12], А. Г.


У наших авторов написание сочинений на заказ в Краснодаре занимает минимум времени.


Каше [14], Н. В. Нищевой [24], М. Ф. Фомичевой [25], преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи имеет в своей основе развитие активной познавательной деятельности детей, формирование у них процессов наблюдений, сравнений и обобщений в области речевых звуков. Оно достигается путем использования различных видов дидактических игр и игровых упражнений, направленных в первую очередь на развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов. Основное требование к обучению дошкольников – это научить детей правильно узнавать, различать и выделять на слух звуки, слоги, их последовательность в слове, правильно и отчетливо произносить весь звуковой состав слова, а далее и всё слово, и фразу в целом [25]. Дидактическая игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Структура дидактической игры, её цель, задачи и игровые действия содержат в себе большие возможности для формирования и развития фонематических процессов. Следовательно, повышение эффективности логопедической работы – систематизация имеющегося материала дидактических игр и приведение его в соответствие с характером и структурой речевого дефекта считается на сегодняшний день одной из актуальных задач логопедии. Актуальность исследования: Актуальность темы исследования объясняется распространенностью с фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста, о чем свидетельствуют многие исследования. При этом нарушении главными компонентами, которые чаще всего отклоняются от нормы, являются: моторная сфера, просодическая сторона речи, звукопроизношение и фонематические процессы. Раннее выявление таких детей, а также комплексная логопедическая работа в дальнейшем обеспечат успешное обучение детей в школе. Объект исследования – фонематические процессы у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – процесс логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с использованием дидактически игр. Цель данной работы – разработать план логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактически игр. Исходя из поставленной цели исследования, были определены следующие задачи: 1.Изучить научно-методическую литературу по формированию фонетики и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе. 2. Подобрать методики и провести анализ результатов логопедического обследования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста. 3. Провести обследование и проанализировать его результаты. 4.Определить основные направления логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с использованием дидактических игр. 5.Разработать перспективный план логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи с использованием дидактических игр на каждого обследуемого ребенка. Для достижения цели и задач исследования, использовались следующие методы: теоретический метод (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования), количественный и качественный анализ полученных данных, сравнительный анализ полученных результатов исследования. Исследование проводилось в рамках написания курсовой работы в 2020 году на базе филиала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада «Детство», детский сад № 135 «Радуга» города Екатеринбурга. В обследовании принимали участие пять детей подготовительной к школе группы, с заключением: фонетикофонематическое недоразвитие речи. Тем не менее, акцент в нашей работе мы делали на использование дидактических игр, с целью формирования фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

Читать дальше
Целью данной выпускной квалификационной работы было изучение особенностей формирования фонетики и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, а также планирование содержания коррекционной логопедической работы с использованием дидактических игр. В первой главе нами была дана психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Дети имеют органические или функциональные отклонения в состоянии центральной нервной системы. Наличие органического поражения мозга обусловливает выявление различных нарушений общей, мелкой и артикуляционной моторики, нарушения равновесия, координации движений, не дифференцированность движений пальцев рук, а также прослеживаются нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи. Несформированность фонематического восприятия приводит к нарушениям в формировании фонематических представлений, умений и навыков осуществлять звуковой анализ и синтез, так как сформированность звукопроизношения, фонематического слуха и фонематического восприятия являются основным условием для успешного обучения в школе, коррекционную работу с детьми необходимо проводить в дошкольном возрасте. Во второй главе цель нашего исследования была, определить по результатам констатирующего эксперимента уровень сформированности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Цель решалась с помощью следующих задач: – определить методики для диагностики фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста; – провести анализ количественных и качественных данных, составить сводные таблицы результатов обследования; – запланировать дальнейшую коррекционную логопедическую работу с применением дидактических игр. Для обследования моторной сферы и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, была использована речевая карта Н. М. Трубниковой и диагностический альбом О.Б. Иншаковой. Констатирующий эксперимент проводился в рамках написания курсовой работы в 2020 году на базе филиала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада «Детство», детский сад № 135 «Радуга» города Екатеринбурга. В обследовании принимали участие пять детей подготовительной к школе группы, с логопедическим заключением фонетико-фонематическое недоразвитие речи. При анализе результатов констатирующего эксперимента мы определили, что у обследованных детей старшего дошкольного возраста нарушены неречевые и речевые функции, а также полиморфное и мономорфное нарушение звукопроизношения. Результаты констатирующего эксперимента показали, что планирование и содержание коррекционной логопедической работы будет направлено на развитие фонематических процессов. В третьей главе, на основе полученных результатов обследования мы определили основные принципы по формированию и развитию фонематических процессов, а также составили перспективный план логопедической работы на каждого ребенка, участвовавшего в обследовании. А также определили направления логопедической работы с применением дидактических игр: 1.Развитие моторной сферы, будет осуществляться через дидактические игры и упражнения, которые будут направлены на развитие двигательной памяти и внимания, а также на развитие статической и динамической координации движений, пространственной организации, развитие темпа и ритма, через игровые упражнения, пальчиковую гимнастику и словесные игры. 2.Развитие мимических мышц лица, через расслабляющий, укрепляющий, а также и самостоятельный массаж. 3.Развитие неречевого и речевого дыхания, через игровые упражнения с элементами игры и дыхательную гимнастику. 4.Развитие просодической стороны речи, через дидактические игры и упражнения, которые направлены на формирование и развитие речевого дыхания, силы и высоты голоса, а также интонации. 5.Формирование правильной артикуляции звуков, через подобранные артикуляционные упражнения. Развитие фонетической стороны речи, через разнообразные дидактические игры, а также спланированные и организованные логопедические занятия для постановки, автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих и сонорных звуков. 6.Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а также формирование навыков звукового анализа и синтеза, через дидактические игры, которые будут направлены на умение различать звуки по месту и способу образования, по акустическим признакам. Уметь делить слышимое слово на составляющие его звуки, соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, через использование разных дидактических игр и игровых упражнений. Дидактические игры, которые используются в коррекционной работе по формированию и развитию фонетической стороны речи и фонематических процессов, решают такие задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке и автоматизации нарушенного звука, закреплению правильного звукопроизношения, а также способствуют развитию мотивации и самоконтроля у детей. В процессе дидактической игры у старших дошкольников осуществляется в неразрывной связи развитие высших психических функций, моторной сферы и фонематических процессов. Использование дидактических игр планируется и используется логопедом на всех этапах коррекционной работы. Также важной составляющей всей коррекционной работы, является тесный контакт логопеда с семьёй, так как это важнейшее условие эффективности логопедической работы. Поэтому, в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной эффективной работы по преодолению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, цель и задачи выпускной квалификационной работы выполнены в полном объёме
Читать дальше
Андреев О.А. Учимся читать быстро. М.: «Университетское», 2012. 192 с. 2. Боразнова Г.Д. Техника обучения чтению // «Пачатковая школа». 2014. №10. С. 36-38. 3. Бунеев Р.Н. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 кл. в 2ч. ФГОС / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. М.: БАЛАСС, 2012. 160 с. 4. Бунеева Е.В. Технология работы с текстом в начальной школе и в 5-6 классах (Технология формирования правильности читательской деятельности) // Образовательные технологии: сб. материалов. М.: Баласс, 2008. Ч. 1. С. 65-89. 5. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. М.: Либроком, 2010. 360 с. 6. Былеевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников // «Начальная школа». 2010. №5. С. 35-41. 7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: Издательство АПН РСФСР, 1991. 476 с. 8. Гальперин И.Я. Умственные действия как основа формирования мысли // Вопросы психологии. 2015. №1. С. 5-8. 9. Горбушина Л.А. Обучение выразит. чтению младших школьников. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. 160 с. 10. Джежелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников // «Начальная школа». 2011. №1. С. 33-38. 11. Доблаев Л.П. Анализ и понимание текста. Методическое пособие. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1987. 69 с
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Проектно-сметная документация на капитальный ремонт многоквартирного дома в г. Тюмень
Количество страниц:
30
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Строительство и архитектура
курсовая работа
Определение суда первой инстанции: особенности законной силы
Количество страниц:
35
Оригинальность:
64%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гражданский процесс
реферат
Аспекты диверсификации микропредприятия в современных экономических условиях
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image